ОБЗОР :: Нефтепереработка: меняются ли тренды? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


ОБЗОР :: Нефтепереработка: меняются ли тренды?

Согласно ориентирам, изложенным в Энергетической стратегии России на период до 2030 г., нефтепереработка в стране будет развиваться опережающими темпами. Главным приоритетом развития отрасли является удовлетворение потребностей внутреннего рынка в моторном топливе высокого качества
31 марта 2011 Oil | Архив
Согласно ориентирам, изложенным в Энергетической стратегии России на период до 2030 г., нефтепереработка в стране будет развиваться опережающими темпами. Главным приоритетом развития отрасли является удовлетворение потребностей внутреннего рынка в моторном топливе высокого качества.

Ниже приведены результаты сопоставления прогноза, представленного в проекте Генеральной схемы развития нефтяной отрасли, с данными базового варианта прогноза, выполненного ИЭС в рамках исследования «Нефтяная промышленность России – сценарии сбалансированного развития».

Потребление нефтепродуктов на внутреннем рынке, 2010-2020 гг., млн т,
(сравнение проекта Генеральной схемы развития нефтяной отрасли и прогноза ГУ-ИЭС).

ОБЗОР :: Нефтепереработка: меняются ли тренды?


Источники: РБК daily, «Нефтяная промышленность России – сценарии сбалансированного развития».

В то время как прогноз по дизельному топливу на период до 2020 г. в общем и целом совпадает (правда, в прогнозе ГУ-ИЭС предполагается более медленный рост спроса на дизельное топливо в ближайшие 5 лет), прогнозы по бензину и мазуту различаются. Прогноз по бензину, данный в Генсхеме нефтяной отрасли, представляется несколько заниженным ввиду того, что имеет место пессимистическая оценка темпов роста парка легковых автомобилей в стране, которая, в совокупности с ростом потребности экономики в транспортных услугах, создает благоприятные условия для увеличения объемов потребления моторного топлива. Также необходимо четкое обоснование понижающего тренда, принятого при прогнозировании потребления мазута – нет оснований полагать, что продолжится столь же стремительная перестройка структуры потребления нефтепродуктов в России, какая имела место в 2000-2009 гг. (в частности, потребление мазута за этот период сократилось вдвое). Нельзя говорить о дальнейшем снижении объемов потребления мазута в электроэнергетике и ЖКХ, поскольку предполагается изменение условий межтопливной конкуренции (повышение внутренних цен на газ, проводимое в рамках политики обеспечения равнодоходности поставок газа на внутренний и внешний рынки, наряду с планируемым увеличением экспортной пошлины на темные нефтепродукты могут обеспечить повышение конкурентоспособности мазута и избыток его предложения на внутреннем рынке). Кроме того, ожидается существенный рост потребления мазута в качестве бункеровочного топлива, обусловленный ростом объемов морских перевозок.
На наш взгляд, недостаточно обоснован вывод об изменении географической структуры экспорта нефтепродуктов из России. В настоящее время основным рынком для экспорта российских нефтепродуктов остается Европа, где осуществляется их доработка в высококачественные моторные топлива. Несмотря на тот факт, что основной прирост потребления нефтепродуктов действительно ожидается в странах АТР, необходимо учесть также сложность, присущую рынку нефтепродуктов АТР, и наличие в регионе избыточных мощностей по переработке нефти. Данные обстоятельства позволяют утверждать, что европейский рынок сохранит свою доминирующую роль, а географическая диверсификация экспорта нефтепродуктов не будет значительной, как, к примеру, в случае с поставками сырой нефти. Планы российских компаний по освоению нового рынка сбыта, безусловно, необходимо приветствовать, однако едва ли они смогут занять заметное положение в ключевых странах региона. В частности, в Японии в период до 2020 г. не прогнозируется значительного роста потребления моторного топлива, в том числе по причине сохранения крайне низких темпов экономического роста. В Республике Корея имеются значительные избыточные мощности по переработке нефти, кроме того, их технологический уровень является передовым по мировым меркам. Китай же последовательно придерживается стратегии самообеспечения и не заинтересован в значительном росте импорта моторных топлив, предпочитая ввозить нефть для последующей переработки. Покупка НПЗ в странах АТР не всегда возможна и сопряжена со значительными рисками, как экономическими (существует определенный риск простоя купленных мощностей ввиду их избытка), так и политическими.
Выходом в этой ситуации является поэтапное строительство современных нефтеперерабатывающих и нефтехимических мощностей на территории Востока России на основе передовых технологий, позволяющее добиться изменения продуктовой структуры экспорта и повышения качества производимых нефтепродуктов с доведением его до мирового уровня. В настоящее время уже осуществляется реконструкция Комсомольского НПЗ, принадлежащего «Роснефти», и Хабаровского НПЗ, входящего в группу «Альянс», существуют планы по строительству нефтехимического комплекса в Приморском крае (ОАО «Роснефть»). По мере освоения запасов нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке возможна также реализация других крупных проектов в нефтепереработке и нефтехимии.

Комментарий к статье в РБК daily «Бензин выгодней продавать странам АТР»
Саенко В.В., к.э.н., заместитель директора Института энергетической стратегии
Черников А.А., старший эксперт-аналитик Института энергетической стратегии

Шельф: добыть нельзя оставить

Разведка нефтегазовых ресурсов, расположенных на континентальном шельфе, имеет особое значение для воспроизводства минерально-сырьевой базы в условиях истощения традиционных районов добычи нефти и газа. Россия обладает самым крупным в мире шельфом, территория которого превышает 6,2 млн км2. Согласно оценке ИЭС, начальные суммарные извлекаемые ресурсы российского шельфа составляют до 15,5 млрд т нефти и конденсата, что превышает оценку, данную в проекте Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2030 г. (12,2 млрд т), при степени разведанности запасов от 5% (арктические моря) до 15% (российский сектор Каспийского моря).


В настоящее время реализация подавляющего большинства проектов по освоению участков шельфа находится в стадии геологоразведки. С учетом этого обстоятельства, представленная в Генсхеме нефтяной отрасли (более 50 млн т нефти к 2020 г.), представляется завышенной. Скорее всего, объем добычи на шельфе в 2020 г. не превысит 40 млн т. Вслед за сахалинским шельфом, на котором уже реализуются проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», первоочередными объектами освоения должны стать шельф Каспийского моря, Приразломное нефтяное месторождение и перспективные шельфовые структуры в Печорском море.
В экспертных кругах существует общая точка зрения, что для успешного старта проектов, реализация которых намечается на российском шельфе, необходимо введение новой системы налогообложения, предоставляющей льготы для подобных проектов. Подобная позиция находит понимание и в Правительстве РФ: соответствующими постановлениями пошлина на экспорт нефти уже была обнулена для месторождений Восточной Сибири, готовится введение льготной пошлины для месторождений каспийского шельфа. Другим направлением поддержки является предоставление льгот по НДПИ. Льгота по НДПИ уже утверждена для всех новых месторождений Восточной Сибири (для одних применяется нулевая ставка, для других – пониженная), а также для арктического и каспийского шельфов, а по месторождениям, расположенным в Черном и Охотском морях, решен вопрос о предоставлении налоговых каникул по НДПИ на срок до 15 лет. С учетом сказанного выше следует поставить вопрос о распространении этих льгот на всю территорию Восточной Сибири, Дальнего Востока и континентального шельфа.
Вместе с тем, введение налоговых льгот – необходимое, но не достаточное условие эффективной реализации шельфовых проектов. Работа на шельфе невозможна без наличия соответствующих технологий (проектирования и строительства добывающих платформ, создания и эксплуатации оборудования для наклонного и горизонтального бурения, сооружения морских магистральных и промысловых трубопроводов и т.п.). У российских компаний подобные технологии отсутствуют, научно-исследовательская и производственная база в стране в целом находится не в лучшем состоянии, а советский опыт организации добычи на шельфе Каспийского моря не только устарел, но и неприменим к существенно более сложным условиям Арктики и Дальнего Востока. Вместе с тем, российские нефтегазовый сектор и рынок соответствующих ресурсов сохраняют свою привлекательность для крупнейших мировых компаний по мере истощения запасов освоенных месторождений и сокращения темпов открытия новых месторождений в других регионах мира. В связи с этим намерения российского Правительства задействовать этот интерес для освоения труднодоступных шельфовых ресурсов можно только приветствовать. По информации агентства «Русэнерджи», в настоящее время ОАО «НК «Роснефть» уже подписала соглашения о совместном освоении шельфа с компаниями Chevron, BP и ExxonMobil, ведутся переговоры с Shell. В ходе переговоров каждая из компаний заявила о намерениях вложить в геологоразведку на условиях риска до 1 млрд долл.
Практика предоставления технологий в обмен на допуск к освоению нефтегазовых ресурсов шельфа получила широкое распространение, из постсоветских государств ее успешно применяют Казахстан и Азербайджан. В то же время, необходимо понимать, что иностранные партнеры «Газпрома» и «Роснефти» (т.н. мейджоры) заинтересованы в увеличении своей доли прибыли от реализации шельфовых проектов и в обеспечении прозрачности работы как государства, так и самих российских компаний. В связи с этим возможен возврат к использованию механизма СРП применительно к месторождениям, расположенным в наиболее сложных условиях.
Отдельно следует рассматривать вопрос о привлечении российских предприятий смежных отраслей промышленности к реализации шельфовых проектов. Обременение в части локализации производства оборудования для добычи и транспортировки нефти на шельфе, которое необходимо включить в соглашения, выглядит обоснованным шагом в свете заявленного курса на модернизацию экономики.
Проведенное Институтом исследование «Нефтяная промышленность России – сценарии сбалансированного развития» показало, что среди российских предприятий наибольшим потенциалом с точки зрения освоения ресурсов континентального шельфа обладают:
• Северодвинский порт;
• ЦКБ «Рубин» (техническое проектирование);
• ПО «Севмашпредприятие»;
• Судоремонтный завод «Нерпа»;
• Машиностроительное предприятие «Звёздочка»;
• Амурский судостроительный завод (имеет опыт строительства и модернизации морских платформ);
• «Стройтрансгаз» (г. Москва);
• ЗАО «Уралмаш – буровое оборудование» (г. Екатеринбург).

Комментарий к статье в РБК daily «Газпром» и «Роснефть» переедут на шельф»
Саенко В.В., к.э.н., заместитель директора Института энергетической стратегии
Черников А.А., старший эксперт-аналитик Института энергетической стратегии

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter