Экс-владелец «КИТ Финанс» может вернуться в бизнес » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Экс-владелец «КИТ Финанс» может вернуться в бизнес

Инвестбанкир Александр Винокуров, бывший владелец группы «КИТ Финанс», может вернуться на финансовый рынок, набрав в новую команду бывших коллег
13 ноября 2010
Инвестбанкир Александр Винокуров, бывший владелец группы «КИТ Финанс», может вернуться на финансовый рынок, набрав в новую команду бывших коллег

Возвращаться — типичный ход как разорившихся в кризис инвестбанкиров, так и успевших продать свой бизнес на высоком рынке, до середины лета 2007 года. Так примерно год назад на рынок вернулась ИК «Атон», которую ее владелец, Евгений Юрьев, продал банку «Юникредит». Ныне Евгений Юрьев — советник президента России, бывший «Атон» называется «Юникредит Секьюритиз», а под старым брендом работает новая компания, созданная с нуля. Но в этой компании трудится примерно та же команда, которая уходила в «Юникредит» при продаже. Да и занимается компания «Атон» сейчас тем же, чем и до сделки — торговлей на фондовом рынке по заказам институциональных инвесторов.

«КИТ Финанс» — структура уникальная. До переезда из Санкт-Петербурга в Москву это был банк «ВЭБ-Инвест». В столице он взял новое имя «КИТ», но всегда ассоциировался с питерской командой. С этого инвестиционного дома в буквальном смысле слова начался в России кризис 2008 года.

Безусловно, «КИТ» был не единственным игроком рынка, у которого к осени 2008 года просто закончились деньги. Но кризис неплатежей по сделкам РЕПО (обязательства обратного выкупа ценных бумаг, под залог которых игроки рынка получали кредиты деньгами) начался 17 сентября 2008 года с отказа ООО «КИТ Финанс» выполнять условия заключенных сделок. Об этом четко сказано на сайте биржи ММВБ в разделе «Раскрытие информации».

Как «КИТ» напоролся на мель

Правда, денежные проблемы у «КИТа» начались чуть раньше и на другой бирже — РТС. На площадке торговли производными инструментами — Forts. Рынок срочных контрактов на биржах устроен так, что когда у одного игрока заканчиваются средства, ранее внесенные как гарантия под заключаемые сделки, то позицию этого участника закрывают принудительно. «Если стоимость контракта отличается от рыночной цены в сторону «ниже рынка», и при этом инструмент — часть арбитражной сделки (то есть сделки, которые участники рынка заключают на разных биржах с инструментами на один и тот же базовый актив, вне зависимости, что это за актив — акция, облигация, зерно, нефть, что угодно — с целью получения прибыли за счет разницы в цене), то тебе ничего другого не остается, как признать свой убыток», — объяснил суть механизма торговли производными инструментами топ-менеджер одной из крупных российских бирж.

По его словам, время начала сентября 2008 года было настолько мутным, что даже сейчас нельзя с уверенностью сказать, кто кому и когда не заплатил, но проблемы у «КИТа» выползли наружу тут же. Клиринговая организация биржи ММВБ, видя яростное нежелание «КИТа» выкупать заложенные бумаги обратно, попыталась списать с него деньги— как с виновной стороны в пользу невиновной. «А ответственность за неисполнение сделки участники рынка обычно выставляют в размере не более 10% от цены реально проведенной сделки. Так и стало ясно, что «КИТу» платить банально нечем. В итоге так все и вышло: те, кто давали «КИТу» деньги в долг, остались с его бумагами, а сам «КИТ» — с требованием заплатить. Рынок РЕПО на ФБ ММВБ реально «встал колом». С этого момента и принято отсчитывать хронику финансового кризиса в нашей стране», — резюмирует тот же топ-менеджер.

Бумаги, выкупить которые «КИТ» не смог у контрагентов в сентябре 2008 года — это акции «Ростелекома». У «КИТ-финанса» была своя инвестпрограмма по этому эмитенту, он активно скупал акции этого холдинга по всему рынку. На момент кризиса на балансе у «КИТа» осело 40% акций «Ростелекома».

Осенью 2008 года гендиректор «КИТ Финанс» Александр Винокуров включил имеющийся у него административный ресурс и обратился за помощью к государству. В итоге банк был продан структурам РЖД (хотя изначально спасателем компании называлась АЛРОСА) за 100 рублей. В ходе спасения «КИТа» в него было вложено 135 млрд. рублей.

Новый генеральный холдинговой компании «КИТ Финанс» Юрий Новожилов, назначенный новым собственником, заявил тогда, комментируя невозвращение Винокуровым более чем 1 млрд рублей: «Эти действия можно расценивать как попытку вывода активов, которые должны быть использованы для расчетов с кредиторами и вкладчиками».

Новейшая история

С момента кризиса прошло уже более двух лет. Команда специалистов из «КИТа» разбрелась по рынку. Часть из них осела в департаменте инвестбанковских услуг Транскредитбанка (ТКБ).

В январе 2009 года Александр Винокуров с супругой Натальей Синдеевой стали основными акционерами делового Интернет-ресурса «Slon.ru» (по оценкам экспертов, инвестиции составили 3 млн евро), а в апреле 2010 года они запустили кабельный канал «Дождь. Optimistic Channel» (на стартапе Винокуров инвестировал, по некоторым оценкам, 10 млн долларов).

На днях в интервью «Ведомостям» Александр Винокуров сообщил, что рассматривает возможность возвращения в финансовый бизнес. Скорее всего, он создаст компанию, в которой будут работать его бывшие коллеги по «КИТу», а ныне сотрудники инвестиционного подразделении Транскредитбанка — «ТКБ Капитал».

Сейчас ТКБ находится в стадии сделки по покупке его банком ВТБ. А у самого ВТБ наличествует громадная структура по оказанию инвестбанковских услуг — компания «ВТБ Капитал», поэтому сотрудники ТКБ могут прийтись после сделки «не ко двору».

«Александр Винокуров с командой из «ТКБ капитала», скорее всего, пойдут на создание новой компании, поскольку сам Винокуров заявил, что выкупать «ТКБ капитал» у ТрансКредитбанка он не намерен. По закону, уставный капитал инвесткомпании должен быть не менее 35 млн рублей. Не исключено, что господин Винокуров может собрать старую команду и придти развивать инвестиционно-брокерский бизнес в компанию, уже созданную одним из крупных российских банков — в банки, занимающие 30-50 место по размеру активов, — говорит аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов.

«Рынок не забыл Винокурова. Создав новый бизнес, он может развивать те же направления, в которых был силен «КИТ-Финанс» — размещения ценных бумаг и брокеридж, но не исключены и какие-то другие направления работы», — считает генеральный директор УК «Флеминг Фэмили энд Партнерс» Рустам Исеев.

«Состояние нашего фондового рынка таково, что на нем сейчас одновременно и нет свободных ниш, и можно заниматься всем, чем угодно. Думаю, что команда под руководством Винокурова, скорее всего, займется сделками на рынке привлечения капитала, так как активность российских компаний по привлечению заемных средств и размещению своих акций в 2010 году очень выросла», — говорит вице-президент ФГ БКС Юрий Минцев.

Он поясняет, что на рынке инвестбанковских услуг сейчас есть крупные игроки, такие как «ВТБ Капитал», «Ренессанс», «Тройка Диалог», но эти компании не очень активно берутся за сделки для компаний средней капитализации. «Посмотрите, кто в этом году выходил на биржу и кто для этих небольших компаний делал IPO? Организацию бумаг средних по своей величине компаний делали небольшие инвестдома. Поэтому рынок услуг инвестбанкикинга для небольших российских компаний пока не заполнен, и появление на нем команды Винокурова — дело реалистичное», — продолжает Минцев.

При этом он говорит, что бывшая команда «КИТа» была сильна своими сделками с опционами (на работе с которыми, «КИТ», собственно, и сел осенью 2008 года на бирже РТС — BFM.ru) и подразделением по торговле облигациями. «Доля сделок на рынке акций в «КИТа» была невысока», — замечает Юрий Минцев.

Сам Александр Винокуров 13 ноября был недоступен для комментариев.

Елена Гостева

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter