Российский фондовый рынок - большой, но мог бы быть еще больше » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Российский фондовый рынок - большой, но мог бы быть еще больше

Глава ММВБ Рубен Аганбегян делится своим мнением относительно слияния московских фондовых бирж
8 апреля 2011 InoPressa
Россия предпринимает все возможное для того, чтобы сделать из Москвы международный финансовый центр. Слияние самых крупных фондовых бирж является частью этой стратегии. Аганбегян рассказывает о том, как обстоят дела в настоящий момент.

Кабинет российского генерального директора больше напоминает английский клуб. Все сделано солидно, в отделке преобладает темное полированное дерево, желтая медь и темно-зеленая кожа. В этом смысле руководство группы ММВБ – крупнейшей московской фондовой биржи – не является исключением. Однако Рубен Аганбегян, возглавляющий с середины прошлого года компанию ММВБ, ведет себя иначе, чем можно было бы себе представить, глядя на эти интерьеры, и предстает перед нами без всяких претензий, демонстрируя свободный стиль в одежде. Он больше напоминает сотрудника инвестиционного банка, каковым он раньше и был, чем выходца из Центрального банка, который раньше всегда выдвигал генерального директора этой биржи из своих рядов.

Конец соперничества

Назначение Аганбегяна придало новый импульс давно обсуждаемой идее относительно слияния ММВБ и второй по величине московской биржи РТС. Образованная в 1992 году ММВБ является крупнейшей в России площадкой для торговли акциями и облигациями, и все операции совершаются здесь в рублях.

Наряду с крупными коммерческими банками акционером этой биржи (28,9%) является также Центральный банк. Биржа РТС была создана несколько позже группой брокеров. На этой бирже котировки номинированы в долларах, что облегчает участие иностранных инвесторов. РТС особенно известна как место для торговли деривативами.

Слияние этих двух бирж является частью стратегии российского руководства, направленной на то, чтобы превратить Москву в международный финансовый центр. Конкуренция между этими двумя торговыми площадками была отчасти позитивной, но это также создавало определенные препятствия, подчеркивает Аганбегян. Обе биржи вели борьбу за инвесторов, что приводило к разделению ликвидности. «Российский фондовый рынок является большим, но он мог бы быть еще больше», - отмечает родившийся в 1972 году в Новосибирске глава ММВБ. После долгих лет соперничества и существования различных интересов пять акционеров РТС, владеющие в общей сложности 53,7% акций, подписали заявление о намерениях, предусматривающее продажу этой биржи. По данным российского Центрального банка, торговая площадка РТС оценивается в 1,15 миллиарда долларов, а ММВБ – в 3,45 миллиарда долларов. Покупка должна быть произведена на 35% наличными и на 65% за счет обмена акциями. Центральный банк значительно сократит количество своих акций, и в течение трех лет должно состояться размещение на рынке уже новой биржи. Недавно стало известно, что другие акционеры, в том числе и владеющий активами РТС Deutsche Bank, собираются продать свои акции. Однако Аганбегян утверждает, что ММВБ не намерена приобретать этот пакет акций. Скорее всего, как он считает, будет проведена консолидация активов.

Аганбегян также не согласен с теми, кто утверждает, что подобный шаг приведет к исчезновению конкуренции на российских биржах. Он признает, что ММВБ занимает господствующее положение, но она не является монополией, так как лицензии выданы большому количеству участников. В целом речь идет, скорее, об укреплении ликвидности и привлечении новых эмитентов. В любом случае самую большую конкуренцию составляет Лондон, где котируются многие российские предприятия. В последнее время российские компании стали уделять все больше внимания азиатским площадкам, в том числе Гонконгу.

Улучшения для инвесторов

Этот большой любитель езды на мотоцикле убежден в том, что не политические причины - вроде страха быть лишенным прав собственности - удерживают эмитентов и инвесторов от того, чтобы использовать московскую фондовую площадку. Значительно большую роль здесь играет легкий доступ для инвесторов на такие фондовые биржи как Лондон. В России, по его мнению, инфраструктура и законодательство должны быть адаптированы таким образом, чтобы они отвечали потребностям инвесторов. Пока, например, еще не существует центрального места хранения ценных бумаг, что является особенно серьезной проблемой для американских институциональных инвесторов, подчеркивает Аганбегян. Однако он полагает, что уже в этом году будет принят закон о создании национального депозитария ценных бумаг.

И по другим направлениям проект создания в Москве международного финансового центра также продвигается вперед. Недавно российский президент Дмитрий Медведев принял решение об интеграции функций страхового контроля и надзора в области финансового рынка. Должны быть введены международные формы финансовой отчетности. Кроме того, принят новый закон об инсайдерах, и будут сделаны более дружелюбными для инвесторов рамочные условия для осуществления сделок с деривативами. Центральный банк намерен ввести систему расчетов в режиме реального времени (Real-Time-Settlement-System), что существенно сократит риски участвующих в сделках сторон.

Аганбегян рассматривает эти действия как шаги, направленные на то, чтобы улучшить условия работы финансовых рынков в России. Еще один важный пункт – это создание сильных местных институциональных инвесторов. Пенсионные фонды в Польше, например, стали важным фактором на рынке. В России, как считает глава ММВБ, в отношении пенсионных фондов все еще действуют очень консервативные правила инвестирования. Аганбегян позитивно оценивает амбиции, направленные на создание в Москве международного финансового центра. По его мнению, это потребует больших усилий, чем в том случае, если бы можно было довольствоваться ролью регионального центра.

После слияния должен измениться и бренд ММВБ

Аганбегян говорит о ребрендинге. Одним из важных направлений является создание адекватного индекса. Оба используемых барометра – ММВБ и РТС – являются важными, считает он. Однако индекс РТС является более влиятельным, чем индекс ММВБ, так как он более известен, а также потому, что торговля деривативами осуществляется на его основе. Теперь, как считает Аганбегян, нужно объединить достоинства каждой из этих двух систем. Оба индекса нуждаются в дальнейшей поддержке. Приоритет отдается развитию таких инструментов как торгуемые на бирже фонды (Exchange-Traded Funds - ETF). Аганбегян хотел бы также увеличить торговлю сырьевыми товарами. Кроме того, он считает, что должно быть расширено присутствие обеих бирж на Украине и в Казахстане.

Семейный опыт

Что касается слухов о кооперации с Немецкой биржей (Deutsche Boerse), то Аганбегян говорит лишь о том, что он готов сотрудничать со всеми биржами. По его словам, есть много общего между российскими биржами и Немецкой биржей, и в настоящее время проводятся переговоры о сотрудничестве на рынке деривативов, при разработке системы клиринга и расчетов (clearing and settlement), а также при составлении индекса. Однако слияние Немецкой биржи и биржи Нью-Йорка (NYSE) потребует немало времени. И ММВБ еще только предстоит провести объединение с РТС. Этот юрист по образованию может использовать и семейный опыт для того, чтобы выдержать предстоящие большие изменения: его отец – Абель Аганбегян – был экономическим советником Михаила Горбачева, а также одним из авторов концепции перестройки.

Der russische Aktienmarkt ist gross, er könnte aber grösser sein

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter