Почему Греции следует отказаться от евро » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Почему Греции следует отказаться от евро

Порой потрясения на рынках возникают потому, что какое-нибудь государство грозит сделать то, что лучше всего соответствовало бы интересам его граждан
10 мая 2011 The New York Times
Порой потрясения на рынках возникают потому, что какое-нибудь государство грозит сделать то, что лучше всего соответствовало бы интересам его граждан. Именно это, судя по всему, произошло в Европе на прошлой неделе, когда немецкий журнал Spiegel сообщил: правительство Греции намерено отказаться от евро. В последующие два дня произошло самое резкое с декабря 2008 года падение курса единой неевропейской валюты.

В Афинах и Брюсселе официальные лица опровергли это сообщение, однако Греции давно уже пора не только пригрозить выходом из еврозоны, но и быть готовой воплотить угрозу в жизнь. Как бы дорого ни обошлось стране такое решение в краткосрочной перспективе, вряд ли этот ущерб будет серьезнее, чем последствия многолетней рецессии, стагнации и высокой безработицы – а именно это предлагает Афинам Евросоюз.

В этой связи поучительными могут быть шаги, предпринятые правительством Аргентины в конце 2001 года. К тому времени страна уже три с половиной года переживала рецессию – одну из самых тяжелых в 20 веке. Аргентинский песо был привязан к доллару: по сути такой же «привязкой» можно считать и переход Греции на евро в качестве национальной валюты. Буэнос-Айрес брал кредиты у Международного валютного фонда и сокращал государственные расходы; тем временем население нищало, а безработица росла. Все принимаемые меры не давали результата: рецессия продолжала углубляться.

Затем Аргентина объявила дефолт по внешней задолженности и отказалась от привязки к доллару. Большинство экономистов и деловая пресса прогнозировали: это обернется затяжной, многолетней катастрофой. На деле же после девальвации и дефолта ВВП Аргентины продолжал сокращаться всего три месяца, а за следующие 6 лет он вырос на 63%. Более 11 миллионов людей (притом, что все население страны составляет 39 миллионов) смогли выбиться из нищеты.

Через три года Аргентина достигла докризисного объема производства, хотя в период спада ее ВВП сократился в два с лишним раза больше, чем греческий в ходе нынешней рецессии. В то же время, согласно прогнозу МВФ, Греции, если все пойдет как надо, понадобится восемь лет, чтобы вернуться к докризисному объему ВВП. Но и эту оценку, возможно, следует считать чересчур оптимистичной: с начала кризиса Фонд неоднократно снижал свои краткосрочные прогнозы относительно экономического роста в Греции.

Главная причина быстрого оздоровления аргентинской экономики заключалась в том, что страна наконец отвергла бюджетную и монетарную политику, препятствовавшую росту. То же самое произойдет и с Грецией, если она откажется от евро. Кроме того, страна сможет воспользоваться позитивным влиянием девальвации на торговый баланс (что мы наблюдали в случае в Аргентиной в первые полгода выхода из кризиса), поскольку ее экспортные товары станут более конкурентоспособными, а импорт, напротив, подорожает.

В прессе звучат также предостережения: если Греция покинет еврозону, объем ее задолженности резко увеличится из-за девальвации. На деле же Афинам не надо будет выплачивать этот долг, ведь Аргентине после девальвации и дефолта пришлось погасить лишь треть имевшейся задолженности.

Португалия только что заключила с МВФ соглашение, сулящее ей еще два года рецессии. Ни одному правительству не следует мириться с подобной «карательной политикой». Любой ответственный лидер должен был бы заявить Брюсселю, что у ЕС достаточно денег, чтобы помочь Греции в осуществлении контрциклических шагов (например, финансовых стимулов), но он почему-то не хочет их выделять.

С точки зрения кредиторов – к которой очевидно присоединилось и руководство Евросоюза – страны, накопившие слишком много долгов, следует «наказать», чтобы отбить у них охоту к «безответственному поведению». Однако наказывать целую страну за ошибки, допущенные ее лидерами, вряд ли разумно с политической точки зрения – хотя кому-то это и может доставить моральное удовлетворение.

Высказывается также мысль о том, что Греция, а также Ирландия, Испания и Португалия могут добиться оживления в экономике за счет «внутренней девальвации». По сути это означает увеличение безработицы до такого уровня, чтобы падение зарплат придало стране конкурентоспособность на международном рынке. Однако социальная цена таких шагов крайне высока, а результат они дают крайне редко – если вообще дают. Безработица уже возросла в два раза в Греции (до 14,7% трудоспособного населения), в два с лишним раза в Испании (до 20,7%) и в три с лишним раза в Ирландии (до 14,7%), а оживление в их экономике так и не наступило.

Можно с уверенностью сказать: если бы Греция реально пригрозила выйти из еврозоны, ЕС предложил бы ей более выгодные условия. Более того, по некоторым данным, в результате событий прошлой недели Брюссель уже начал двигаться в этом направлении.

Главное, однако, заключается в том, что Греция не может позволить себе любого соглашения, которое не обеспечивало бы ей предпосылок для роста и выхода из рецессии. Кредиты, обусловленные проведением «проциклической», как выражаются экономисты, политики – сокращения расходов и повышения налогов в условиях рецессии – следует попросту отвергать. Попытка максимально сузить путь выхода из кризиса для Греции провалилась. Если это все, что может предложить ей объединенная Европа, Греции, а возможно и другим странам, пора сказать евро «до свидания».

Марк Вайсброт – соруководитель Центра экономических и политических исследований (Center for Economic and Policy Research)

Why Greece Should Reject the Euro

http://www.nytimes.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter