Необузданный бюджет Америки » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Необузданный бюджет Америки

НЬЮ-ЙОРК. Сердце любого правительства находится в его бюджете. Политики могут давать бесконечные обещания, но если бюджет не складывается, то политика – это не более чем пустые слова
3 февраля 2011 InoPressa
НЬЮ-ЙОРК. Сердце любого правительства находится в его бюджете. Политики могут давать бесконечные обещания, но если бюджет не складывается, то политика – это не более чем пустые слова.

Сегодня у США связаны этим руки. В своем недавнем послании о положении в стране президент США Барак Обама нарисовал убедительную картину современного правительства двадцать первого века. Его оппоненты из республиканской партии ссылаются на то, что предложения Обамы раздуют бюджет. Но правда в том, что обе стороны прячутся от реальности: без увеличения налогов современная, конкурентоспособная экономика США не представляется возможной.

Обама справедливо подчеркнул, что конкурентоспособность в современном мире зависит от образованной рабочей силы и современной инфраструктуры. Это верно для любой страны, но это особенно актуально для богатых стран. США и Европа находятся в прямой конкуренции с Бразилией, Китаем, Индией и другими развивающимися экономиками, где уровень заработной платы иногда составляет четвертую часть от уровня в странах с высоким доходом (если не еще ниже). Америка и Европа смогут сохранить свои высокие стандарты жизни, только если их конкурентоспособность будет основана на передовых навыках, новейших технологиях и современной инфраструктуре.

Вот почему Обама призвал к увеличению государственных инвестиций США в трех областях: в образование, науку и технологии, а также инфраструктуру (в том числе широкополосный доступ в Интернет, скоростные железные дороги и чистую энергию). Он изложил видение будущего роста, в котором государственные и частные инвестиции будут дополняющими, поддерживающими друг друга столпами.

Обама подчеркнул эти темы не зря. Безработица в США в настоящее время составляет почти 10% от рабочей силы, в частности, поскольку все больше новых рабочих мест создаются в странах с развивающейся экономикой, и за многие рабочие места, которые создаются в США, платят меньше, чем в прошлом, вследствие большей глобальной конкуренции. До тех пор пока США не станут наращивать свои инвестиции в образование, науку, технологию и инфраструктуру, эти негативные тенденции будут сохраняться.

Но сообщение Обамы потеряло связь с реальностью, когда он обратил внимание на дефицит бюджета. Признавая, что последняя налогово-бюджетная политика поставила США на неустойчивую траекторию роста государственного долга, Обама заявил, что переход к сбалансированности бюджета в настоящее время имеет важное значение для финансовой стабильности. Поэтому он призвал к пятилетнему мораторию на то, что правительство США называет «дискреционными» гражданскими расходами.

Проблема в том, что более половины таких расходов идет на образование, науку и технологии, а также инфраструктуру – области, об укреплении которых Обама только что говорил. Рассказав американцам, какую важную роль государственные инвестиции играют для современного роста, он обещал заморозить эти расходы в течение следующих пяти лет!

Политики часто меняют свое послание, из одной речи в другую, но редко противоречат ему так явно в одной и той же речи. Это противоречие свидетельствует о печальном и обреченном на провал характере политики США в области бюджета за последние 25 лет и, скорее всего, в ближайшие годы. С одной стороны, правительство США должно вкладывать больше средств в содействие экономической конкурентоспособности. С другой стороны, налоги в США хронически слишком низкие, чтобы поддерживать необходимый уровень государственных инвестиций.

Финансовая реальность Америки стала до боли ясной через два дня после выступления Обамы в новом исследовании Бюджетного управления конгресса, которое показало, что дефицит бюджета в этом году достигнет почти 1,5 трлн долларов США ‑ сумму почти невообразимую даже для экономики размера США. Составляя почти 10% от ВВП, дефицит приводит к росту долга, который ставит под угрозу будущее Америки.

Исследование Бюджетного управления также дало понять, что соглашение по сокращению налогов, достигнутое в декабре между Обамой и республиканской оппозицией, умышленно и намеренно резко увеличило дефицит бюджета. Снижение различных налогов, инициированное Джорджем Бушем, должно было закончиться в конце 2010 года. Обама и республиканцы согласились продолжить это снижение налогов, по крайней мере, еще на два года (сейчас, вероятно, они продолжатся и после этого), тем самым снижая налоговые поступления на сумму около 350 млрд долларов США в этом году и снова в 2012 году. Снижение налогов для богатых американцев было частью пакета.

Правда о сегодняшней политике США проста. Ключевая политика лидеров обеих политических партий заключается в снижении налогов, особенно для богатых. Обе политические партии и Белый дом скорее сократят налоги, чем потратят больше средств на образование, науку и технологии, а также инфраструктуру. Объяснение этому простое: богатые домохозяйства финансируют политические кампании. Поэтому обе стороны стремятся удовлетворить их пожелания.

В результате, общие налоговые поступления Америки в процентах от национального дохода являются одними из самых низких среди стран с высокими доходами, составляя примерно 30%, по сравнению с около 40% в Европе. Но 30% ВВП не достаточны для удовлетворения потребностей здравоохранения, образования, науки и технологий, социального обеспечения, инфраструктуры и других жизненно важных обязанностей правительства.

Одна из областей бюджета может и должна быть сокращена: военные расходы. Но даже если резко сократить чрезмерный военный бюджет США (и политики обеих партий этому сопротивляются), необходимость в новых налогах по-прежнему будет существовать.

Экономические и социальные последствия поколения сокращения налогов ясны. Америка теряет конкурентоспособность на международном рынке, пренебрегая своими бедными ‑ один ребенок из пяти американских детей живет в нищете ‑ и оставляет гору долгов своему молодому поколению. Из всей возвышенной риторики администрации Обамы его финансово-политические предложения не делают серьезных попыток решить эти проблемы. Для этого потребуется призвать к более высоким налогам, а это – как хорошо усвоил Джордж Буш-старший в 1992 году – не ведет к переизбранию.

Джеффри Д. Сакс – профессор экономики и директор Института Земли при Колумбийском университете, а также специальный советник Генерального секретаря ООН по вопросам Целей развития тысячелетия.

Перевод с английского – Татьяна Грибова

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter