Товарный рынок в апреле » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Товарный рынок в апреле

В секторах товарно-сырьевого рынка в апреле отсутствовала однонаправленность. Нефть отличилась уверенной бычьей динамикой и достижением новых абсолютных максимумов, цены на золото и серебро упали, котировки большинства цветных металлов двигались во флэте.
3 мая 2008 Архив
В секторах товарно-сырьевого рынка в апреле отсутствовала однонаправленность. Нефть отличилась уверенной бычьей динамикой и достижением новых абсолютных максимумов, цены на золото и серебро упали, котировки большинства цветных металлов двигались во флэте.

Нефть
Первый день апреля стал последним днем нахождения котировок нефти на локальных минимумах, которых они достигли в результате коррекции в марте. С этого дня было возобновлено восхождение цен, которое продолжалось до конца месяца и которое вывело нефть на новые абсолютные максимумы.

На начало месяца позитив на рынок приносило несколько факторов. Во-первых, сокращение запасов бензина в США, данные по запасам которого представляли для рыночных участников повышенный интерес в связи с началом периода сезонного роста спроса на данный вид нефтепродукта. Запасы бензина, которые в марте более чем на 10% превышали средний уровень запасов для данного периода времени, уверенно снижались в апреле. Во-вторых, продолжение снижения американского доллара. Несмотря на то, что курс американской валюты снижался не так динамично, как месяц назад, его движение в нисходящем канале с постепенным обновлением минимумов продолжилось, что толкало цены на нефть вверх. На таком фоне уже на второй неделе апреля цены на нефть перебили максимумы марта, достигнув отметки 109,49 долларов за баррель для нефти марки Brent.

11 апреля был опубликован отчет Международного Энергетического Агентства (МЭА). В отчете МЭА в очередной раз понизило прогноз мирового спроса на нефть в 2008 г. на 310 тыс. баррелей в день до 87,2 млн. баррелей в день. Тем не менее, бурной реакции на новости на рынке не наблюдалось, так как данные новости были ожидаемыми, а основное внимание было уделено спекуляциям относительно возможных комментариев в отношении доллара от G7, встреча стран которой состоялась 12-13 апреля. Помимо понижения прогноза мирового спроса на нефть МЭА, от которого часто можно было услышать относительно недостаточности поставок ОПЕК, понизило прогноз спроса на нефть ОПЕК в 2008 г. до 31,6 млн. баррелей в день, при этом в марте объем поставок ОПЕК составил 32,1 млн. баррелей в день.

В дальнейшем основным фактором, который определял направление движений цен на нефть, являлось ослабление американского доллара, а остальные истории примешивались к данном фактору. Так, 14 апреля компания Petroleos Mexicanos сообщила, что она была вынуждена закрыть один из своих экспортных терминалов из-за плохой погоды, таким образом, доведя общее число закрытых терминалов до четырех. Продолжили поступать сообщения о перебоях на мощностях в Нигерии.

Большинство таких "примешиваний" новостей только усиливало и без того бычьи настроения на рынке нефти. Следующую торговую сессию после поступления описанных выше новостей, цены на нефть Brent открыли с гепом вверх и, таким образом, уверенно закрепились выше уровня 110 долларов за баррель.

Рост, периодически сдерживаемый сильными сопротивлениями, продолжился во второй половине месяца. Приятно удивили рынок данные от Минэнерго США, опубликованные 16 апреля. Данные показали, что запасы нефти за неделю, закончившуюся 11 апреля, сократились на 2,3 млн. баррелей, запасы бензина сократились на 5,5 млн. баррелей. Оба показателя оказались лучше ожиданий рынка.

Стоит отметить формирование интересной ситуации с загруженностью перерабатывающих заводов. Начался период сезонного роста спроса на бензин, при этом загруженность НПЗ упала в середине-конце апреля до исторически низких уровней. Данная ситуация говорила о желании сократить избыточные запасы бензина, превышавшие на 10% уровни запасов прошлого года. Рыночные участники с позитивом реагировали на каждое сокращение запасов бензина в США.

Не обошлось в ходе месяца без поддержавших рост комментариев представителей ОПЕК, которые продолжили говорить о том, что рынок сбалансирован и причин для повышения объема поставок нет, а рост цен на нефть является отражением снижения доллара и "работы " спекулянтов. Спекулянты в свою очередь на фоне подобных комментариев не отвлеклись от "своей работы" и продолжали покупать нефть, толкая ее цены вверх.

Конец апреля был богат на новости о перебоях поставок. 21 апреля представители компании Royal Dutch Shell сообщили, что на 169 тыс. баррелей в день были сокращены поставки нефти из Нигерии из-за произведенных атак на мощности. Периодически поступали сообщения о проблемах на мощностях Exxon Mobil в Нигерии. Таким образом, 23 апреля ценами на нефть Brent был достигнут максимум на уровне 116,75 долларов за баррель.

Следующее обновление максимумов нефтью Brent состоялось 25 апреля, когда был достигнут уровень 117,56 долларов за баррель. Катализатором роста стали сообщения информационных агентств о том, что были прерваны поставки по трубопроводу, принадлежащему BP Plc, вынудившие прекратить закачку сырья с 50 платформ в Северном море. Причиной перерыва поставок стала забастовка на перерабатывающих мощностях Grangemouth в Шотландии, обеспечивающих работу трубопровода.

Однако в этот раз ценам на нефть не удалось удержаться на достигнутых максимумах и продолжить рост. Помешал ценам на нефть рост американского доллара на валютном рынке. Поведение американского доллара, падение которого вносило важную лепту в рост цен на нефть, находилось под крайне пристальным вниманием участников рынка нефти, и любые признаки его более стабильно роста, что наблюдалось последние дни месяца, способствовали появлению продавцов "черного золота".

30 апреля наблюдалось усиление медвежьих тенденций. В этот день были опубликованы данные по запасам нефти и нефтепродуктов в США. Данные показали, что за отчетную неделю запасы нефти выросли на 3,8 млн. баррелей, запасы бензина сократились на 1,5 млн. баррелей, запасы дистиллятов выросли на 1,1 млн. баррелей. Данные не были сильно медвежьими, однако позитивными их также назвать нельзя. Распродажи, возникшие в этот день, скорее являлись результатом фиксации рыночными участниками, державшими длинные позиции в ожидании позитивных данных, нежели резким приростом медведей на рынке нефти.

По итогам месяца стоимость нефти марки Brent составила 111,36 долларов за баррель.

Большую опасность для котировок нефти в перспективе представляет поведение американского доллара. Ожидания снижения ставки ФРС понизились в конце апреля. Дальнейшее улучшение настроений на рынках может позволить данным ожиданиям зафиксироваться в наблюдаемых на конец месяца уровнях (то есть рынок преимущественно не будет ожидать снижения ставки ФРС в ближайшее время). Падение доллара не являлось ключевым фактором долгосрочного роста цен на нефть, однако в кратко-средний срочный рост цен вклад снижения доллара был существенен. Понижение ожиданий снижения ставки по федеральным фондам может вызвать коррекцию цен на нефть, заставив продавать тех, кто играл против доллара, покупая нефть. Это в свою очередь может вызвать дальнейшие спекулятивные продажи. Сильные уровни, способные сдержать снижение, располагаются в районе 108,00 долларов за баррель для нефти Brent, однако ситуация сильно зависима от динамики роста доллара, если он будет наблюдаться.

Драгметаллы
Апрель для цен на золото и серебро стал медвежьим месяцем. Первые две недели на рынке золота и серебра наблюдались смешанные движения во флэте, а основной "драйв" начался во второй половине месяца.

12-13 апреля состоялась встреча Большой семерки. Комментарии G7, которые были опубликованы после встречи, отличались своей резкостью. Большая семерка высказала высокие опасения относительно наблюдаемой на тот момент высокой волатильности на валютном рынке и влияния данной волатильности на экономики, а также отметила, что внимательно следит за ситуацией на валютном рынке, чтобы правильно отреагировать на нее. Комментарии, поступившие от G7, напугали долларовых медведей и поспособствовали их сокращению, что в свою очередь вызвало снижение цен на золото и серебро. Тем не менее, реакция рынка на комментарии G7 была не продолжительной и ограниченной. Причиной этому была сохраняющаяся слабость реального сектора экономки США, подтверждением чему могли быть, например, данные по рынку труда Штатов, опубликованные на первой неделе месяца и показавшие сокращение новых рабочих мест вне сельскохозяйственного сектора в марте на 80 тыс. и рост безработицы на 0,2% до 5,1%. Рынок драгметаллов играл в игру под названием «рецессия экономики США», которую поддерживали ожидания слабых отчетностей американских компаний (начинался сезон отчетностей американских компаний). Дополнительным фактором, который находил положительное отражение на ценах драгметаллов, были растущие цены на нефть.

Новый поворот событий начал наблюдаться с 17 апреля - день, с которого котировки золота начали демонстрировать стабильную отрицательную динамику. Бычья идиллия была нарушена комментариями Министра финансов Люксембурга относительно того, что рынок недопонял позицию G7 относительно волатильности на валютном рынке. Комментарии вызвали рост доллара против евро и снижение котировок драгметаллов. Количество долларовых медведей продолжило сокращаться и восстанавливать восходящие тенденции драгметаллам стало еще тяжелее. На тот момент цены на золото находились в районе 935,00 долларов за унцию, котировки серебра в районе 18,00 долларов за унцию.

Параллельно сокращению продавцов доллара на валютном рынке, что негативно для драгметаллов, продолжали публиковаться отчетности американских компаний, банков в частности. Неделя с 14 по 18 апреля была загружена отчетностями американских банков, которые были особенно важны для рынка. Несмотря на то, что присутствовали не приятные сюрпризы со стороны отчетностей отдельных банков, в целом картина оказалась более положительной, чем ожидалось. Данная ситуация вместе с появлением признаков сдвига в положительную сторону ситуации на денежном рынке, заявлений ряда глав крупнейших инвестиционных банков о том, что кризис подходит к концу способствовали постепенному изменению ожиданий рынка относительно перспектив монетарной политики ФРС в сторону снижения ожиданий понижения ставки. Данный процесс проявлялся постепенно, вслед за публикациями отчетностей американских компаний. Наиболее сильное изменение ожиданий в отношении ставки ФРС наблюдалось на неделе, закончившейся 25 апреля. Так, если в прошлые недели месяца на рынке присутствовали спекуляции относительно понижения ставки по федеральным фондам на 50 б.п. на заседании в апреле, то к концу данной недели мнения рынка разделялись между понижением ставки на 25 б.п. или сохранении ее на прежнем уровне. С большей вероятностью оценивалось первое событие. Стоит отметить, что к началу данной недели из порядка 263 отчитавшихся американских компаний, отчетности 73% из них соответствовали ожиданиям рынка или были лучше них.

Из-за укрепления доллара, снижения интереса рыночных участников к драгметаллам на фоне улучшения ситуации в финансовом секторе, постепенного изменения ожиданий в отношении ставки по федеральным фондам к 23 апреля котировки золота и серебра упали до ключевых поддержек, которые располагались на отметках 900 и 16,95 долларов за унцию соответственно. В то же время стоит отметить, что "в числах" изменения настроя рынка в отношении золота на тот момент не наблюдалось. Сохранялось большое количество длинных спекулятивных позиций по золоту на COMEX, которые в 6,5 раз превышали короткие спекулятивные позиции.

Тем не менее, на этой же неделе последовал еще один веский сигнал, говорящий о склонности котировок золота к снижению. Данный сигнал поступил от технической картины, которую сформировали котировки золота на недельном графике. На данном таймфрейме была сформирована разворотная фигура «голова-плечи», а по итогам недели, закончившейся 23 апреля, цены закрепились ниже “линии шеи”, что являлось сигналом к началу реализации данной фигуры. Реализация технический фигуры открывала ценам на золото дорогу в диапазон 850,00-830,00 долларов за унцию, а затем в район отметки 790,00 долларов за унцию. На пути золота присутствовала сильная поддержка на уровне 880,00 долларов за унцию, которой некоторое время удавалось сдерживать снижение.

Важным днем для рынка драгметаллов стал последний день месяца. 30 апреля были опубликованы данные по США, которые были необходимы для того, чтобы внести ясность насколько устойчив оптимизм, который проявился на рынка (прежде всего фондовых рынках, рост аппетита к риску) в апреле, насколько сильно изменился настрой рынка в отношении американского доллара.

Данные, опубликованные 30 апреля, показали, что прирост ВВП США в 1кв. составил 0,6% - значение выше ожиданий консенсуса рынка. В этот же день FOMC на плановом заседании понизил ставку по федеральным фондам на 0,25%. Комментарии, опубликованные FOMC, подтвердили ожидания рынка относительно того, что может быть сделана пауза в понижении ставок, однако также было отмечено, что ухудшилось положение на рынке труда и сохраняются проблемы в экономике США. Несмотря на понижение ставки и бычьи для золота комментарии, цены драгметалла продемонстрировали небольшой, неуверенный рост, по итогам которого они продолжили находиться ниже ключевой поддержки. Идентичной была ситуация с серебром.

По итогам месяца стоимость золота на спот составила 877,41 долларов за унцию, стоимость серебра составила 16,81 долларов за унцию. Это снижение на 4,4% и 2,5% соответственно относительно прошлого месяца.

В первые дни мая на рынок поступит еще ряд важных макроэкономических данных по США (данные по рынку руда, ISM), которые будут важны для оценки перспектив котировок драгметаллов. Тем не менее, очень не уверенное поведение котировок драгметаллов после оглашения ставки ФРС в апреле является сильным настораживающим сигналом. Наш позитив в отношении драгметаллов остался в первом квартале. Улучшение настроений на фондовых площадках, рост аппетита к риску снижает интерес рыночных участников к защитным активам. В основе улучшения настроений на фондовых рынках лежит сдвиг в положительную сторону ситуации на денежном рынке, ряде рынков, которые “стояли” с кризиса в августе прошлого года. Улучшение ситуации в данных секторах в свою очередь может способствовать понижению ожиданий относительно снижения ставки ФРС в дальнейшем (или удержанию их на более низком уровне, так как они уже понизились), так как причиной столь агрессивного снижения также были проблемы на финансовых рынках. Снижение ожиданий понижения ставки будет толкать котировки драгметаллов вниз. Таким образом, котировки золота и серебра “находятся на пороге” или начали среднесрочную коррекцию. Неопределенность связана с тем, что реальный сектор экономики США слаб и неприятные сюрпризы могут возобновить покупки металлов, отдалив коррекцию. Поэтому более точный ответ можно дать после публикации данных в первые дни мая. Однако если данным по рынку труда США, ISM не удастся вернуть быков на рынок драгметаллов, то второй сценарий является вероятным, а рост золота и серебра может, вероятно, выглядеть как привлекательный момент для входа медведей в рынок.

Цветные металлы
для цветных металлов апрель выдался “скучным”. Цены на медь, никель, алюминий на протяжении месяца двигались во флэте. С одной стороны улучшение настроений на фондовых рынках вызывало покупки на рынке цветных металлов, с другой укрепление американского доллара и не ясность с его краткосрочными перспективами давили на котировки, ограничивая их рост. Наиболее интересным металлом выглядела медь.

Согласно опубликованным в начале месяца данным импорт меди со стороны Китая вырос в марте по сравнению с февралем на 13650 тонн, однако он оказался на 8,9% ниже уровня запасов прошлого года. Сокращение импорта по сравнению с прошлым годом являлось ожидаемым рынком, поэтому давление на котировки меди было ограниченным, а ожидания сохранения все равно высокого уровня спроса на металл со стороны Китая никуда не делись и задавали бычий тон в моменте. Более явно данная ситуация проявилась после публикации данных по росту экономики Китая за 1кв. Данные, опубликованные 16 апреля, показали, что прирост ВВП Китая в первом квартале составил 10,6% г/г, рост промышленного производства составил 17,8% г/г.

Стоит отметить некоторую стабилизацию ситуации с запасами меди на LME по сравнению с первыми месяцами года. Запасы уже не шли в апреле также уверенно вниз.

Богат апрель был на новости о забастовках. Так, в конце апреля поступили сообщения сначала о том, что началась забастовка в подразделениях компании Codelco, а затем, что началась забастовка работников шахты Cananea, принадлежащей Grupo Mexico. Данные новости оказывали поддержку ценам на медь.

Диапазоном движения котировок меди на спот в ходе месяца стал 8800,00-8350,00 долларов за тонну. Закрыли месяц котировки меди с трехмесячной поставкой на отметке 8650,00 долларов за тонну.

Был опубликован отчет International Lead and Zinc Study Group, который показал, что спрос на цинк за первые два месяца года превысил на 0,3% уровень спроса на металл за тот же период прошлого года. Избыток предложения цинка за первые два месяца года составил 47 тыс. тонн. В то же время рынок свинца находился в дефиците в 26 тыс. тонн. Воздействие данного отчета на котировки обоих металлов было ограниченным, и они в большей мере отражали общие тенденции рынка. Стоимость цинка в спот секции LME по итогам апреля составила 2195,00 долларов за тонну, стоимость свинца составила 2680,00 долларов за тонну.
В середине месяца были опубликованы данные от The International Nickel Study Group, показавшие, что избыток никеля на рынке сократился за первые два месяца года, а спрос на него вырос. Это поддержало металл. Сказался и тот фактор, что никель отставал от своих “товарищей” и после появления позитивных новостей попытался совершить попытки их догнать. Тем не менее, рост носил ограниченный характер, и котировки продолжили находиться в сформированных в начале месяца ценовых диапазонах. Стоимость никеля с трехмесячной поставок по итогам апреля составила 30300,00 долларов за тонну.

На начало мая положение цен цветных металлов выглядит смешанным. Технически выход из диапазонов консолидации цен на медь, никель может быть как вверх, так и вниз. Во многом направление будет зависеть от поведения американского доллара, которое также на текущий момент выглядит неоднозначно. Тем не менее, риски снижения группы металлов выглядят более высокими, нежели роста. Несмотря на то, что укрепление доллара может носить более ограниченное воздействие на цены цветных металлов, чем на другие товары, например золото, общая негативная динамика товарно-сырьевых рынков, которая, вероятно, может быть сформирована коррекцией доллара, не оставит цветные металлы не затронутыми.

Лебедев Тимур

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter