Рынок нефти в 2011 г. » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Рынок нефти в 2011 г.

Зима пришла. На улице сугробы и мороз. После субботнего стояния на улице в течение получаса настроение было какое-то хмурое и совсем не творческое. Однако принадлежность к первому легиону обязывает демонстрировать волю к победе и стремление к самосовершенствованию
23 декабря 2010 Архив Кочетков Андрей
Часть I: проверка амуниции

Зима пришла. На улице сугробы и мороз. После субботнего стояния на улице в течение получаса настроение было какое-то хмурое и совсем не творческое. Однако принадлежность к первому легиону обязывает демонстрировать волю к победе и стремление к самосовершенствованию. Поэтому, собрав предпоследние силы уходящего года в кулак, заставил себя достать свой гладиус и проверить навыки владения оружием ближнего боя. Но гладиус это далеко не единственное средство опытного легионера, а поэтому еще проверил точность и дальность броска дротиков, которые столь незаменимы при организации засад.

Зима это холод и относительное замирание деловой жизни. Однако для рынка энергоносителей наступает сладкая пора, когда за объяснениями спроса на них не требуется ходить за три моря. Достаточно взглянуть на термометр за окном и убедиться в ценности дров, а также всего того, что дает тепло, совершая химическую реакцию окисления в интенсивном темпе. Впрочем, химическая реакция в своей природной простоте не описывает всего того, что вокруг нее творится в людском мире. Тем более, она не дает повода задуматься о том, что ждет в новом году на горизонте углеводородов. Но понимать это требуется и тут уже не до отговорок вроде «устал», «не хочется» и «достало». А по сей причине взглянем немного пристальней на то, с каким багажом мы подошли к очередной разделительной линии между 2010 и 2011 гг.

За прошедший год нефть подорожала почти на 25%. за этот же период золото взлетело на 24,5%. Вполне сопоставимый результат. Сразу понимаешь природу того, почему нефть называют «черным золотом». Само же потребление выросло незначительно, если говорить о статистике из США. В период с середины ноября по середину декабря 2009 г. спрос на нефть в США составлял около 18,8 млн. бар. в сутки. В текущем году он вырос до 19,4 млн. бар. в сутки. Впрочем, главным аргументом оптимистов на рынке нефти является довод о более быстрых темпах роста потребления в развивающихся экономиках мира, а не в США, или, скажем, в Европе. Morgan Stanley и Goldman Sachs уже поспешили опубликовать свои прогнозы на 2011 г., предупреждая о росте цены за баррель до $110, а в 2012 г даже до $120. Когда смотришь за окно и видишь сугробы и иней на окнах, то аргументы их кажутся непоколебимыми.

Зима во всей своей красе и силе обрушилась на Северное полушарие. В Китае наблюдаются перебои с электричеством, так как суровая погода вынуждает китайцев прибегать к использованию обогревательных приборов. С другой стороны, снежные заносы в Северной Америке и Европе явно не идут на пользу любителям посидеть за рулем, или полетать на самолетах. Трейдеры и аналитики отмечают лишь устойчивый спрос на топочный мазут, который требуется для обогрева жилищ и электростанциям.

К концу года также пришли неприятные известия об активизации повстанцев в Нигерии, а тут еще и нефтепровод PeMex взорвался за несколько дней до Рождества. Остается только удивляться, как события складываются для того, чтобы оправдать рождественское ралли на рынке «черного золота» в очередной N-ный раз. Впрочем, во второй декаде декабря рынок нефти почти застыл между двумя цифрами $90-$93 за баррель Brent в Лондоне. Ни пессимизм в Европе, ни зажигательные события по глобусу не могут пока сдвинуть котировки за пределы этого диапазона. Рождественская ночь тиха, а поэтому не будем рассчитывать на какие-либо выдающиеся движения в последней декаде декабря. Просто взглянем на то, что информационный фон предлагает в качестве информации для раздумий на предстоящий год.

Итак, Америка является самой бензиновой нацией мира. Тысячи километров дорог. десятки миллионов автомобилей стали основой экономического благополучия и развития США в XX веке. За прошедший год это благополучие вынуждено платить на 15%-20% больше за литр бензина. Цены на неделе, завершившейся 19 декабря, выросли до $2,98 за галлон в среднем по США. Это одни из лучших цен в мире на топливо. В Европе бензин обходится гораздо дороже и там уже привыкли к тому, что за удовольствие приходится платить. Отчет Минэнерго США показал, что столь внушительный рост за год уже привел к спаду в спросе на авиационное топливо. Пока это лишь несколько процентов, но это спад потребления, а не рост. При этом мы наблюдаем позитивную статистику из Америки, которая, вроде бы, должна говорить о большем желании летать самолетами Continental, Delta и иже с ними.

Впрочем, самое интересное происходит не в Америке, а за теми самыми тремя морями. Вернее на другой стороне Тихого океана. Показатели инфляции и инфляционные ожидания начали резко расти в конце 2010 г., наводя ужас на китайские власти. Столь сильное слово использовано потому, что цены на топливо в Поднебесной до сих пор остаются регулируемыми. Благодаря государственным мерам бензин и дизельное топливо играют важную роль в сдерживании инфляции. При небольших китайских зарплатах рост цены на нефть может свести на нет все старания правительства по сдерживанию инфляции. Если местные цены на товары и услуги еще как-то можно оправдать, то цена на нефть остается относительно независимой величиной от китайских властей.

По общему мнению аналитиков, рост импорта нефти в Китае может составить 6,3% в 2011 г. до 5,1 млн. бар. в сутки. В 2010 г. импорт нефти в КНР вырос на 20%. Экономисты также предрекают, что рост китайского ВВП замедлится до 9,2% против 10% в текущем году. Впрочем, остается открытым вопрос относительно последствий роста инфляции до 5,1% в ноябре. Столь высокие темпы повышения цен могут привести к значительному ужесточению кредитно-денежной политики в КНР и замедлению темпов прироста потребления нефти, которые Международное энергетическое агентство оценивает на уровне 500 тыс. бар. в сутки для Китайской Народной Республики в 2011 г.

Кроме того, на ближайшие месяцы также существует риск спада в спросе со стороны китайских НПЗ. В ноябре они перерабатывали 8,96 млн. бар. в сутки. Это стало вторым рекордным объемом подряд после 8,76 млн. бар. в сутки в октябре. Данный рост оправдывается дефицитом топлива на заправках в ожидании холодной зимы. Китайские потребители заранее скупали топливо, пополняя свои резервы. Малый бизнес также решил обезопасить себя от повышения цен, которое, скорее всего, состоится вслед за ростом мировых.

Однако Китай далеко не единственная страна, которая может просигнализировать об изменениях в спросе на нефть. Достаточно неожиданно пришли новости из Ирана, где правительство все-таки решилось на то, чтобы значительно сократить субсидии населению в покупке топлива. Иран не получал какого-либо дохода от продажи нефтепродуктов внутри страны. Ежемесячно иранцы могли покупать 60 литров бензина по цене в $0,10 за литр. Впрочем, цена для них осталась достаточно низкой. Теперь гражданам придется платить $0,40 за литр при покупке первых 60 литров в месяц. Для сравнения, в ОАЭ литр АИ95 обходится около $0,50. Если иранцам потребуется более 60 литров в месяц, то им придется уже выкладывать по $0,70 за литр. Само по себе, данное обстоятельство вряд ли повлияет на рынок нефти в обозримой перспективе. Однако это указывает на то, что для политиков вопрос цены перестает быть терпимым. Контент анализ прессы показывает, что негативные заявления начинают нарастать по мере приближения цены за баррель к отметке $100. Это вполне объяснимо, поскольку данный уровень является рецессионным для многих экономик мира. Если на повышение цен решилось правительство Ирана, то многие страны импортеры из развивающегося мира могут воспоследовать, даже на фоне угрожающего роста темпов инфляции.

Итак, чтобы не перегружать внимание чтением академичного текста на 30 страниц, подведем некоторый промежуточный итог. Цена на нефть за год значительно выросла. При этом обозначились угрожающие темпы роста инфляции в странах, отвечающих за основной прирост потребления. Это наводит на мысль о том, что в ближайшее время можно ожидать два действия, которые приведут к усилению фундаментального давления на стоимость нефти на бирже, а именно: ужесточение кредитно-денежной политики в крупнейшей развивающейся экономике мира; и 2. Отказ правительств развивающихся стран от сверхмягкой политики субсидирования нефтяных расходов граждан. Второе даже играет более важную роль, поскольку начнет постепенное воспитание потребителей в духе экономии топлива, а не бездумного расходования его по чрезвычайно низким ценам, субсидируемым за счет государства.

ЧАСТЬ II: СПРОС В КАПУСТУ

Рынок нефти является одним из самых емких рынков. Ежегодный оборот на физической его стороне составляет $2-$2,5 трлн. Если же измерять его в объемах торгов на фьючерсном рынке, то цифра становится совсем неприличной, тем более, что большинство игроков в бумажную нефть сами не являются поставщиками или потребителями «черного золота». Тем не менее, реальность иногда напоминает им о том, что у нефти есть своя личная жизнь, кроме той, что видят трейдеры на графике.

Жизнь эта полна опасностей, неожиданных радостных находок, спадам в настроениях и подъемах оптимизма. При этом сериал с участием этой многогранной жидкой субстанции происходит у нас на глазах и занимает масштаб всей планеты. Впрочем, есть на этой планете наиболее любимые зрителями декорации и участники, без которых сериал теряет свою остроту и привлекательность. Именно об этих героях и стоит вспомнить, когда мы тренируем броски дротиков по удаленным целям

Итак, спрос на нефть в США занимает самую большую долю среди всех национальных спросов на планете по имени Земля. Нефть стала основой расцвета американской экономики, а автомобиль занимает прочное место в образе счастливой жизни американца. Впрочем, за последние 40 лет рядовому американцу пришлось пережить пару неприятных моментов, когда его заставили пересмотреть свои бензиновые привычки. В 2008 г. это случилось в очередной раз. Цена на нефть выросла до $147,27 Light Sweet 11 июля. Подобный взрывной рост цены, который не оправдывается экономической ситуацией, называют нефтяным шоком. В материалах исследователей говориться о том, что после преодоления определенного ценового рубежа начинается структурное изменение спроса. На сей раз случилось то, что и следовало бы ожидать. Лидерами американских продаж в 2009-2010 гг. стали автомобили, которые относятся к экономичному классу. В частности, весьма позитивные результаты компании Ford во многом были обеспечены моделью Focus.

Стоит ли ждать увеличение спроса в 2011 г., или рост цены на нефть усилит последствие нефтяного шока 2008 г.? В настоящее время в США ежедневно продается около 8,2 млн. бар бензина… Стоп, почему 8,2 млн. бар., а не 9,1 млн. бар., как это указано в отчетах Минэнерго? Остальное это спирт и смеси со спиртом, которые все чаще применяются для заправки автомобилей. К слову говоря, в Бразилии в бензине присутствует 15% этанола. Свой пик потребления спрос на бензин в США достиг в 2006 г., но на этой волне выросли цены на нефть, которые к 2008 г. привели к преодолению бензином планки $4 за галлон. Это спровоцировало целый ряд необратимых последствий, которые начнут ощущаться в самое ближайшее время.

Одной из наиболее существенных перемен станет внедрение закона о повышении топливной эффективности автомобилей. По новым нормативам, с 2012 г. американский рынок потребует от производителей автомобилей, чтобы их модельный ряд в среднем потреблял 1 галлон бензина на 31 милю по сравнению с 27,5 миль на галлон по стандартам 1990 г. С 2016 г. требования ужесточаться еще больше до 35,5 миль на галлон. Более того, уже с 2011 г. микроавтобусы и внедорожники перестанут относиться к классу легких грузовых транспортных средств и будут вписаны в графу пассажирских автомобилей, что также потребует от них повышения топливной эффективности. Разбивку по требованиям приводить не будем, но общий фон эти незначительные цифры представляют в достаточной мере.

К 2022 г. около 36 млрд. галлонов биотоплива должно будет смешиваться с топливом на заправках. В 2011 г. эта цифра составит лишь 14 млрд. галлонов. Другими словами, через 11 лет почти 20% в топливной смеси будет производиться на фермах, для чего уже сейчас семенные гиганты разрабатывают специальные технические сорта кукурузы и другой несъедобной растительности. Кроме того, во всю развиваются биоинженерные технологии по переработке отходов различных производств в спиртовые продукты.

Подобные меры, по мнению различных аналитиков, должны привести к значительному сокращению спроса на бензин в США уже в течение 20 лет. К примеру в Deutsche Bank даже допускают такой сценарий, что в 2030 г. потребление бензина в США упадет до 5,4 млн. бар. в сутки. Другие аналитики менее агрессивны и прогнозируют спад потребления нефтяного бензина до 6-7 млн. бар. в сутки. Свою роль в этом спаде также сыграет изменение в демографическом составе населения США. Baby-boomers войдут в пенсионный возраст и будут меньше использовать прожорливые автомобили, да и потребности в длительных поездках у них станет меньше.

Когда рассматриваешь все эти цифры отдельно от данных по количеству автомобилей в США, то кажется, что они имеют фантастическую природу. «Подумаешь, что в 2009 г. было куплено каких-то несколько сотен тысяч малолитражек»… К 2020 г. ожидается, что в США на дорогах будет находиться до 254 млн. автомобилей. На текущий момент флот транспортных средств в Америке насчитывает порядка 225 млн. единиц. Даже увеличение доли малолитражек за счет сокращения доли внедорожников уже оказывает эффект. По данным National Resource Defense Council, сокращение доли внедорожников в США с 2004 г. привело к экономии до $15 млрд. в расходах американцев на бензин. Если в эту схему встроить гибриды, подзаряжаемые электромобили и чистые электромобили, то тренд на сокращение потребления станет еще более очевидным. Впрочем, это вполне отвечает ситуации с запасами нефти. На земле все реже находят легкую нефть, а тяжелая нефть больше подходит для производства дизельного топлива и топочного мазута.

Итак, еще один предварительный итог метания дротика на средние и дальние дистанции. Ожидать серьезного роста спроса в США на бензин вряд ли стоит, даже при устойчивом восстановлении экономики. Более того, законодательные требования и внедрение новых технологий, включая альтернативную тягу, приведут к сокращению потребления бензина. Так или иначе, но довод о росте спроса на нефть со стороны США при восстановлении экономики отличается повышенной слабостью.

ЧАСТЬ III: КОМУ ВРЕДЯТ БАНКИ GOLDMAN SACHS И MORGAN STANLEY?

Когда проносящийся автомобиль выбрасывает позади себя облачко дыма, то невольно ловишь себя на мысли, что с этим облачком дыма в атмосферу уходит огромный труд людей, которые добывали нефть, перерабатывали ее, а затем доставляли до места непосредственной реализации. В последние годы к ним присоединились фермеры, которые упорно трудятся на полях, чтобы результаты их труда превратились в такое же облачко дыма. Впрочем, это лирика. потребление это лишь одна из сторон экономического процесса. Производство, естественно, это другая сторона. Дротик является оружием боя на средних дистанциях. Точность и сила броска зависят целиком от ловкости и тренированности легионера. Механика арбалета, который был изобретен в средние века, не помогут. Но именно личный опыт позволяет оценить степень поражения цели на средней дистанции.

Что же на поприще производства нефти, или энергии, ожидает в ближайшее время? О, безусловно, очень многое. Вряд ли будет возможным охватить все многообразие факторов, даже в перспективе года. Однако есть несколько интересных фактов, о которых стоит вспомнить. В частности, речь пойдет о легко доступных месторождениях нефти в Ираке, а также об альтернативных источниках энергии.

По заявлению министра нефти Ирака Хуссейна Ал-Шахристани (Hussain al-Shahristani) от 18 декабря, в 2011 г. производство нефти в его стране может увеличиться на 17%. Уже в первом квартале 2011 г. потенциал добычи «черного золота в стране составит 2,75 млн. бар. в сутки. Текущий об)ем производства составляет всего 2,35 млн. бар. в сутки. При этом Ирак обладает пятыми по величине запасами нефти на планете, или около 13% от мировых.

При этом ожидается, что в течение ближайших лет на энергетическом рынке самого Ирака произойдут значительные перемены. В частности, правительство планирует газифицировать электростанции, для чего собирается использовать также и попутный газ. Это увеличит нефтяной экспортный потенциал, так как в настоящее время местные электростанции используют мазут, или, в некоторых случаях, чистую нефть. Как известно, еще Д.И. Менделеев говорил, что «топить нефтью это все равно что топить ассигнациями».

Впрочем, тенденция к переходу на попутный и природный газ в обеспечении электростанций отслеживается и в других странах региона. Арабские экономики чрезвычайно энергоемки. Поэтому, чтобы уменьшить использование нефти, некоторые арабские страны планируют ввести в эксплуатацию ряд атомных электростанций, а также увеличить производство электроэнергии на основе природного газа, которого в регионе хватает с избытком.

Другое событие, которое накануне Нового года привлекло внимание, произошло в США. Правительство США одобрило очередной проект по строительству солнечной электростанции в штате Невада. Как известно, данный штат отличается повышенным числом солнечных дней, а на его территории находится пустыня Невада, в которой американцы проводили испытания ядерного оружия. Мощность нового проекта составит до 110 МВт, что достаточно для снабжения около 75 тыс. домов в дневное время, когда потребление электричества возрастает из-за бытовой активности граждан. Под проект отводится около 2200 акров государственной земли в 20 км. к Северо-западу от городка Тонопах. Это уже девятый по счету крупный проект солнечной энергетики при администрации Барака Обамы. Ожидается, что он создаст до 500 рабочих мест в ходе своей реализации и более 50 мест после завершения строительства.

Казалось бы, что подобный масштаб явно не вяжется с $2-$2,5 трлн. оборотом физической нефти на мировом рынке. Однако, как написано на стенах станции московского метро «Университет»: «Не сделав малого, не сделаешь большого». Явная тенденция по развертыванию проектов ветровой и солнечной энергетики говорит о том, что спрос в секторе производства электроэнергии на углеводороды ограничивается. Еще 10 лет назад данный фактор никто не учитывал, но уже сейчас технологии постепенно проникают в ежедневную жизнь и продолжат оказывать все более возрастающее влияние на нефтеэкономику мира.

Немного цифр в этой связи. В 2008 г., когда нефть установила абсолютный исторический рекорд цены, инвестиции в альтернативную энергетику составили $155 млрд. В 2009 г. объем инвестиций не снизился и был оценен в $162 млрд. по всему миру. В 2010 г. ожидается, что годовой объем инвестиций бизнеса и правительств составит до $200 млрд. Уже по итогам III квартала инвестиции в возобновляемые источники энергии превысили уровень в $130 млрд. (Такие цифры, в частности, приводит журнал Business Week: http://www.businessweek.com/news/2010-03-17/renewable-energy-investment-may-reach-200-billion-in-2010.html)

В аналитических материалах мы встречаем такие параметры: при росте цены за нефть выше $70 начинается экспоненциальный рост инвестиций в альтернативную энергетику. После $90 за баррель сомнений в том, что эти инвестиции оправданы не остается даже у скептиков. Тем более, что на таких уровнях нефть становится не только экономическим объектом, но и политическим объектом обеспечения энергетической безопасности.

Китай в одиночку планирует инвестировать до $220 млрд. в течение 2011-2012 гг. в развитие альтернативной энергетики. К 2020 г. Китай планирует в 8 раз увеличить мощность ветрогенерации до 100 ГВт. Для Китая это не только вопрос экономики. Рост потребления энергоносителей ставит КНР в зависимость от иностранных поставщиков. При этом попутно обеспечивается лидерство Китая в отрасли альтернативных технологий, которые будут продвигаться на другие рынки.

В целом, за 2009 г. возобновляемые источники энергии были лидерами по приросту генерирующих мощностей. В Европе доля альтернативной энергетики в приросте мощности составила 60%, а в США 50%. Одна маленькая цифра, общий прирост мощности за счет альтернативной энергетики в КНР за 2009 г. составил … 37 ГВт. В глобальном смысле, за 2009 г., когда цены на нефть были вполне терпимыми, в мире был зафиксирован прирост гидрогенерации на 31 ГВт и прочих источников на 48 ГВт.
Более того, в 2009 г. Китай стал лидером по объему инвестиций в альтернативную энергетику с $34,5 млрд. вложениями. В США, занявших второе место, объем инвестиций составил $18,6 млрд. При этом доля альтернативной энергетики в общей генерации составила около 4%, как в КНР, так и в США. Правительство Китая обещает сократить выбросы углекислого газа к 2020 г. на 40%-45% по сравнению с 2005 г. и текущие данные пока указывают на то, что это может произойти.

Вполне очевидно, что биржевая тенденция к росту цены на нефть вполне соответствует графику роста инвестиций в альтернативные технологии. При этом, если производители нефти, и это очередной вывод после тренировок в бросании дротиков, хотят сохранить свою долю на рынке и обеспечить десятилетия безбедного своего существования, должны препятствовать необоснованному повышению цены на нефть. Иначе, тренды, которые взяли свое начало несколько лет назад, начнут только усиливаться. Но тогда нефтяные гиганты, обладающие ныне огромными возможностями по добычи нефти, столкнуться с реальной проблемой резкого обвала цены на свою продукцию, что приведет к падению рентабельности производства. Век нефти рискует закатиться быстрей, чем на это рассчитывают спекулянты из Goldman Sachs и Morgan Stanley, если, конечно, они не выполняют специальный заказ от зеленых энергетиков.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter