IPO в России и СНГ: Слабый спрос и невпечатляющие биржевые показатели не помешали "новичкам" привлечь $5,58 млрд » Элитный трейдер
Элитный трейдер


IPO в России и СНГ: Слабый спрос и невпечатляющие биржевые показатели не помешали "новичкам" привлечь $5,58 млрд

Компаниям, планирующим IPO, и инвесторам из России и стран СНГ следует "действовать с величайшей осторожностью", свидетельствует проведенный The PBN Company анализ данных, содержащихся в последнем выпуске информационного бюллетеня об итогах активности на рынке IPO России и СНГ "IPO Tracker для России/CНГ"
23 ноября 2010 ИХ "Финам" | Архив
Компаниям, планирующим IPO, и инвесторам из России и стран СНГ следует "действовать с величайшей осторожностью", свидетельствует проведенный The PBN Company анализ данных, содержащихся в последнем выпуске информационного бюллетеня об итогах активности на рынке IPO России и СНГ "IPO Tracker для России/CНГ".

Картину, складывающуюся по результатам 14 проведенных в этом году компаниями из России и Украины IPO, можно в лучшем случае назвать смешанной, считает Питер Некарсулмер, председатель и главный исполнительный директор The PBN Company, агентства по финансовым и стратегическим коммуникациям, специализирующегося на республиках бывшего Советского Союза. "И хотя на сегодняшний день компаниям удалось привлечь уже в общей сложности $5,58 млрд, многие IPO не оправдали ожиданий в том, что касается спроса со стороны инвесторов, достижения запланированных финансовых показателей и удержания котировок акций на привлекательных уровня", - говорит он.

В 2010 году на биржу вышли в общей сложности 11 российских компаний - пять в первой половине года и шесть во второй. В Украине свои акции инвесторам предложили три компании, представляющие сельскохозяйственный сектор. Компании из других стран СНГ в этом году IPO не проводили. На российские фирмы пришлось 95% всех привлеченных средств.

Состоявшееся недавно размещение акций Mail.ru (MAILRq) прошло чрезвычайно успешно и собрало около $1 млрд. Другие IPO, однако, были восприняты инвесторами с меньшим энтузиазмом - более чем в половине случаев организаторы не смогли привлечь ожидавшегося объема средств и/или вынуждены были проводить размещение по нижней границе ценового диапазона, отмечают в отчете специалисты The PBN Company. К примеру, российский производитель морепродуктов "Русское море" (RSEA) в результате IPO выручил всего $90 млн, тогда как изначально планировалось привлечь $130,2-173,5 млн. Строительная компания "Мостотрест" (MSTT) продала свои акции за $388 млн - значительно меньше ожидавшихся $496 млн. Железорудной компании IRC Ltd (1029.HK) пришлось вдвое - до $242 млн - сократить объем своего IPO на фоне низкого спроса на бумаги со стороны инвесторов. Акции IRC, размещавшиеся в Гонконге, в первый же торговый день упали на восемь процентов, а по данным на 22 ноября 2010 года понизились на 22% по сравнению с первоначальной ценой размещения.

Падение после IPO

Акции многих вышедших на биржу компаний после размещения также пошли вниз. Акции российской фармацевтической компании "Протек" (PRTK) упали на 41% с момента размещения в апреле этого года. Бумаги "Русского моря" (RSEA) за тот же период потеряли 62% своей стоимости. Акции "РУСАЛа" (0486.HK), которые снизились на гонконгской бирже на 38 % по сравнению с ценой размещения, сумели отыграть большую часть потерь, но 22 ноября 2010 года все еще торговались на 12% ниже цены IPO - по $1,21.

"Нам кажется, что пока что еще слишком рано говорить о том, что хорошие показатели ноября являются предвестником уверенного возвращения России и других стран СНГ на рынок IPO в следующем году, - заметил Некарсулмер. - В сигналах, поступающих с экономического фронта, слишком много неизвестных. Это касается и общего состояния мировой экономики, и роста российского ВВП в 2010 году, и того, как рынок воспримет объявленную правительством России пятилетнюю программу приватизации, которая должна принести бюджету $55 млрд. На наш взгляд, светофор IPO пока что продолжает показывать яркий желтый свет".

Данные IPO Tracker свидетельствуют о том, что из 130 российских, украинских, казахстанских компаний и компаний из других стран СНГ, объявивших о своем желании разместить акций в этом году, провели IPO только 14. Пять компаний — "Монокристалл", "Русагро", СУЭК, "Уралхим" и "Олимп" - отложили или отменили запланированные на 2010 год размещения по причине неблагоприятной рыночной ситуации. Еще два IPO — "Фармсинтеза" и "УралСибЭнерго" — должны пройти до конца года, в результате чего общее число достигнет 16.

И несмотря на то, что в цифровом выражении 16 IPO этого года выглядят внушительно по сравнению с 2009 годом тогда на биржу вышли всего две компании — Exillon Energy (EXIL) и Институт стволовых клеток человека (ISKJ), которые привлекли соответственно $100 млн и $ 5 млн), рынок IPO пока еще бесконечно далек от показателей 2007 года, ставшего рекордным для первичных размещений, отмечает г-н Некарсулмер. В 2007 году 33 компании из России и СНГ привлекли более $34,3 млрд - в семь раз больше, чем за весь 2010 год.

Компании несырьевого сектора показывают хорошие результаты

Еще одной отличительной чертой 2010 года стал выход на рынок значительного числа компаний несырьевого сектора. Кроме получившего от инвесторов в январе $2,2 миллиарда долларов "РУСАЛа", IPO провели еще две компании сырьевого сектора: производитель энергетического угля "Кузбасская топливная компания" (KBTKI) ($163 миллиона) и IRC (1029.HK) ($205 миллионов).

"Несырьевые компании — в том числе из высокотехнологичного и инновационного секторов — впервые после кризиса выходят на рынки капитала", - комментирует Питер Некарсулмер. Кроме того он отмечает, что растет интерес инвесторов к компаниям с большим потенциалом развития - к тем, кто способен "извлечь выгоду из роста благосостояния российских потребителей и стремления руководства страны провести диверсификацию и модернизацию экономики".

В этом году IPO провели три игрока сектора высоких технологий и инноваций и три сельскохозяйственные компании. Также на рынок вышли по одной компании из следующих секторов: розничная торговля, строительство и недвижимость, фармацевтика, транспорт и логистики, потребительские товары. IPO ведущей российской Интернет-компании Mail.ru (MAILRq) оказалось на сегодняшний день наиболее успешным размещением 2010 года. Первой из российских компаний в этом году ей удалось продать акции инвесторам по верхней границе ценового диапазона, при этом цена акций с момента размещения 5 ноября выросла уже на 33%.

Тем не менее, по мнению г-на Некарсулмера, сырьевые компании в 2011-2012 годах останутся в числе лидеров рынка IPO. Более двух десятков компаний из металлургического, горнодобывающего, нефтегазового и других сырьевых секторов обозначили свое намерение в ближайшем будущем выйти на IPO. Среди них такие гиганты, как "Алроса", "Газпром нефть", Interpipe, "КазМунайГаз, "ЛУКОЙЛ", "Металлоинвест" и СУЭК.

При этом по числу проведенных IPO компаний из СНГ продолжают лидировать Москва и Лондон. За ними следует Гонконг, представляющий особенный интерес для сырьевых компаний, которым важны близость и доступ к китайским инвесторам и рынкам. Ни одна компания из России и других стран СНГ не проявила интереса к размещению в США, тогда как китайские компании за первые девять месяцев 2010 года разместили в Нью-Йорке акции на почти $1,8 миллиарда

Аналитики (The PBN Company)

http://www.finam.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter