Холодные деньги » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Холодные деньги

Арктика не только является источником потенциального конфликта, но и представляет широкое поле для международного сотрудничества. Весь вопрос в том, на чем арктические государства намерены сделать акцент
27 апреля 2011 Эксперт Online
Арктика не только является источником потенциального конфликта, но и представляет широкое поле для международного сотрудничества. Весь вопрос в том, на чем арктические государства намерены сделать акцент.

Трепетное отношение государств к своим арктическим территориям обусловливается прежде всего колоссальными запасами полезных ископаемых. «Здесь находятся кладовые наших минерально-сырьевых ресурсов, которые в XXI веке будут основой нашей экономики. В арктической зоне сосредоточено 95% российского природного газа, около 60% нефти, вольфрама и меди, 40% золота, 90% серебра, хрома и марганца, 100% коренных алмазов, 47% платиновых металлов, 95% редкоземельных металлов. В Арктике производится 12% нашего валового внутреннего продукта и 22% экспортной продукции. К 2020 году здесь будет добываться более 20% российского газа», – говорит заместитель председателя Государственной думы РФ Валерий Язев. По некоторым данным, на более чем 5 млн кв. км российской Арктики расположены ресурсы углеводородов на 100 млрд тонн в нефтяном эквиваленте. В целом же, по словам посла Канады в Норвегии Джона Ханнафорда, Арктика содержит почти 13% мировых неразведанных запасов нефти и 30% неразведанного газа. Помимо полезных ископаемых Арктика богата и рыбными ресурсами – в арктических водах Норвегии и России находятся крупнейшие популяции трески и сельди.

При всем этом территория Арктики толком не демаркирована. Россия и Норвегия недавно подписали договор о демаркации – однако это скорее исключение. Россия претендует на колоссальные территории за Полярным кругом и всячески подчеркивает свое право владения ими. Спорные территории есть и у Канады. Так, часть моря Бофорта (под дном которого предположительно находятся большие запасы углеводородов) у Канады оспаривают США, а остров Ганса в море Линкольна оспаривается Данией.

Неудивительно, что аналитики опасаются начала холодной войны – столкновений из-за арктических ресурсов. Политики разделяют эту точку зрения. Российское Министерство обороны не исключает подобного варианта развития событий. В ближайшее время на базе двухсотой мотострелковой бригады, на Кольском полуострове будет развернута специальная «арктическая» мотострелковая бригада. «Инфраструктура соединения будет создаваться с учетом опыта военных из соседних северных стран: Норвегии и Финляндии», – заявил представитель Минобороны.

Однако, помимо конфликтного направления, взаимодействие арктических государств может идти и вполне в позитивном русле. Так, ежегодно в норвежском городе Трумсе проходит конференция Arctic Frontiers, на которой сотни ученых и политиков со всего мира обсуждают возможности сотрудничества в арктических вопросах. Одним из наиболее важных вопросов является Северный морской путь – они видят в нем возможность для вывода своих полезных ископаемых (прежде всего руды) на азиатские рынки.

Выход мировой экономики из кризиса вкупе с быстрыми темпами роста развивающихся государств значительно увеличил потребность в ресурсах (так, только цена на уголь за последние 10 лет выросла в три раза). И сторонники идеи Северного морского пути утверждают, что товарооборот между Северной Европой и Дальним Востоком через арктические воды будет идти куда быстрее (и, соответственно, дешевле), чем через Суэцкий канал. Так, товары из Мурманска до Шанхая через Арктику дойдут за 21 день (за 37 через Суэц), до Пусана за 19,5 (против 38), а до Йокогамы за 18,5 (против 39). Торговля через Северный морской путь не только позволяет владельцу судна экономить на топливе, но и избегать угрозы нападения пиратов (и, соответственно, снижает страховые издержки).

В реализации Северного морского пути заинтересованы и азиатские государства, прежде всего Китай. Для Пекина это надежный способ диверсификации поставок сырья. Экономика Китая развивается исключительно высокими темпами – однако для их поддержания Пекину необходим постоянный и бесперебойный приток ресурсов и минералов (включая, естественно, углеводородное сырье). На сегодняшний день основную ставку китайцы делают на Африку, которую фактически скупают на корню и колонизируют, – однако пути доставки этого сырья с Черного континента в Поднебесную не выглядят сверхнадежными. Соединенные Штаты выстраивают цепочку своих баз (или же баз союзников) вдоль побережья Индийского океана – так называемое «Жемчужное ожерелье» – и могут в любой момент перекрыть транспортные пути. И это не говоря уже об уязвимости Малаккского пролива, через который и идет львиная доля товарооборота между Европой и Африкой с одной стороны и Дальним Востоком с другой. В проливе находятся базы пиратов, а рядом с ним – американские корабли. Альтернативные малаккскому маршруты (через Пакистан и Бирму) также являются ненадежными. Пакистан находится на грани распада, а бирманская хунта, еще недавно бывшая верным сателлитом Пекина, начала переговоры о стабилизации отношений с Соединенными Штатами.

В этой ситуации Северный морской путь (наряду с сухопутными магистралями России) является неплохим альтернативным маршрутом. По нему в Китай могут доставляться не только российские углеводороды, но и норвежские и финские руды – бизнесмены этих стран уже предвкушают выгоды от торговли с китайцами.

Серьезные выгоды от реализации этого проекта получает и Россия. Помимо взимания платы за транзит, политических преимуществ в виде приобретения политических рычагов влияния, Северный морской путь может серьезно подстегнуть экономическое развитие наших северных регионов. Москва уже начала принимать определенные подготовительные меры для реализации этого проекта. Так, мы намерены увеличить число ледоколов. На сегодняшний день ледокольный флот страны состоит лишь из девяти атомных ледоколов (шесть действующих и три выведенных из эксплуатации). По расчетам властей, до 2015 года он должен пополниться четырьмя новыми судами. «Мы полагаем, что будут построены два-три ледокола мощностью от 16 до 18 МВт и один ледокол мощностью 25 МВт», – заявил заместитель министра транспорта Владимир Олерский.

Геворг Мирзаян

http://expert.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter