Семь причин, по которым федрезерв не последует примеру ЕЦБ » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Семь причин, по которым федрезерв не последует примеру ЕЦБ

ФРС США, похоже, не спешит подхватить эстафету европейского фин. регулятора насчет поднятия учетной ставки. Более того, «Бернанке и Ко» вообще не сдвинутся с места, пока инфляция и уровень безработицы не достигнут целевых уровней
10 апреля 2011 Архив
ФРС США, похоже, не спешит подхватить эстафету европейского фин. регулятора насчет поднятия учетной ставки. Более того, «Бернанке и Ко» вообще не сдвинутся с места, пока инфляция и уровень безработицы не достигнут целевых уровней.

Вполне возможно, что первое за последние годы повышение учетной ставки европейским фин. регулятором повторится несколько раз в течение этого года. – Дорогая нефть подняла потребительские цены выше целевых уровней ЕЦБ. Тем временем, активное меньшинство среди функционеров ФРС обосновало поднятие на три четверти процентного пункта ставку Федрезерва по однодневным займам уже до конца этого года. Судя по последним комментариям Председателя американского фин. регулятора Бернанке и его ближайших единомышленников – в первую очередь, Президента ФРБ Нью-Йорка Уильяма Дадли, «ястребиные» настрои так и останутся заявлениями: оба монетариста заявили, что американская экономика все еще слишком слабая для «самостоятельного плавания», а по сему, нуждается в поддержке ФРС.

Последний опрос Агентства Reuters, проведенный среди экономистов первичных дилеров, напрямую совершающих сделки с Федрезервом, показал, что политика Центробанка США вряд ли поменяется до конца нынешнего года. Финансисты объясняют свою позицию следующими причинами:

1. Соединенные Штаты пережили более масштабную рецессию, чем Европа. Уровень безработицы вырос больше, чем вдвое, максимум пришелся на окончание 2009 года, когда показатель достиг 10,1%. По сравнению с Америкой, европейская безработица выросла на «скромные» 40%. Малоутешительной является новость, что этот показатель снизился на целый процентный пункт с ноября прошлого года – все же, он остается на уровне 8,8%, тогда как ФРС считает допустимыми 5-6%.

2. Уверенность в способности Федрезерва преодолеть инфляцию, можно сказать, непоколебимая. В то же время, возможности ЕЦБ подвергаются серьезным сомнениям. Нужно ли еврозоне переживать рецессию, чтобы впоследствии искоренить инфляцию – так, как в случае с все тем же Федрезервом в 1970-х? Впрочем, ЕЦБ уже пережил некое подобие борьбы с инфляцией в 2008 году, когда нефть достигла заоблачной цены в 150 долл./баррель. Хотя, буквально через пару месяцев фин. регулятор Европы круто развернул свой курс сразу же после шокирующего весь мир банкротства Lehman Brothers.

3. Перед Центробанком единого валютного пространства стоит одна-единственная задача: борьба с инфляцией, тогда как у ФРС все намного сложнее – её заботят две проблемы: «ценовая стабильность и всеобщая занятость». Разница в задачах видна на таком примере: согласно последним протоколам, целевой уровень потребительской инфляции установлен ФРС на уровне 1,6% в году; тогда как Европа считает приемлемой для себя инфляцию вплоть до 2,6%. Что касается полной занятости в США, то, по мнению подавляющего большинства экономистов, понадобиться как минимум еще три года стабильного увеличения числа вакансий, чтобы эта «дыра» на рынке труда, наконец, затянулась. Кроме того, недавно у Федрезерва стало на одну «головную боль» больше: недавний резкий рост нефтяных цен подорвет потребительские расходы, являющиеся одним из самых влиятельных факторов динамики американской экономики. И хотя розничные продажи отличаются эластичностью, это может нанести сокрушительный удар по доверию потребителей.

4. Руководство Евроцентробанка ориентируются на уровень общей инфляции, охватывающий все без исключения цены. А функционеры штатовского фин. регулятора предпочитают смотреть на «базисный» или «реальный», как принято считать, стержневой показатель инфляции, который, как известно, пренебрегает крайне волатильными ценами на продовольствие и горючее. Кроме того, у ЕЦБ имеется целевой уровень инфляции в конкретном цифровом выражении – именно то, за что в свое время ратовал Бернанке, но ФРС это официально так и не принял. Это значит, если бы ЕЦБ отталкивался от «стержневого» показателя, подобно своему американскому коллеге, то у подчиненных Трише не было бы повода для волнений по поводу роста потребительских цен.

5. Европейские рабочие имеют больше возможностей бороться за повышение оплаты своего труда, чем их американские собратья, которые традиционно не так сильно сплочены в профсоюзы, что дает возможность объединяться в борьбе за свои требования. В результате, европейские цены, а значит, и инфляция растут быстрее, причем, последнюю труднее преодолеть впоследствии. Так, на прошлой неделе американский отчет по труду продемонстрировал отсутствие каких-либо изменений в почасовой ставке оплаты труда за четыре последних месяца. Это значит, что реальные доходы граждан снизились – с поправкой на инфляцию. А это, в свою очередь, уменьшило покупательную способность рядовых американцев и снизило темпы экономического роста. Для сравнения: в четвертом квартале прошлого года европейские зарплаты выросли на 1,4%.

6. Так сложилось исторически, что несколько поколений европейцев на себе испытали ужасающие последствия гиперинфляции 1930-х годов, так или иначе приведшей к господству фашизма и Второй мировой войне. В свою очередь, американцы хорошо помнят трагизм экономического спада времен Великой Депрессии, когда уровень безработицы превысил 20%, очереди за продуктовыми пайками выстраивались в длину нескольких кварталов. Бернанке – представитель как раз той школы, поэтому он свято верит, что ошибка Федрезерва в виде преждевременного ужесточения станет роковой для недостаточно окрепшей экономики.

7. Экономисты сильно сомневаются – станет ли поднятие ставки в Европе или США эффективным инструментом обуздания растущих цен на нефть: ведь, по существу, именно это является драйвером нынешнего инфляционного прыжка. В основе «нефтяной ракеты» лежат причины, ни коим образом не связанные с проблемами экономик США или Европы: растущий спрос на нефть со стороны развивающихся стран и опасения сокращения добычи из-за проблем на Ближнем Востоке и в Северной Африке не имеют ничего общего с проблемами суверенных долгов и колоссального бюджетного дефицита по обе стороны Атлантического океана. Хотя с другой стороны, очень трудно разделить оптимизм Бернанке насчет «краткосрочности» и «незначительности» нынешнего инфляционного прыжка.

Несмотря на столь впечатляющее обоснование «синдрома застойного ожидания», не позволяющего Федрезерву наконец начать ужесточение, политика Бернанке и его учреждения не находит понимания в среде некоторых специалистов. На этой неделе популярный блогоресурс zerohedge.com опубликовал открытое письмо экс-профессора одного из университетов Североатлантического побережья Энтала Фекете (Antal E. Fekete). В своем обращении, разосланном ранее некоторым влиятельным конгрессменам, ученый муж подробно и обстоятельно расписывает всю несостоятельность, незаконность, и более того, губительность нынешней политики «количественного смягчения». По мнению профессора, то, чем занимаются Федрезерв и Минфин США называется «ретроактивностью». Иными словами, вместо того, чтобы увеличить размер кредита Министерству финансов при обязательном условии обеспечения, ФРС покупает напрямую долговые ценные бумаги, причем, вполне возможно, что по сильно заниженной цене, поскольку аукцион не проводится, и уже потом воспринимает их как обеспечение. Это порождает замкнутый порочный круг, превращающий «причины появления новой наличности в шараду, нормативы обязательного резервирования – в фарс, а американский «бакс» – в макулатуру, стоящую меньше, чем доллар Зимбабве». Автор письма открыто призывает законодателей отправить нынешнего Главу Федрезерва в отставку.

По материалам Reuters и Zerohedge Подготовил Виктор Белинский

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter