Bob Janjuah о выборе из двух зол » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Bob Janjuah о выборе из двух зол

Комментарии рыночного стратега Bob Janjuah из Номуры всегда отличаются глубиной суждений, интересными мыслями и точностью в предсказании. Например, в последнем своем сообщении, опубликованном около 2 месяцев назад, Bob Janjuah предсказал, что в феврале случится максимум по индексу S&P500 и будет он в пределах 1350 пунктов – так и случилось
17 апреля 2011 Архив
Комментарии рыночного стратега Bob Janjuah из Номуры всегда отличаются глубиной суждений, интересными мыслями и точностью в предсказании. Например, в последнем своем сообщении, опубликованном около 2 месяцев назад, Bob Janjuah предсказал, что в феврале случится максимум по индексу S&P500 и будет он в пределах 1350 пунктов – так и случилось. Bob Janjuah формулирует свое видение рынка очень четко и аргументировано и в этом я не вижу ему равных.

В последней своей статье от 14 апреля Bob Janjuah пишет о выборе из двух зол: либо 1350 пунктов по S&P500 – вершина на ближайшие полгода, либо продолжение QE, последующая жесткая посадка, продолжительное падение цен на активы и изменение глобального порядка на валютных рынках.

Вот с очень небольшими сокращениями основные 8 тезисов его последнего сообщения:

Мой последний доклад (СКЕПТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИ: время забыть о Джексонхолле) был опубликован примерно два месяца назад и вот здесь обновление.

1 – В целом, темы, которые привели к кризису 2007-2009 года все еще присутствуют, и даже в некотором смысле ухудшились. А именно, очень большие глобальные, региональные, отраслевые и национальные дисбалансы, чрезмерные уровни долга и чрезмерные уровни его концентрации, прежде всего в экономиках Запада, очень высокие уровни риска на рынках, как в плане цен, так и ожидаемой волатильности. Такое впечатление, что мы не извлекли из событий 2007-2009 года никаких уроков, и очевидным ответом на кризис было осуществление тех же самых действий, которые привели к возникновению этой неприятной ситуации.

2 – Поэтому, как мы говорили в течение последних четырех лет, ключевыми драйверами рынков остаются все еще cost of capital (CoC) - СТОИМОСТЬ КАПИТАЛА, и сила/финансовое здоровье balance sheet (BS) – БАЛАНСА.

Растущая в течение 2006-2009 года СТОИМОСТЬ КАПИТАЛА привела ровно к тому, к чему она должна была привести: замедлению роста, слабым прибылям и доходам, и, в конечном счете, к циклу дефолтов и обесцениванию рискованных активов. Начиная с начала 2009 года , главным образом благодаря политике количественного смягчения (QE), СТОИМОСТЬ КАПИТАЛА уменьшилась и поддерживается искусственно на низком уровне с тех пор, приводя на наш взгляд к ценовым искажениям. Эта низкая СТОИМОСТЬ КАПИТАЛА также имела свои обычные последствия: высокое кредитное плечо, большой долг, искусственно поддерживаемые и искаженные оценки рискованных активов.

3 – Как мы обсуждали раньше, ключевыми текущими глобальными макротемами, занимающими рынки, все еще продолжают оставаться:
1.На развивающихся рынках (EM) это вопрос – будет ли приземление мягким или жестким? Нет сомнения в том, что приземление необходимо для того, чтобы решить инфляционные проблемы, ликвидировать чрезмерные и спекулятивные пузыри, решить ситуацию сжатия рынков труда и некоторые другие проблемы. Но каким будет это приземление – остается под вопросом.
2.На развитых рынках (DM) мы ожидаем в ближайшие несколько лет слабый тренд растущих процентных ставок. Уже и так чрезмерно высокие уровни долга еще более ухудшились, и мы ожидает медленное U-образное восстановление в секторах, связанных с внутренним потреблением, и в высшей степени цикличный суперцикл в производстве, основанный главным образом на спросе со стороны трех главных развивающихся наций – BIC (Бразилия, Индия и Китай).
3.В Европе, хотя мы и ожидаем вероятное и жизнеспособное решение европейских проблем чрезмерного долга/недостаточного собственного капитала, тем не менее мы ожидаем, что кризис еще продолжится некоторое время.

К этим трем вышеупомянутым темам мы можем добавить еще две. Во-первых, перспективы Японии после трагедии, и как это затронет глобальную экономику и глобальное распределение активов. Во вторых, беспорядки в Аравийском регионе и скачки цен и как такие движения цен отразятся на росте и инфляции как в развитых экономиках ( где рост является наибольшим риском) так и в развивающемся мире (где инфляция энергоносителей и продовольствия являются наибольшим риском).

Аналитики Nomura постоянно оценивают краткосрочные и среднесрочные тройные последствия трагедии в Японии. Конечно ядерные проблемы продолжаются, но для СКЕПТИЧЕСКИХ СТРАТЕГОВ среднесрочный риск – это репатриация огромных заокеанских активов Японии , которая, возможно, может ускориться последними событиями.

Япония имела один из наиболее крупных счетов торгового профицита за последние десятилетия, и как результат, снабжала глобальную экономику, особенно развитые страны, огромным количеством дешевого капитала. Если репатриация станет существенным трендом в ближайшие пять-десять лет, когда Японии придется «обслуживать» свой внутренний дефицит и значительную долговую нагрузку, тогда репатриация может вызвать глобальное увеличение СТОИМОСТИ КАПИТАЛА.

4 – Наша четвертая тема распределения активов остается неизменной – в период роста СТОИМОСТИ КАПИТАЛА – период ухода от рисков, объекты с сильным БАЛАНСОМ (будь то корпоративные, финансовые, правительственные или нацеленные на потребителя объекты) оказываются в выигрыше (по меньшей мере, относительном). Фаза падения СТОИМОСТИ КАПИТАЛА в широком плане ведет к взятию рисков и благоприятствует объектам со слабым балансом. Период 2007-2009 года – это был период растущей СТОИМОСТИ КАПИТАЛА и ухода от рисков. С начала 2009 года по настоящий период – период падающей СТОИМОСТИ КАПИТАЛА, фаза увеличения рисков, хотя и спровождающаяся несколькими острыми проколами, которые вынудили Фед приступить к QE2. Мы продолжаем уверенно полагать, что следующий рыночный тренд, который вероятно начнется в 2011 году и продлится весь 2012-2013 год, и возможно даже затронет и 2014 год, будет рост СТОИМОСТИ КАПИТАЛА, фаза ухода от рисков, когда объекты со слабым балансом будут в большистве своем чувствовать себя неблагополучно.

5 – Мы обсуждали наши темы тактического распределения активов на длительную перспективу в нащем предыдущем докладе два месяца назад, и сейчас мы хотим обновить некоторые тезисы. Первый большой сигнал, который мы сделали в конце января – это был сигнал торговли ростом риска, выраженным через глобальные фондовые индексы: о том, что фактор риска достигнет некоторого рода вершины в феврале. Мы установили цель по индексу S&P500 на февраль на уровне 1330-1350 пунктов. Это сработало очень хорошо, и индекс S&P500 достиг 18 февраля уровня 1344 пункта, который до сих пор остается вершиной. Затем мы ожидали минимум 10% распродажи в рискованных активах, с ключевым периодом риска вероятно в марте или апреле месяце. Этот сигнал также сработал очень хорошо. От максимумов февраля глобальные фондовые рынки распродались очень близко к 10% до минимумов середины марта. При этом некоторые рынки распродались больше 10%, но американские основные фондовые индексы потеряли меньше 10%. Впоследствии мы видели два возможных пути: либо жесткое либо мягкое приземление:

1.В случае сценария с мягким приземлением мы ожидаем добровольное ужесточение монетарной политики, которое будет осуществлено на развивающихся рынках, мы ожидаем, что 1350 пунктов по индексу S&P500 будет действовать как потолок, и что распродажи рискованных активов закончатся примерно 20% падением от февральских максимумов до завершения QE2 включительно. Такие распродажи создадут на наш взгляд очень позитивные ТАКТИЧЕСКИЕ возможности для покупки риска. Это будет «идеальная пауза, которая освежит рынки», сбросит давление высоких цен на commodities, ослабит инфляционные риски, снизит преувеличенные оценки рискованных активов и уменьшит давление растущей доходности облигации облигаций на развитых рынках
2.В случае сценария жесткого приземления мы ожидаем, что глобальные монетарные власти совершат еще несколько ошибочных шагов, не только отказавшись от ужесточения монетарной политики, но даже более того – пытаясь приспособиться к ценовым шокам, особенно на развивающихся рынках. В случае такого сценария мы ожидаем, что уровень в 1220 пунктов станет поддержкой для S&P500 во втором квартале 2011 года, и вместо ухода от рисков в течение второго квартала S&P500 достигнет к концу квартала пика в районе 1400/1440 пунктов. За эти последует очень сложное и очень медвежье для рынков второе полугодие 2011 года, когда коррекция в ценах на commodities, ухудшение оценок, ожиданий, рыночного сантимента, позиционирования и доходности бондов вместе создадут превосходный фон для ощутимого твердого приземления в рискованных активах. Главным здесь станет то, что QE3 будет отдвинут до конца 2011/начала 2012 года из-за чрезвычайно негативного воздействия, которое окажет проводимый Федом QE2 на инфляцию (глобальную) и значительных опасений по поводу доверия к проводимой Федом политике. Мы думаем, что и в этом случае QE3 вероятен, но считаем, состояние рынков рискованных активов и экономики США (особенно безработица) должны заметно ухудшится, прежде чем Фед сможет создать «вероятный» случай и собрать поддержку для проведения QE3. На наш взгляд в случае сценария жесткого приземления во втором полугодии дела должны стать намного хуже. Нам кажется, что очень большое количество долга и напечатанных денег было использовано для того, чтобы «купить» восстановление, которое не имеет реальной опоры ( в частности развивающиеся экономики – BIC- будут вынуждены замедлить свой рост из-за высокой инфляции внутри страны и тем самым остановят намертво глобальный суперцикл производства, который является единственным реальным источником сильного роста в США). И как только QE2 остановится и другие стимулирующие меры будут свернуты (возможности для бюджетной поддержки уже исчерпаны на наш взгляд), то сразу обнаружится, из чего сделано новое платье короля. И хотя в случае жесткого приземления в первоначальной фазе продолжения смягчения индекс S&P500 может достичь 1400/1440 пунктов, но к концу года он может быть ниже 1000 пунктов.

События последних недель указывают на путь «смягчение, затем твердое приземление», хотя на настоящей момент как 1220, так и 1350 пунктов все еще держатся, но мы все-таки имеем некоторую надежду, правда быстро уменьшающуюся, на исход с мягким приземлением. Повторю, что четыре последовательных закрытия индекс S&P500 выше 1350 пунктов дадут нам сигнал на смягчение (1400/1440 пунктов по индексу S&P500 до конца второго квартала 2011 гоад), за которым последует твердое приземление во втором полугодии 2011 года (1000/ниже 1000 пунктов по индексу S&P500). Соответственно, если 1350 выступит сопротивлением и индекс S&P500 совершит четыре последовательных закрытия ниже 1220 пунктов, затем в этом сценарии мягкого приземления до конца второго квартала 2011 года мы ожидаем увидеть дальнейшее снижение вплоть до значений 1000 пунктов по индексу S&P500. Большое различие состоит в том, что в случае мягкого приземления мы будем покупателями ( тактически – до конца года) индекса S&P500 в середине диапазона 1000 -1100 пунктов, ожидая отскока обратно в район 1300 пунктов до конца года. В случае варианта с твердым приземлением, не 1000 пунктов ни даже ниже 1000 пунктов по индексу S&P500 не соблазнит нас на покупку риска даже тактически.

6 – Почему мы настроены так по-медвежьи в случае исхода с твердым приземлением? Ключевой момент состоит в том, что на наш взгляд инструменты монетарной политики, необходимые для ответа на жесткое приземление сейчас весьма ограничены в развитых странах ( в развивающихся странах, имеющих сильные БАЛАНСЫ, таких, например, как Бразилия, Австралия, все еще остается много гибкости в проведении монетарной политики). В Великобритании и еврозоне, в настоящий момент мы фактически видим практически нулевую вероятность возможных монетарных действий. Мы думаем, что единственная «надежда» на Западе может стать еще одной ошибкой в монетарной политике – в форме QE3 в США. Как уже было упомянуто выше, препятствие, через которое нужно перепрыгнуть Бену Бернанке, чтобы получить согласие на QE3, сейчас стало значительно выше из-за внутренних и международных опасений. Таким образом почти по определению (для нас) дальнейшее QE3 вероятно, но только когда ситуация на рынках станет реально плохой ( 1000 пунктов по индексу S&P500 и ниже). На наш взгляд Федрезерв уже несет значительный риск потери независимости и доверия со стороны общества, что в свою очередь ставит под удар как доллар США, так и казначейские облигации США, когда звучат требования все более опасного увеличения суверенного баланса.

7 – Мы думаем, что QE3 как неизбежен, так и станет роковой ошибкой в случае жесткого приземления. Мы думаем, что QE3 неизбежен при том, что мы ожидаем значительное замедление в глобальном росте во втором полугодии, которое будет вызвано замедлением в развивающихся экономиках и завершением глобального суперцикла в производстве, когда кроме политики стимулирования не останется других средств, а Бернанке и Обама – оба кажется зациклились на стимулировании, и им кажется, что цена этого не имеет значения. Как только это замедление станет очевидным, сразу станет очевидным, что оценки рискованных активов определенно завышены, и поддерживаются только чрезмерно оптимистичными ожиданиями роста, и, как результат QE - неправильной оценкой СТОИМОСТИ КАПИТАЛА. Также станет очевидным, что Фед разрушил доверие к себе, и что нет никакого, хоть сколько-нибудь «устойчивого» роста не в США, не в Великобритании, ни где-либо еще в развитом мире. И мы думаем, что это станет ошибкой, потому что будет представлять собой снижение качества и монетизацию долга, которое будет серьезно угрожать как статусу США как надежной гавани для капиталов/места хранения резервов, так и американскому доллару и американским казначейским облигациям. И станет только хуже, если еврозона решит свои проблемы в оставшееся время до конца года, как мы ожидаем.

Мы чувствуем, что QE3 несет с собой риск очень негативного исхода, при котором US Treasuries начнут оцениваться рискованный кредитный актив ( с резким повышением реальной доходности) и при этом доллар США больше не будет рассматриваться как сколько-нибудь возможное средство полезного сохранения стоимости.

Мы находим чрезвычайно настораживающим обстоятельством, что во время глобальной распродажи акций с середины февраля по середину марта, когда драйверы распродаж не были особым образом сконцентрированы в США (US-centric), доллар США тем не менее распродавался в течение всего этого времени. Это в точности обратное тому, что имело место в последние два года, и не то, что ожидалось рынками. Нас беспокоит, что это, возможно, отражало растущие опасения относительно США как суверена и относительно монетарных властей США, которые сейчас превращаются в основной фактор риска. Если это так, то в результате QE3 доллар США и US Treasuries лишаться всякой поддержки и больше не будут рассматриваться в мировом масштабе как безрисковые активы и конечным местом хранения стоимости. Тогда возникнут риски для самих основ оценки стоимости активов на финансовых рынках.

8 – Если суммировать вышесказанное, то ключевым драйвером возвращения рынков к текущему состоянию с начала 2009 года был Фед и его «преднамеренное» обесценивание истинной стоимости капитала путем QE, но мы думаем, что Фед уже вплотную приблизился к границам доверия инвесторов. Мы полагаем, что Фед своими действиями просит инвесторов:

1. увеличить кредитное плечо по неправильной цене

2. взять дополнительный риск по неправильной цене

3. сделать это в совершенно неподходящее время бизнесцикла

Чтобы в этом преуспеть, Феду необходимо убедить инвесторов, что он может сохранять вечно рост за счет осуществляемой Федом Ponzi –схемы, постоянно обесценивая истинную СТОИМОСТЬ КАПИТАЛА без каких-либо негативных или непредвиденных последствий. Рынок недвижимости США кажется достаточно ясно отвергает это предположение, но рынок акций в особенности говорит нам «нет». История не дает нам успешных прецедентов, следовательно при жестком приземлении, когда СТОИМОСТЬ КАПИТАЛА и стоимость риска нормализуются, как мы все этого ожидаем, по ценам на активы, в особенности акции, будет нанесен очень сильный удар. Мы ожидаем, что это начнется в третьем квартале 2011 года и, возможно, пройдет через 2012/2013 год и может быть даже захватит 2014 год, и при этом QE3 станет скорее главным риском/проблемой, чем кажущимся решением. В этом значительном снижении мы ожидаем увидеть новые минимумы рынков акций в развитых странах со слабым БАЛАНСОМ.

Предполагая, что операция QE3 в конечном счете будет осуществлена ( при исходе с жестким приземлением) и предполагая, что это приведет к тем последствиям, которых мы боимся в отношении статуса США, доллара США и US Treasuries, результатом этого, как мы думаем, станет следующее:

Наиболее вероятно, что в какой-то момент между 2012 и 2014 годом произойдут крупные перемены на рынке Форекс и произойдет значительный сдвиг в парадигме глобальных рынков валюты.Если такие изменения произойдут, то золото может повести себя очень хорошо, так же как некоторые другие редкие физические активы (возможно суперкачественная недвижимость). Корпоративные активы высшего качества (по силе БАЛАНСА) – акции высокого качества другими словами – возможно также по меньшей мере на относительной основе ( но не абсолютной) поведут себя достаточно хорошо.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter