G20 выстрадала план

Лидеры стран G20 провели официальное заседание. Главам государств "Большой двадцатки" предстояло обсудить непростые темы. Среди них: глобальные дисбалансы экономического роста, регулирование валютных курсов, реформирование международных финансовых организаций и регулирование финансовых рынков Лидеры стран G20 провели официальное заседание. Главам государств "Большой двадцатки" предстояло обсудить непростые темы. Среди них: глобальные дисбалансы экономического роста, регулирование валютных курсов, реформирование международных финансовых организаций и регулирование финансовых рынков. Самая главная задача, которая стояла перед участниками саммита, заключалась в поиске ответа на новые вызовы, с которыми мировая экономика столкнулась на этапе выхода из кризиса. Итогом двухдневного саммита стал план действий, принятый главами "Группы двадцати" и содержащий рекомендации по макроэкономической политике.

Идея создания "Группы двадцати" обусловлена принятым на встрече лидеров "большой семерки" в Кельне в июне 1999 года решением установить "...неформальный механизм для диалога по ключевым вопросам экономической и финансовой политики между системообразующими странами мира с целью достижения стабильного и устойчивого роста мировой экономики на благо всех стран".

Учредительная конференция министров финансов и управляющих центральными банками "Группы двадцати" состоялась 15-16 декабря 1999 года в Берлине. Конференция определила, что "Группа двадцати" является неформальной организацией, объединяющей страны из разных регионов мира и с разным уровнем хозяйственного развития, а также ведущие международные финансовые организации на основе заинтересованности в коллективном решении важнейших мировых экономических и финансовых проблем.

Членами "двадцатки" являются Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония и Европейский союз. Постоянными участниками встреч "двадцатки" являются МВФ, Европейский центральный банк и Всемирный банк.

Всего на страны "Группы двадцати" приходится свыше 85% мирового ВВП. В них проживает свыше 60% населения мира, причем 66% беднейшего населения также приходится на эти страны.

Основная форма деятельности G20 - ежегодные встречи на уровне министров финансов и глав центробанков. Встречи проходят в стране, которая является председателем группы.

Страна-председатель G20 меняется ежегодно по принципу ротации. При этом каждый год председательствующие страны должны быть из разных регионов (например, в 2007 году председательствовала ЮАР, в 2008 году - Бразилия, в 2009 году - Великобритания). Временный секретариат располагается в председательствующей стране.

Ряд вопросов лидеры "Группы двадцати", которые собрались в столице Южной Кореи, начали обсуждать уже накануне. В ходе заседания глав G20 были затронуты, в частности, вопросы международной экономической ситуации. Участники форума обсудили также усилия по выходу из кризиса и дополнительные меры по формированию международной финансовой архитектуры. Также участники форума одобрили предложение о создании глобальной сети финансовой безопасности. Кроме того, G20 согласилась с необходимостью перераспределение квот в Международном валютном фонде. Лидеры "двадцати" подтвердили договоренность министров финансов о том, что формула распределения квот в фонде должна быть пересмотрена до 2013 года. Помимо этого, участники саммита осудили искусственные девальвации национальных валют.

О глобальной сети финансовой безопасности

На заседании в Сеуле лидеры G20 достигли ряд договоренностей. Главы "Большой двадцатки", в частности, утвердили инициативу корейского председательства по созданию Глобальной сети финансовой безопасности. "Эта инициатива одобрена, достигнут хороший результат", - сообщил в Сеуле помощник президента РФ Аркадий Дворкович.

По его словам, у Международного валютного фонда появилось два новых инструмента, которые в большей мере удовлетворяют потребностям стран, которые испытывают проблемы, и вызывают у них меньшее беспокойство по поводу того, что обращение к МВФ может вызвать дополнительные риски.

Корейские предложения подразумевают создание системы финансовых механизмов, позволяющих оперативно обеспечить доступ к финансовым ресурсам в случае возникновения кризиса или появления его признаков. В основе системы - механизмы и ресурсы МВФ. Так, предлагается усилить инструмент Гибкой кредитной линии для стран с сильной экономикой и создать новый инструмент Предохранительной кредитной линии для достаточно "сильных" стран, испытывающих экономические трудности.

Оба инструмента не предполагают в качестве условия выдачи кредита предъявление к заемщику каких-либо требований в сфере проводимой им экономической политики. Третий элемент системы - Глобальный стабилизационный механизм - предполагает комплекс инструментов, доступных в случае нового финансового кризиса.

О перераспределении квот в МВФ

Кроме того, лидеры G20 подтвердили достигнутые ранее договоренности министров финансов "Большой двадцатки" о том, что до 2013 года должна быть пересмотрена формула распределения квот в МВФ и к 2014 году возможен новый раунд самого перераспределения квот. Как сообщил помощник президента РФ, это позволит решить проблему на многие годы вперед. По словам Дворковича, в проекте декларации саммита содержалось одобрение этих шагов.

Напомним, что на встрече 22-23 октября в городе Кенджу министрам финансов и главам Центробанков стран G20 удалось договориться о перераспределении квот от развитых к развивающимся странам в объеме около 3%. Однако Россия выражала неудовлетворение решениями финансовой G20, рассчитывая на перераспределение квот в объеме 5-6%. Как сообщал ранее Дворкович, Россия намерена настаивать на продолжении реформирования фонда, в том числе на рассмотрении изменения в ближайшие два года формулы, по которой распределяются квоты.

Напомним, что сейчас при распределении квот в МВФ учитывается ВВП стран. Россия и ее коллеги по БРИК выступили с предложением в большей мере учитывать фактор объема ВВП по паритету покупательной способности. "Это одно из самых существенных предложений", - отметил в четверг А.Дворкович, подчеркнув, что на сегодняшний день никаких конкретных формул распределения квот в МВФ не одобрено, одобрена только сама необходимость изменения формулы.

Об искусственной девальвации национальных валют

В ходе совещания G20 лидеры государств высказались также против односторонних действий в валютной области. Необходимость "избегать искусственных девальваций" участники форума зафиксировали в документах. Россия выразила удовлетворение, что в заключительном документе саммита "двадцатки" записано положение, осуждающее искусственные девальвации национальных валют. Российская позиция, отметил помощник президента РФ, состоит в том, что действия в этой сфере должны быть скоординированными, кроме того, необходимо избегать односторонних шагов, которые могут вызвать чрезмерные риски.

Что касается валютных индикаторов стабилизации финансового рынка, то, как рассказал помощник российского президента, список пока не определен. Ожидается, что встреча министров финансов G20 по выработке данных индикаторов состоится в первой половине следующего года.

Несмотря на то, что саммит в Сеуле проходит через неделю после озвученных Федеральной резервной системой США планов по покупке до середины 2011 года гособлигаций на сумму $600 млрд, идея Соединенных Штатов о выпуске гособлигаций участниками саммита G20 затронута не была. Лидеры "Большой двадцатки", по словам Дворковича, говорили в целом о рискованности чрезмерной накачки деньгами, которая может привести к рискам на рынках других стран.

Итоговая декларация

Итогом саммита в Сеуле 11-12 ноября стала декларация, текст которой утвердили лидеры стран "группы двадцати". В ней, в частности, подчеркивается, что лидеры G20, едины в своем убеждении, что, работая вместе, они смогут обеспечить более процветающее будущее гражданам всех стран.

В документе также отмечается, что лидеры G20 работали на четырех предыдущих саммитах в беспримерном сотрудничестве, с тем чтобы прекратить резкое падение глобальной экономики и создать основы для восстановления и возобновления роста. При этом главы "двадцатки" уверены, что те конкретные шаги, которые предприняли страны "Большой двадцатки", помогут обеспечить лучшую готовность предотвращать будущие кризисы и, если необходимо, им противостоять. Лидеры G20взяли на себя обязательства продолжить координацию усилий и действовать сообща для обеспечения сильного, устойчивого развития.

Помимо этого, лидеры G20 признали важность снятия озабоченности наиболее уязвимых сторон, в связи с чем они полны решимости поставить в основу восстановления создание новых рабочих мест, предоставить социальную защиту и достойную работу, а также обеспечить ускоренный рост в странах с низким уровнем доходов.

Риски остаются, признают главы "двадцатки". Некоторые из нас переживают сильный рост, в то время как другие испытывают высокий уровень безработицы и медленное восстановление, отмечают лидеры G20. "Неравномерный рост и разрастающиеся дисбалансы питают соблазн отказаться от глобальных решений в пользу несогласованных действий", - отмечают участники сеульского саммита, однако они также подчеркивают, что несогласованные стратегические действия приведут только к худшим для всех результатам.

Между тем, в декларации лидеров стран "группы двадцати" отмечается, что одним из результатов Сеульского саммита является Сеульский план действий, состоящий из всеобъемлющих стратегических действий, основанных на сотрудничестве и ориентированных на каждую конкретную страну, призванный приблизить всех к общей цели.

План включает, в частности, обязательство лидеров "Большой двадцатки" предпринять макроэкономические стратегии, в том числе бюджетную консолидацию там, где это необходимо, с тем чтобы обеспечить непрерывное восстановление и устойчивый рост и укрепить стабильность финансовых рынков, в частности путем движения в направлении определяемых рынком систем валютных курсов, повышения гибкости валютного курса, который бы отражал основополагающие экономические принципы и воздерживался от конкурентной девальвации валют.

В то же время развитые экономики, в том числе страны с резервной валютой, будут внимательно следить за недопущением резких колебаний и беспорядочных изменений валютных курсов. Эти действия, по мнению лидеров G20, помогут снизить риск излишней волатильности потоков капитала в странах с развивающейся экономикой.

Как отмечается в коммюнике по итогам саммита глав стран "двадцатки", когда страны сталкиваются с чрезмерным бременем волатильности валютных курсов, ответные меры политики развивающихся стран, которые располагают надлежащими резервами и гибкие валютные курсы которых продолжают повышаться, могут включать тщательно разработанные макропруденциальные меры.

И хотя международная валютно-финансовая система оказалась устойчивой, факторы напряженности и уязвимости были очевидными, подчеркивается в плане действий, принятом G20. В связи с этим лидеры "Большой двадцатки" приняли решение изучать пути дальнейшего совершенствования международной валютно-финансовой системы для обеспечения системной стабильности мировой экономики.

Между тем, сеульский план действий включается также обязательство глав "Большой двадцатки" осуществить ряд структурных реформ, которые активизируют и поддерживают глобальный спрос, стимулируют создание рабочих мест и увеличивают потенциал роста.

Помимо этого, лидеры G20 обязуются расширить процесс взаимной оценки в рамках реализации Рамочного соглашения по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста (ПВО), с тем чтобы обеспечить устойчивость счетов текущих операций. "Мы укрепим многостороннее сотрудничество для обеспечения внешней устойчивости и примем полный набор мер политики, способствующих уменьшению чрезмерных дисбалансов и сохранению дисбалансов по счету текущих операций на устойчивом уровне", - заверили лидеры "Большой двадцатки".

По их мнению, устойчивые значительные дисбалансы, оцениваемые на основе индикативных критериев, которые должны быть согласованы министрами финансов и управляющими центробанков G20, требуют проведения в рамках ПВО оценки природы их возникновения и определения коренных причин, мешающих их урегулированию. При этом подчеркивается необходимость принятия во внимание условий страны или региона, в том числе крупных производителей сырьевых товаров.

Эти индикативные руководящие принципы, состоящие из ряда показателей, будут служить в качестве механизма своевременного распознавания крупных дисбалансов, требующих принятия превентивных и корректирующих мер, отмечается в декларации.

В целях поддержки усилий "Большой двадцатки" по выполнению этих обязательств лидеры G20 поручили своей рабочей группе по реализации Рамочного соглашения с технической поддержкой МВФ и других международных организаций разработать указанные индикативные руководящие принципы и представить их на рассмотрение министров финансов и председателей центральных банков на их весенней встречи в 2011 году.

Еще одним результатом сеульского саммита стал модернизированный МВФ, который, по мнению глав государств "двадцатки", лучше отражает изменения мировой экономики благодаря повышению представленности стран с динамично развивающейся экономикой и развивающихся стран. Такие всеобъемлющие реформы в области квот и управления, как изложено в документе саммита, повысят правомерность, надежность и эффективность МВФ, превратив его в еще более сильный институт, призванный содействовать глобальной финансовой стабильности и росту, говорится в декларации.

В ходе саммита, который прошел 11-12 ноября, были также разработаны инструменты, призванные укрепить глобальные сети финансовой безопасности, которые помогут странам справляться с финансовыми колебаниями.

Еще одним итогом саммита стали ключевые элементы новой системы финансового регулирования, включая стандарты банковского капитала и ликвидности, а также меры по улучшению регулирования и эффективному разрешению проблем системно важных финансовых институтов, дополненные более эффективным контролем и надзором.

Также в ходе саммита G20 в Сеуле был достигнут Сеульский Консенсус по развитию во имя общего роста, закрепляющий приверженность "Большой двадцатки" работать в партнерстве с другими развивающимися странами и странами с низким уровнем доходов. Это должно помочь им в создании условий для наращивания и реализации их собственного потенциала роста, внося тем самым вклад в глобальное восстановление баланса.

В список основных результатов Сеульского саммита лидеры G20 отнесли также разработанный ими план действий по расширению доступа к финансовым услугам, глобальное партнерство по расширению доступа к финансовым услугам и гибкую систему финансирования для малых и средних предприятий. Все вместе это должно внести существенный вклад в улучшение доступа к финансовым услугам и расширение возможностей для бедных домохозяйств и малых и средних предприятий

Источник / http://www.spekulant.ru/
При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=101270 обязательна
Условия использования материалов