ФАС атакует » Элитный трейдер
Элитный трейдер


ФАС атакует

Чрезвычайная ситуация с поставками топлива и резкий рост цен на бензин в ряде регионов России вновь заставили власти заняться ручным регулированием данного сегмента рынка и предъявить нефтяным компаниям обвинения в использовании монопольного положения. Эксперты отмечают, что такие меры если и дадут эффект, то краткосрочный
27 апреля 2011
Чрезвычайная ситуация с поставками топлива и резкий рост цен на бензин в ряде регионов России вновь заставили власти заняться ручным регулированием данного сегмента рынка и предъявить нефтяным компаниям обвинения в использовании монопольного положения. Эксперты отмечают, что такие меры если и дадут эффект, то краткосрочный.

Федеральная антимонопольная служба /ФАС/ в очередной раз обвинила крупнейшие нефтяные компании в картельном сговоре. Если в феврале в "черный список" ФАС попали три компании – "Лукойл", "Роснефть" и "Газпром нефть", то сейчас среди обвиняемых остались лишь две последние.

Скандальная ситуация с дефицитом топлива в нескольких российских регионах, в частности в подведомственном "Роснефти" Алтайском крае, а также Санкт-Петербурге – вотчине "Газпром нефти" – вынуждают власти снова заняться ручным управлением ситуации на внутреннем рынке топлива.

Минэнерго РФ сегодня проведет совещание в связи с возникшим дефицитом нефтепродуктов в Алтайском крае, сообщил ПРАЙМ-ТАСС пресс-секретарь министерства Дмитрий Клоков. По его словам, на совещании с участием представителей Минэнерго, нефтяных компаний и руководства Алтайского края будет обсуждаться ситуация с поставками бензина в регион, возможность их увеличения и другие меры решения проблемы.

Д.Клоков отметил, что Минэнерго в настоящее время разрабатывает комплекс мер по стабилизации ситуации с бензином по всем регионам РФ, проводятся консультации с руководством нефтяных компаний и губернаторами.

Ранее сообщалось о топливном кризисе на АЗС Алтайского края, где на ряде заправок резко выросли цены на бензин, на других продажа топлива ограничена. Это подтверждают и последние данные от Росстата /Федеральная служба государственной статистики/.

За неделю с 11 по 17 апреля потребительские цены на автомобильный бензин в РФ выросли на 0,6 проц, цена на дизельное топливо – на 0,1 проц. Напомним, что неделей ранее цены на бензин повысились на 0,2 проц, еще неделей ранее – на 0,1 проц.

Увеличение средних цен на бензин зарегистрировано в 38 центрах субъектов РФ. Наиболее существенно они выросли в Горно-Алтайске – на 3,9 проц, в том числе на бензин марки АИ-92 на 5,3 проц. В 41 центрах субъектов РФ цены на бензин остались на уровне предыдущей недели.

Однако на прошлой неделе ситуация с бензином в Алтайском крае стала критической: в минувшие выходные, 23 и 24 апреля, были вынуждены закрыться большинство независимых АЗС, а цены на оставшихся – выросли на 20 проц. Кроме того, на заправках "Роснефти" выстроились очереди, в результате продавать бензин там стали по карточкам постоянного покупателя – не более 20 литров в одни руки.

Роснефть "не сокращала поставки нефтепродуктов в Алтайский край в марте-апреле и приняла решение о дополнительных поставках в регион", сообщил сегодня официальный представитель компании.

Более того, нефтяники обвиняют ФАС в искусственном занижении цен на нефтепродукты и именно этим решением объясняют перебои с поставками топлива в ряде регионов страны.

В Российском топливном союзе /РТС/ полностью согласны с этим выводом. Политика ведомства привела к тому, что независимым АЗС пришлось уйти с рынка и перенаправить значительные объемы топлива на экспорт. Причем, по мнению экспертов, повышение с апреля экспортных пошлин на нефтепродукты все равно делает экспорт более эффективным в плане получения прибыли бизнесом, нежели отгрузка топлива по России. По мнению владельцев независимых АЗС, дефицит топлива возник именно из-за отказа основных оптовых поставщиков региона отгружать бензин и дизель частным компаниям.

Напомним, в конце января 2011 года ФАС заинтересовалось резким повышением цен на дизельное топливо в 2010 году. Кроме того, в начале февраля В. Путин потребовал от нефтяников снизить цены на дизельное топливо. Позднее Минэнерго посоветовало АЗС удешевить и бензин.

По мнению экспертов, государственная политика в таком волатильном сегменте экономики как топливный рынок продолжает оставаться ущербной. Причем нынешний форс-мажор, связанный с дефицитом бензина, не первый, и, скорее всего, не последний такой "провал".

Фактически, правительство в "ручном режиме" управляет ценами на топливо как один из факторов роста уровня инфляции, борьбу с которой президент РФ назвал главной задачей для исполнительной власти. Насколько долго продлится период коррекции розничных цен - предсказать пока сложно, но определенно ясно, что если власти и в том числе ФАС не придумают адекватного механизма регулирования цен, они снова возрастут, хором говорят аналитики.

Одним из таких механизмов регулирования, как сообщал глава ФАС, может стать принятие специального закона, регулирующего ценообразование в данной сфере. Насколько будет жизнеспособно новое предложение - покажет время, однако прежние попытки антимонопольщиков по регулированию рынка оказались не слишком действенными.

Что будет с ценами на ГСМ в дальнейшем? Как пояснил ранее ПРАЙМ-ТАСС исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко, справедливая цена определяется рынком. В ближайшее время, по его прогнозам, цены снизятся, но ровно до такого момента пока "властная рука" не ослабнет. Тогда возможен новый рост цен.

По мнению исполнительного директора аналитического центра "Кортес", Павла Строкова, "глубинный" конфликт ФАС и нефтяных компаний - в том, что российский рынок монополизирован, поскольку компании с вертикально интегрированной структурой, занимают значительный объем рынка. "ФАС не в состоянии изменить структуру, и в результате борется с проявлениями, - сказал П.Строков. - Монопольно высокие цены и есть проявление этой самой структуры". Эти проявления неизбежны, считает эксперт. Первая, вторая, третья волна проявлений сменится четвертой и пятой, если, конечно, не произойдет никаких структурных изменений

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter