Глобализация, как полковой плац » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Глобализация, как полковой плац

Принято считать глобализацию, с ее мировым разделением труда и прочими прогрессивными новшествами, изобретением ХХ в. Однако на самом деле идея эта не нова, просто раньше подобный процесс назывался по-другому и проводился в жизнь другими, более прямолинейными и грубыми методами
1 февраля 2011 Аверкиев Олег
Принято считать глобализацию, с ее мировым разделением труда и прочими прогрессивными новшествами, изобретением ХХ в. Однако на самом деле идея эта не нова, просто раньше подобный процесс назывался по-другому и проводился в жизнь другими, более прямолинейными и грубыми методами. Ведь что такое глобализация? Это, по сути, встраивание участников мировых процессов в жестко структурированную и контролируемую конструкцию и перераспределение прибыли в интересах относительно небольшой группы людей, осуществляющих контроль над глобальной системой.

С этой точки зрения первым глобалистом из известных мировой истории был Александр Македонский. Разумеется, сам Александр слов таких не знал и теорий не выдумывал. Он просто методично завоевывал мир во славу себя Великого и достиг на этом поприще немалых успехов, но сути дела это не меняет: он занимался именно подчинением мира провинциальной Македонии и перераспределением финансовых потоков в пользу себя лично и небольшой группы приближенных бенефициаров. Часть благ доставалась македонскому народу, что делало его выгодоприобретателем в рамках сложившейся ситуации. Надо ли говорить, что глобалист Александр был необычайно популярен в народе?

Кончилась македонская глобализация довольно буднично по меркам современного, прошедшего с тех пор длинный путь человечества. Когда Александр, в силу живости характера и гонимый непомерной гордыней, решил глобализацию продолжить, его окружение, которому надоело совершать бесконечные марши и драться с разными персами не то, чтобы вслух протестовало… Просто Александр вдруг неожиданно и, главное, безвременно скончался при загадочных обстоятельствах. Его наследство группа приближенных поделила и довольно бездарно промотала в короткий исторический период, но опыт остался. С тех пор с Александром Великим не сравнивал себя разве что только очень ленивый глобалист-завоеватель.

Следующим, кто решил заняться глобализацией, стал Древний Рим. Римляне процесс усовершенствовали и римская глобализация была растянута во времени и связана не с одной конкретной личностью, а с целым выводком разных полководцев и императоров и, кроме того, были использованы новые экономические и политические рычаги. Клич «хлеба и зрелищ» родился именно в Древнем Риме и означал, что власть может делать что угодно, лишь бы удовлетворяла, прямо скажем, не очень духовные запросы народа. Римские национальные лидеры старательно выполняли свои обязательства, и в Риме свободно прокатывали перевороты, смены государственного строя и прочие модернизационные затеи. Народ безмолвствовал, кушал хлеб и наслаждался зрелищами.

В политике произошли значительные изменения. Когда очередная провинция переходила под власть Рима, ее жители со временем получали римское гражданство, а это в то время дорогого стоило: давало очень существенные привилегии, начиная от приятных мелочей в виде абсолютной невозможности казнить гражданина путем распятия на кресте и заканчивая очень высокой защищенностью римлянина на всей территории, подконтрольной республике (империи). От мысли ограбить или того хуже убить гражданина неотесанную провинциальную деревенщину отучили очень быстро. Когда такое случалось, появлялись грозные римские легионеры и, не утруждая себя поиском виноватых, превращали все вокруг в выжженную пустыню пополам с кладбищем – действовало безотказно, граждан не обижали.

Закончилось все это печально в силу вполне естественных причин. Привыкшие ни в чем себе не отказывать римляне тратили гораздо больше, чем зарабатывали, и думали, что как-нибудь обойдется. Дошло до того, что в прославленных римских легионах римлян не осталось вовсе, служили там разнообразные варвары-наемники со всеми вытекающими последствиями. В конце концов, начался хаос, подробно описанный Светонием в книге «Жизнь двенадцати цезарей», на троне на короткое время воцарялись такие овеянные жуткой славой личности, как Нерон, Калигула и прочие тиберии. По мере морального разложения римского общества у окружающих империю варваров рос аппетит, и Рим пал под их ударами, потеряв не только возможность, но и желание сопротивляться.

А дальше цивилизация скатилась в темные века мрачного средневековья и долгое время за одно только упоминание «римского права» запросто могли спровадить на костер. Не будет большим преувеличением сказать, что долгий исторический отрезок времени каждый член общества жизнь свою проводил в шаге от знакомства с добрейшей души людьми из Святой инквизиции. Это чтобы было понятно, чем обычно сменяется глобализация…

В дальнейшем было довольно много попыток глобализации силой оружия. Крестовые походы, татаро-монгольское нашествие – не что иное, как попытки глобализации доступными в то время методами. Нам сейчас это может показаться просто бедствиями для тех или иных народов, но тогда считали по-другому. Во время нашествия татаро-монголов в Европе всерьез готовились к концу света. Потом попытки глобализации были отложены в связи со сменой мировой экономической модели и последовавшим за этим столетием войн, но как только на европейском континенте худо-бедно восстановилась численность населения, появился Наполеон и предложил миру свой проект. Долгое время казалось, что ему сопутствует удача: Бонапарта и в Африку заносило в египетском походе, а американский штат Луизиана, который готовится погрузиться в нефть, назван в честь второй жены Наполеона австрийской принцессы Луизы, которая сменила на этом ответственном посту Жозефину Богарне. Бонапарт подходил к делу со всей ответственностью, но его глобализацию остановила Россия, а сам он окончил свои дни на острове Святой Елены, куда его переселили с острова Эльба после второй, неудачной попытки вновь заняться глобализацией.

Не успела Европа вновь возродиться, как последовала Первая мировая война, которая велась за передел сфер влияния и, по сути, стала репетицией Второй мировой, когда на мировую сцену вылез Гитлер со своим проектом глобализации и, удивительное дело, встретил полное понимание со стороны Англии, Франции и США. Именно эти государства предоставили Адольфу огромные кредиты и вежливо не заметили, когда фюрер перестал платить репарации странам Антанты по итогам Первой мировой войны, а заодно сдали ему Чехословакию и Австрию. Но у Гитлера был свой взгляд на глобализацию, в корне отличный от взгляда его благодетелей, и Европа вновь погрузилась в пучину войны, самой разрушительной в истории человечества.

А в это время в США, которые никак не могли выбраться из рецессии, пришли к выводу, что глобализацию надо осуществлять вовсе не силой оружия. Для этого необходим гораздо более тонкий инструмент – финансы. Не будем сейчас выяснять, сама ситуация так сложилась или ее создали искусственно, но в 1945 г. США не только вышли из рецессии, но и здорово разбогатели в результате войны. А вот Европа являла собой зрелище не для слабонервных: разрушенная и обезлюдевшая, нищая и деморализованная она никакой конкуренции США составить не могла в принципе. Европа могла только соглашаться на любые условия, предлагаемые из-за океана.

Правда, оставался еще СССР, который вовсе не собирался встраиваться в новую мировую систему на правах какого-нибудь участка мирового конвейера или колхоза, и с этим долгое время сделать ничего было нельзя. Тут надо вспомнить, что у каждой политической системы есть достоинства и недостатки. Был такой недостаток и у СССР: повышенная тяга к самоорганизации, когда верхи вполне устраивает достигнутое положение, и они всячески начинают препятствовать любым переменам, как в экономике, так и в обществе. Именно это и произошло: страна постепенно перестала развиваться и начала все больше отставать, кроме того, в стране появились люди, которым мало было просто высокого уровня жизни. Просто владеть дорогим автомобилем они уже не хотели, а хотели владеть автозаводом, что в рамках СССР было невозможно, но у людей этих была немалая власть…

И пошли гулять в прессе байки про отсталость и дикость «совка». О диких русских и цивилизованных западных людях. Вбивалась в голову простенькая мысль, что нам, отсталым, надо сделать, как у них. По их же советам, с помощью людей, которых они одобрят. Кто спорит, Союзу нужна была серьезная модернизация и ресурсы для этого тогда были. Не был Союз разоренным, это один деятель, одобренный цивилизованным Западом, придумал. Ему сейчас памятник собираются ставить за реформу экономики и чуть ли не за спасение России. Если в доме беспорядок, его убирают, а не взрывают дом…

Собственно, с развала СССР и начался завершающий этап глобализации – переустройство мира по схеме транснациональной корпорации. Скажем, центральный офис находится на Манхэттене, но нужны еще структуры вроде бэк-офисов с персоналом, на роль которых подходят правительства отдельных государств. Тут можно вспомнить множество историй, которые происходили с рядом государственных деятелей вроде президента Франции Жака Ширака, когда они пытались – страшно подумать – делать что-то противоречащее политике правления корпорации «Земля». Правительство Ширака погрязло в коррупционных скандалах, информация о которых выплывала неведомо откуда. Политиков помельче, вроде панамского генерала Норьеги, и вовсе запихивают в тюрьмы не чинясь, обвинив, к примеру, в торговле наркотиками. Норьега, может, и торговал, но все было в порядке, пока ему в голову не стукнула мысль национализировать Панамский канал. Ну, что тут было делать?

Можно очень долго перечислять подобные казусы: Гренада, Югославия, Ирак, Грузия, Украина, Киргизия… Главное: обеспечить лояльность руководителей бэк-офисов, сделав их, скажем, акционерами корпорации. А заодно периодически устраивая показательные порки провинившихся.

Процесс глобализации здорово модернизировали. Нет теперь королей-лидеров и ефрейторов с комплексом Наполеона. Дело поставлено на широкую ногу группой умных сотрудников финансового труда, которые просто нанимают менеджеров, финансируя их избирательные кампании. Человечество поделено на корпоративные отделы: один добывает нефть, другой собирает компьютеры, третий производит продовольствие и т.д. Центральный офис занимается общим руководством, давно выведя большую часть производства в страны с дешевой рабочей силой. Удобно же! Себестоимость продукции низкая, а при спаде можно закрыть завод, а если надо, то и отрасль. Безработные – головная боль бэк-офиса, но они как акционеры постараются решить проблему.

В общем, в теории все выглядело неплохо, да и на практике поначалу шло – душа радовалась. Ну, бузят антиглобалисты, били витрины, но это сущие пустяки и наглядная реклама демократии и свободы волеизъявления – в лагеря никого не отправляют.

Но как можно было увидеть, никогда еще глобализация не побеждала не только окончательно, но даже на короткое время. И не важно, был ее организатором герой-одиночка, государство или сообщество единомышленников. Проблема в том, что очень быстро наступает истощение как моральное, так и финансовое. Мы видим, как США теряют контроль над ситуацией в мире, и нет у них ресурсов на выправление ситуации. В Украине власть сменилась так буднично, что бессилие США резануло, будто ярким светом по глазам. В Грузии идет к тому же. В Киргизии кровавый бардак… А реакция мирового гегемона – ритуальные слова поддержки, которые всерьез уже никто не воспринимает. Про Китай вообще можно не говорить, там от вашингтонских менторов отмахиваются, как от назойливой мухи.

Ситуацию усугубляет мировой кризис, который, собственно, и возник благодаря глобализации и продолжает углубляться. Шатается буквально все – фондовые и финансовые рынки, правительства, политическое устройство в иных странах. Если раньше такие явления носили локальный характер, то теперь, благодаря техническому прогрессу, процесс зашел слишком далеко, и мир, переделанный в соответствии с планами глобалистов, придется фактически заново восстанавливать.

Но, положа руку на сердце, а нужен ли такой мир, в котором еще до рождения человека за него уже решено, что он будет добывать нефть? Автомобили он собирать не будет, не будет заниматься наукой, так как этим будут заниматься другие люди в других странах по решению штаба глобализации. Кому нравится такое общество? Кому нравится, что судьба его детей решена еще до их появления на свет?

Кстати, тяжелее всего придется именно пресловутому «золотому миллиарду». Это у них сегодня самый высокий уровень жизни и именно они потеряют больше всех. Любители глобализации как-то забыли, когда у власти кончаются средства на «хлеб и зрелища», народ перестает безмолвствовать.

Штаб потерял контроль над ситуацией…

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter