Цены на нефть, или Собака против хвоста » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Цены на нефть, или Собака против хвоста

В интернете и по телевизору постоянно всплывает тема спекуляций цен на нефть. Несмотря на то, что сказано на эту тему много, думаю, имеет смысл разобраться в ситуации с конкретными цифрами, потому что конкретики как раз не хватает, на мой взгляд
11 марта 2011 Битца-Инвест | Архив Липовой Данил
В интернете и по телевизору постоянно всплывает тема спекуляций цен на нефть. Несмотря на то, что сказано на эту тему много, думаю, имеет смысл разобраться в ситуации с конкретными цифрами, потому что конкретики как раз не хватает, на мой взгляд.

Итак, существует много разных фьючерсов на нефть, однако самый ликвидный и спекулятивный - это Light Sweet Crude Oil Futures.

Это поставочный фьючерс, т.е. если участники не закрыли сделку в последний день торгов, то они обязаны поставить/принять товар физически. Количество открытых сделок называется "открытый интерес" (далее OI). Одновременно на бирже торгуется более десятка контрактов с поставкой на разные месяцы. Наибольший OI приходится на ближайшие месяцы (последний столбец):

Цены на нефть, или Собака против хвоста


Как мы видим, объем открытого интереса огромен, около 1.5 млн контрактов. В контракте 1000 баррелей, по $100 каждый. Это 150 млрд долларов! Обычно на этом содержательный анализ заканчивается, и начинаются восклицания о том, как толстый хвост вертит худой собакой. Добивают, обычно, объемом торгов, который составляет около 1 млн контрактов в день ($100 млрд). Для сравнения, суточное потребление нефти в мире менее $10 млрд.

Однако не будем спешить с выводами. Для начала отметим, что для того, чтобы купить один фьючерсный контракт (на 1000 баррелей), не нужна вся сумма целиком. Для этого потребуется всего 6000 долларов (т.н. начальная маржа), а не все 100 000, как может показаться. Т.е. реальных денег на рынке фьючерсов в 10-15 раз меньше, чем кажется по номинальным объемам.

Однако самое любопытное не это. Главное - как связан биржевой рынок с реальным. Потому что если на спотовом рынке цена $95, а на фьючерсном 100, возникает возможность арбитража. Можно продать фьючерс и купить соответствующее количество реальной нефти на рынке спот, гарантированно получив разницу к моменту экспирации. Такого рода операции сближают фьючерсную цену и спот, потому что продажи фьючерса способствуют падению завышенной биржевой цены, а покупки на спот способствуют росту заниженной спотовой цены.

Итак, давайте выясним, сколько сделок заканчивается физической поставкой, чтобы понять, насколько влиятельны подобные операции. Возьмем мартовский фьючерс и посмотрим, как изменялся OI в его последние торговые дни. Итак, 16 февраля - 110 000 открытых позиций:

Цены на нефть, или Собака против хвоста


Через два дня осталось 34 тыс:

Цены на нефть, или Собака против хвоста


И в последний торговый день....

Цены на нефть, или Собака против хвоста


Гора родила мышь, 1260 контрактов или только 0.08% общего OI дошло до поставки. Месяцем ранее, было чуть больше, 2111 контрактов. Таким образом, это 1-2 миллиона баррелей реальной нефти в месяц. Для сравнения, за этот же срок в мире потребляется 2600 миллионов баррелей.

Полагаю, что реальному миру с высокой колокольни плевать на игрища спекулянтов. Если бы фьючерсы вели за собой цены спот, то уровень арбитража был бы в разы выше. Среднестатистическая емкость нефтеналивного танкера составляет около 250-300 тыс. баррелей (есть танкеры и с емкостью 1.9 млн).

Увидел, что цена разошлась на пару долларов, тут же купил 20 млн баррелей нефти, залил в танкеры и поставил на прикол. Одновременно продал 20000 контрактов. Расходы на содержание одного танкера без учета топлива (а везти никуда не надо, в противном случае превышение цены оправдано) около 6 тыс долларов в сутки. 100 танкеров за 30 дней скушают $18 млн. Чистая прибыль 22 млн в месяц, при вложении 2.2 млрд. Это 12% годовых - очень хороший результат.

Но раз этого не происходит (объемы поставок на порядок меньше), значит разница между фьючерсными ценами и спот совсем мала и подобные игры не выгодны.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Реальный рынок почти никак не связан с биржевым, поставками заканчивается крайне малое количество сделок. По сути, фьючерсная торговля является пари на то, каким будет баланс спроса и предложения в ближайшее время. Если бы в мире существовал избыток нефти, то реальные рыночные механизмы вели бы к падению цен. Если бы спекулянты сопротивлялись и упрямо тащили цены вверх, то уровень арбитража был бы гораздо выше.

Ну и, наконец, несколько слов о QE2. Говорят, что потоки ликвидности выливаются на рынок и ищут пристанища, что приводит к росту цен на фьючерсы, а за ними подтягиваются спот. Насчет последнего мы уже разобрались, но тут вот что любопытно. Количество спекулятивных позиций выросло на 270 тыс с момента начала QE2. Для этого требуется всего 1.6 млрд долларов. Возникает вопрос, а причем тут QE2? Что, в мире без QE2 не нашлось бы $1.6 млрд? Да у нас столько на любой мегастройке крадут.

Если кто-то считает, что пары миллиардов долларов хватит на то, чтобы сдвинуть рынок на $10, то может написать правительству РФ послание. Возьмите 1% ЗВР (~$5 млрд), откройте еще 800 тыс позиций и утащите нефть на 20-30 долларов выше. Мы экспортируем 1.8 млрд баррелей в год. 20 лишних баксов дадут нам (ой, у меня сейчас голова закружится) целых $36 млрд. Вот как торговать надо!

Ну а если серьезно, то, на мой взгляд, QE2 повлияло на нефть, но не через фьючерсы. А через три ментальных канала:

1) Ожидание ослабления доллара
2) Ожидания положительного влияния на экономику
3) Рост инфляционных ожиданий

Теперь уже все в ценах и мир будет смотреть, насколько ожидания соответствуют наступающей действительности, что располагает к боковому движению основных индексов, причем с высокой волатильностью.

http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311025218_logo.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter