Дэниел Грос, Кризис еврозоны входит в новую фазу

9 ноября 2010 Главное | Уоллстрит
Система жизнеобеспечения Греции, Ирландии, Португалии и Испании оказалась под угрозой. Страны еврозоны с высоким уровнем долга не смогут пережить кризис бюджетного дефицита без доступа к кредитам, выдаваемым ЦБ Система жизнеобеспечения Греции, Ирландии, Португалии и Испании оказалась под угрозой. Страны еврозоны с высоким уровнем долга не смогут пережить кризис бюджетного дефицита без доступа к кредитам, выдаваемым ЦБ.

Франко-германское соглашение, заключенное в прошлом месяце в Довилле, Франция, и заявление европейских лидеров, сделанное 29 октября, изменили базовые правила долговой системы еврозоны.

Все 27 стран-участниц Евросоюза к настоящему времени подтвердили необходимость пересмотра Лиссабонского договора с целью создания постоянного антикризисного механизма. Ключевым новым элементом можно назвать то, что европейские лидеры открыто заявили, что будущие спасения стран-должников должно осуществляться при участии частных кредиторов. Пока ничего неизвестно о масштабах их предполагаемого участия, но уже ясно, что ЕС намерен обращаться к помощи частных кредиторов.

Соглашение, заключенное европейскими лидерами, в последнее время было закреплено двумя обстоятельствами.

Во-первых, решимость Германии привлекать частных кредиторов к спасению стран-должников усилилась еще больше, поскольку государственные или контролируемые государством банки, на которые пришлась львиная доля долгов периферийных стран еврозоны немецким финансовым компаниям, передали эти активы по программе "плохого банка". Это значит, что политически зависимые кредиторы больше не станут лоббировать полное спасение погрязших в долгах стран, таких как Греция, Ирландия и Португалия, и что Германия больше не будет беспокоиться о том, что ее собственная банковская система будет дестабилизирована дефолтом стран еврозоны.

Новый спад

Во-вторых, в заявлении ЕС, распространенном 29 октября, говорится о "роли частого сектора". Буквально это означает, что все официальные кредиторы Е110-миллиардной программы спасения Греции и любых средств, выданных через Европейский фонд финансовой стабильности, будут защищены от убытков.

Сосредоточение риска на "частных кредиторах" можно смело назвать политическим поворотом. Соглашения о ссудах, заключенные с Грецией ранее в текущем году, не дают межправительственным кредиторам какого-либо привилегированного статуса.

Здесь возникает вопрос: следует ли считать ЕЦБ одним из элементов "частного сектора"? Проблема в том, что долговые обязательства Греции, удерживаемые ЕЦБ, настолько велики, что частным кредиторам мало что останется, если потребуется реструктуризация долга.

Расширение спредов

Спреды по долгосрочным облигациям Греции и других периферийных стран могут вырасти еще больше, если будет подтвержден привилегированный кредиторский статус Европейского стабфонда и ЕЦБ.

После заявления, сделанного лидерами ЕС 29 октября, ЕЦБ станет сложнее продолжать проводить программу покупки облигаций стран Южной Европы несмотря на то, что потребность в этом возросла, о чем свидетельствует расширение спредов. Еще более важно то, что ЕЦБ придется стать более сдержанным в своих требованиях к залоговым активам, предоставляемым периферийными странами, поскольку перспективы реструктуризации долга с убытками для частных кредиторов, уже обретают черты официальной политики.

Это создает угрозу для "механизма жизнеобеспечения" стран периферии еврозоны. Важность доступа к кредитам, выдаваемым ЕЦБ странам с высоким дефицитом платежного баланса, который продолжает нарастать в Греции, Ирландии и Португалии, показывает, что им нужен новый капитал из-за рубежа (и замещение кредитных линий, срок которых истекает в ближайшее время).

Огромные вливания

За прошедшие два года банковские системы Ирландии и Греции получили примерно по 100 млрд. евро в виде внешнего финансирования со стороны ЕЦБ. Без столь существенных вливаний, которые составили около 40% от ВВП Греции и 75% от ВВП Ирландии, этим странам пришлось бы пережить "внезапную остановку" капитала, поразившую страны Центральной и Восточной Европы, такие как Болгария, Эстония, Латвия и Литва, чьи банковские системы не имеют доступа к "окнам рефинансирования" ЕЦБ.
Банки и фирмы Греции и Ирландии практически лишились доступа к международному рынку капитала. Если доступ к окнам ЕЦБ значительно затруднится, население Греции и Ирландии не сможет поддерживать свой текущий уровень расходов, и экономики этих стран ждет неминуемый коллапс.

Ясно, что уровень доходов и потребления в странах-должниках упадет, если периферия еврозоны столкнется с такими же изменениями внешнего финансирования, как и страны Центральной и Восточной Европы. Налоговые поступления также упадут, что в свою очередь сделает корректировку бюджета еще более труднодостижимой задачей.

Политическим системам Греции, Ирландии и Португалии следует обзавестись такой же решимостью, как и странам Центральной и Восточной Европы, которые по сей день регулярно продолжают обслуживать свои долговые обязательства. Без создания "механизма жизнеобеспечения" в еврозоне подобная задача станет для них практически нереальной.

www.bloomberg.com

Источник /templates/new/dleimages/no_icon.gif http://www.akmos.ru
При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=100760 обязательна
Условия использования материалов