Вольфганг Мюнчау, Ирландская финансовая болезнь: как остановить заражение

29 ноября 2010 Главное | Уоллстрит
Если вы соедините 16 небольших открытых экономик, то получите крупную закрытую экономику. Но здесь есть подвох. Если вы соберете лидеров этих 16 небольших открытых экономик, вы получите просто группу политиков 16 мелких экономик Если вы соедините 16 небольших открытых экономик, то получите крупную закрытую экономику. Но здесь есть подвох. Если вы соберете лидеров этих 16 небольших открытых экономик, вы получите просто группу политиков 16 мелких экономик. Экономическое управление, осуществляемое Европейским советом, всегда характеризуется какофонией и зачастую некомпетентностью. Это институциональный принцип поиска виноватых. Ирландия заявляет, что она - не Греция. Португалия утверждает, что она - не Ирландия. Испанский премьер-министр на прошлой неделе объявил, что Испания - это не Португалия. Нетрудно догадаться, кем не хочет быть Италия. Парадокс управления лежит в основе кризиса Еврозоны. К примеру, он объясняет, почему в середине реального банковского кризиса возникли дебаты по поводу ставки корпоративного налога в Ирландии. Французы и немцы утверждали, что чрезмерно низкие налоги Ирландии искажают конкуренцию. А ирландцы говорят, что низкая налоговая ставка необходима для привлечения прямых иностранных инвестиций. Сложно представить себе задачу, менее важную по сравнению с текущей проблемой.

Сейчас проблема, которую необходимо решить, заключается в том, чтобы остановить заражение ирландским банковским кризисом. Выявить каналы этого заражения довольно просто. Двумя крупнейшими кредиторами Ирландии являются Великобритания и Германия, непогашенный долг которых, согласно данным Банка международных расчетов, составляет соответственно $149 млрд. и $139 млрд. Дефолт ирландского банка окажет прямое воздействие на банковские системы Германии и Великобритании и потребует оказания значительной экстренной помощи внутренним банкам. Вторым каналом заражения могут стать рынки капитала, и приведет он к заражению Португалии. Крупнейшим кредитором Португалии выступает Испания, которая сама находится в несколько уязвимом положении, имея долг в размере $78 млрд. Дефолт ирландских банков распространится со сверхъестественной быстротой. Это необходимо предотвратить.

Для Ирландии принятие денег от Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) будет крайней мерой. ЕФФС был создан специально для этой цели. Вопреки ожиданиям ЕФФС смог найти способ предложить займы по сравнительно низким процентным ставкам. Компенсация заключается в том, что предел заимствования значительно ниже по сравнению с официально указанным лимитом в ?440 млрд. ($602 млрд.). Но даже в этом случае сумма достаточно велика, чтобы справиться с любым потенциальным ирландским и португальским кризисом. Но размеры ЕФФС недостаточны, чтобы решить проблемы, которые могут возникнуть в Испании. В этом смысле фонд нельзя назвать зонтиком для Еврозоны, так как таковым он может быть только для двух самых маленьких ее периферийных стран-участниц.

Оценивая то, что может оказаться на кону, как для Ирландии, так и для Еврозоны в целом, набивать себе цену для Дублина было бы абсурдно. Также абсурдно для других делать заем ЕФФС зависимым от проблем налоговой политики. Собравшиеся на прошлой неделе представители от Европейского союза, Европейского центрального банка и Международного валютного фонда прибыли в Дублин. Переговоры были сложными. Несмотря на продемонстрированное намерение прийти к соглашению, ирландское правительство по-прежнему стремилось избежать унижения. Те, кто гарантирует займы, также высказывают политические соображения. Согласие правительства Германии, к примеру, не стоит принимать как должное. Также нам следует быть готовыми к элементам структурированного финансирования, цель которого, как и всегда, будет заключаться в том, чтобы сбить всех с толку. Глава Центробанка Ирландии Патрик Хонохан уже намекнул, что условное резервное устройство - это, возможно, все, что было необходимо. "Резервный" звучит намного лучше, чем "экстренный", не правда ли? Пока этот термин способствует стабилизации ситуации, волноваться не стоит.

Я полагаю, Еврозона преодолеет этот конкретный кратковременный кризис финансирования. Механизмы для его разрешения уже готовы. Но меня беспокоят два среднесрочных обстоятельства, к которым они абсолютно не готовы. Первое - это платежеспособность. ЕФФС может обеспечить ликвидность ирландским банкам, но он не может сделать их платежеспособными. На конец второго квартала Ирландия имела общий внешний долг на сумму $2 131 млрд., что составляет приблизительно 1000 процентов валового внутреннего продукта. По данным экономиста Риккардо Кабрала, на конец 2009 года сумма чистой внешней задолженности составила 75.1% от ВВП - лучше, чем у Португалии, но все же не слишком хорошо.

Чтобы сохранить платежеспособность, Ирландии и другим периферийным странам Еврозоны необходимо как можно скорее вернуться к устойчивому росту. Кевин О'Рурк, профессор экономики в Тринити колледж (Дублин), на прошлой неделе указал на важный аспект. Если вы уверены, что структурные реформы являются ключом к более высоким темпам роста, то, безусловно, вы не можете применять этот аргумент к Ирландии, которая является хрестоматийным примером страны, финансировавшей реализацию реформ. В период экстремального фискального ужесточения, умеренного монетарного ужесточения и слабого мирового спроса я не могу понять, как экономика Ирландии может вырасти. Неужели Дублин и правда думает, что иностранные корпорации поддадутся соблазну более низких ставок корпоративного налога и выберут этот момент для инвестиций, принимая во внимание сохраняющуюся неопределенность? И может ли Ирландия действительно провести девальвацию в достаточных масштабах и с достаточной скоростью, чтобы спровоцировать экспортный бум в такое время?

Еще одной причиной для беспокойства для меня является повторное появление значительных дисбалансов внутри Еврозоны. На прошлой неделе Организация экономического сотрудничества и развития сделала прогноз о том, что профицит текущего счета Германии к 2012 году вновь вырастет до 7% от ВВП и приблизится, таким образом, к зафиксированному до кризиса рекордному значению. Мы сажаем семена для следующего кризиса, для которого у ЕС нет института, нет средств и нет целевой рабочей группы.

По материалам The Financial Times

Источник /templates/new/dleimages/no_icon.gif http://www.forexpf.ru/
При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=102935 обязательна
Условия использования материалов

Лучший европейский брокер

40 лет На финансовом рынке. 20 лет Лицензирована в Великобритании. 0.2 pips спреды с быстрым исполнением. 24/5 Служба поддержки клиентов с персональным менеджером


Брокер бинарных опционов

Binarium предоставляет профессиональные услуги начиная с 2012 года. Получите бонус 100% на депозит от 2000 рублей