ФРС США в скором времени придется всерьез задуматься о переходе к этапу подлинной расчистки балансов в экономике » Элитный трейдер
Элитный трейдер


ФРС США в скором времени придется всерьез задуматься о переходе к этапу подлинной расчистки балансов в экономике

Ситуация на рынках и, особенно, в мировой экономике начала быстро утрачивать стабильность, несмотря на продолжение QE2 и достаточно задолго до его прекращения. На глазах у участников рынка стали происходить события, которые не хотелось бы видеть особенно сегодня. Не все они, впрочем, могут быть отнесены к разряду "черных лебедей"...
18 мая 2011 Sberbank CIB | Архив Кащеев Николай
Ситуация на рынках и, особенно, в мировой экономике начала быстро утрачивать стабильность, несмотря на продолжение QE2 и достаточно задолго до его прекращения. На глазах у участников рынка стали происходить события, которые не хотелось бы видеть особенно сегодня. Не все они, впрочем, могут быть отнесены к разряду "черных лебедей"...

Арест по достаточно глупому поводу Д.Стросс-Кана произошел как раз накануне заседания МВФ по вопросу о предоставлении очередных спасательных (но не спасительных) денег безнадежной Греции, в Европе приключилась очередная турбулентность вокруг долгового кризиса, обращения за пособия по безработице в США неожиданно подскочили, а результаты 1-го квартала 2011 г., вопреки растущему - до последнего времени - оптимизму, оказались довольно слабыми. Теперь и стихия вновь решила внести свою лепту в этот сценарий, приготовив на это раз разлив Миссисипи, который может повредить сельскому хозяйству. Удивительно, но почему-то именно в 2011 году неприятности приключаются особенно не вовремя.

С чем мы пришли к концу программы количественного смягчения ver. 2, до завершения которой остается, похоже, менее 100 млрд долл.? Мир слегка превзошел значения ВВП, достигнутые им до кризиса 2008 г. - если отсчитывать таковой не с конца 2007г., т.е. с момента, когда начал рушиться ипотечный рынок США, а с мирового экономического пика, случившегося чуть позже. Рост действительно продолжался еще некоторое время и в США, затем - в Европе и в развивающихся странах.

Итак, по данным МВФ, ВВП США по итогам 2010 г. в реальном выражении достиг того же уровня, что и на момент до кризиса - в 2007-2008 гг., но ВВП еврозоны находится заметно ниже докризисного уровня. ВВП стран Центральной и Восточной Европы чуть-чуть превысил докризисный уровень, тогда как такие регионы, как Латинская Америка и, особенно, развивающаяся Азия заметно превзошли уровень докризисного пика. Несколько ниже докризисного уровня среди развивающихся стран находится реальный ВВП лишь стран СНГ. Почему такое могло случиться - чуть-чуть ниже.

ФРС США в скором времени придется всерьез задуматься о переходе к этапу подлинной расчистки балансов в экономике


Общемировой ВВП, по подсчетам МВФ, в реальном выражении превысил докризисный уровень примерно на 5 проц. пунктов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что кризис затронул главным образом те экономики, которые исчерпали ресурсы для экстенсивного развития, хотя и по разным причинам: это, например, развитые индустриальные страны и - страны СНГ. В последних возможность дальнейшего серьезного экстенсивного развития, по-видимому, была исчерпана еще во времена СССР. Социалистическая система хозяйствования, гигантский военно-промышленный комплекс и людские потери первой половины 20 века - вот что вывело страны СССР (прежде всего, РФ) за пределы группы экономик, способных на экстенсивное развитие, таких как Китай, Индия, Бразилия и другие страны с растущим населением.

Именно в таких странах, с преимущественно экстенсивным характером экономического роста, спад был почти не заметен. Оставался положительным рост экономики и в Африке (южнее Сахары) - в 2009 г. его темпы упали с 6% до примерно 3%. Этот регион также находится в фазе экстенсивного развития, впрочем, крайне неровного от территории к территории. В общем и целом, картина получилась не самая трагическая: страшно медленно, огромной ценой, неуверенно, но развитой мир, за вычетом группы неудачников, как будто бы преодолел, наконец, глубочайшую яму Великой рецессии. Увы, за исключением слишком многих "но", помимо упорно не снижающегося уровня безработицы, отметим следующее: выпуск промышленной продукции в США сегодня - примерно на 7 проц. пунктов ниже пика 2008 г., в зоне евро - на 9 проц. пунктов, и перспективы полного восстановления сомнительны, Япония - по известным причинам - по объему выпуска промышленной продукции рухнула на уровень... 1987 года, и потеря энергетических мощностей почти на 13% (Nomura) - более чем неприятный фактор. Более заметный, по сравнению с промышленным производством, восстановительный рост ВВП в развитых странах (мы тут не берем Китай и проч.) - следствие улучшения во внешней торговле и, разумеется, государственных стимулов. В нынешних обстоятельствах отлично чувствуют себя транснациональные корпорации, ведущие дела в разных частях света и, как мы знаем, плохо платящие налоги в США, и финансовый сектор, который пользуется особым, выдающимся расположением властей. Впрочем, не весь: неофициальный список проблемных банков в США приблизился вплотную к 990 штукам.

ФРС США в скором времени придется всерьез задуматься о переходе к этапу подлинной расчистки балансов в экономике


Результаты беспрецедентного по интенсивности антикризисного стимулирования экономики США, как стало ясно многим еще задолго до завершения QE2, оказались весьма скромными. И год тому назад, как только прекратилась программа QE1, экономика США начала проявлять признаки замедления, из-за чего уже в августе председателю ФРС пришлось заговорить о новой программе количественного смягчения, QE2. Его словесная интервенция тогда оказалась весьма действенной. В третий раз такая интервенция, похоже, была бы уже более всего трагическим событием: признанием неуспеха и факта попадания в ловушку ликвидности по образцу Японии 1990-х гг.

В отличие от 2010 г., разочаровывающие данные приходят из Америки когда QE2 еще не завершена: рынок жилья после прекращения государственных программ стимулирования фактически переживает второй спад, рынок труда находится в депрессивном состоянии и даже преподносит новые негативные сюрпризы, вроде внезапного роста обращений за пособиями по безработице до рецессионного уровня после длительного периода их снижения, рост ВВП США в 1-ом квартале 2011 г. резко замедлился по сравнению с 4-ым кв. 2010 г. - с 3.1% до 1.8% в годовом выражении, реальные доходы населения стагнируют и т.д. (Зато средний период прекращения обслуживания ипотечных займов достиг 400 дней, что помогает потребительскому спросу продолжать постепенный рост на фоне низкого потребительского доверия и длительной высокой безработицы. И, несмотря на признаки new normal (неуверенного, медленного роста), из-за спекулятивного роста стоимости сырьевых активов, который продолжается благодаря нарастанию избыточной ликвидности в ходе действий центробанков и правительств развитых стран, инфляционное давление на издержки корпораций и доходы домохозяйств остается высоким.

ФРС США в скором времени придется всерьез задуматься о переходе к этапу подлинной расчистки балансов в экономике


Самые серьезные проблемы, помимо Японии, конечно, в Европе, где практически только Германия показывает (видимо, ненадолго) довольно неплохие темпы экономического роста. Однако на ее плечах висит вся пошедшая вразнос зона евро... Долговой кризис в странах так называемой "периферии еврозоны" то затихает, то разгорается вновь. Рынки долговых инструментов больше не верят в возможность избежания дефолта Грецией, доходность государственных бумаг этой страны достигает 25%, что означает, на деле, дисконтирование долга, а экономика продолжает находиться в глубокой рецессии (в 2011 г. МВФ ожидает там нового падения ВВП на 2%).

На этом фоне политическая ситуация как в круге стран, которые должны стать донорами европейского стабилизационного фонда, так и в странах-рецепиентах, в последнее время обостряется. Внутри МВФ, по некоторым сообщениям, как раз накануне ареста ДСК, также появились разногласия по поводу продолжения политики массированных вливаний в пораженные долговым кризисом экономики. В Ирландии сторонники привлечения чрезвычайной помощи для банковской системы страны на жестких условиях, диктуемых МВФ и институтами еврозоны, ранее, как известно, потерпели жестокое поражение на выборах. Исландия последовательно отвергает такого рода помощь (на референдумах), а в Финляндии значительно упрочили свои позиции в парламенте противники помощи странам юга Европы (True Finns, партия "истинных финнов", почти догнавшая правящую партию по числу мест в парламенте). И все вместе участники рынка больше не верят в адекватность стресс-тестов банковской системы ЕС.

Это все не является развитием сценария в стиле "черный лебедь", конечно. Этого следовало ожидать. Постепенно на мировой арене продолжается обострение концептуального раскола, который отделяет не развивающиеся экономики от развитых, а проходит внутри развитого мира, того, который и определяет сегодняшние макроэкономические тренды на самом деле. Определился основной концептуальный конфликт между сторонниками так называемой прокейнсианской линии, которые правят бал на протяжении последних лет в крупнейших центральных банках и министерствах финансов, и приверженцами более жесткой линии поведения экономических властей, ставящими во главу угла устойчивость государственных финансов, возлагая все остальное практически на саморегуляционные способности рынков. Первые настроены на продолжение всемерного государственного и монетарного стимулирования экономики вплоть до запуска ее собственного внутреннего "двигателя", который так и не запускается, вторые - на снижение дефицитов госбюджетов, постепенное снятие с повестки дня монетарных стимулов, расчистку балансов частного сектора путем полного признания, а затем дисконтирования и реструктуризации долгов.

И тот, и другой подходы сулят нелегкие этапы мировой экономике. Однако сегодня следует признать, что политика тотального государственного стимулирования, которой следовали буквально все экономики мира в острую фазу кризиса, подошла к той точке, когда ее эффективность становится все более сомнительной. Более того, многие развивающиеся страны уже вынуждены были от нее отказаться; однако они находятся, как мы помним, в иных экономических условиях - в условиях экстенсивного роста. Конструктивным назначением "прокейнсианского" ответа на Великую рецессию со стороны США, стран зоны евро, Китая, России и др. стран был выигрыш времени для выработки подхода к началу созидательной работы по подлинному реформированию и восстановлению экономики. Вторым этапом антикризисной активности могла бы стать конструктивная разборка "руин", оставшихся от прежней экономической парадигмы. Однако сегодня второй этап этой работы еще толком не начинался, и у него существует серьезная оппозиция, острие деятельности которой направлено на сохранение объемов долга в экономике путем перевода частных долгов на распухающий государственный баланс. В свое время подобная политика привела к "потерянному десятилетию" в Японии, ныне имеющей колоссальный государственный долг. В результате такой политики, как пишут эксперты, гигантский пузырь государственного долга раздувается "в мире, полном булавок".

Во избежание дальнейшего катастрофического нарастания долговых проблем ФРС, вероятно, придется всерьез задуматься о необходимости или, напротив, нежелательности продолжения тотального монетарного стимулирования экономики, чья эффективность явно недостаточна, и о переходе к этапу подлинной расчистки балансов в экономике. Такая политика, согласно растущему в западном обществе консенсусу, может привести к временной, но серьезной турбулентности на рынках активов и вскрытию ныне спрятанных проблем в ряде финансовых институтов, однако откроет возможность к более устойчивому восстановлению и развитию экономики в дальнейшем.

Нынешнее "странное" состояние рынков можно объяснить разочарованием от реального эффекта QE2 на экономику, осознанием того факта, что подавленное состояние экономики затягивается долее пессимистических прогнозов, желанием не прогадать с моментом фиксации прибыли - ведь QE2, несмотря ни на что, продолжается. Остается загадкой и дальнейшее поведение ФРС на фоне того, как политическая оппозиция кейнсианцам нарастает и в ЕС, и в США (в лице республиканцев), что добавляет еще больше неопределенности и без того в нервную обстановку.

И вот теперь, буквально с этих дней, Минфину США фактически запрещено делать новые заимствования по причине достижения законодательного потолка наращивания долга в этом финансовом году, и бюджет вынужден будет брать средства из пенсионного фонда. Республиканцы дотянули до такого момента. Это - конец антикризисного кейнсианства в США? Если бы противоположная концепция была уже принята, то мы бы знали, куда двигаться... Но она не принята. А противоположная, действовавшая до сих пор концепция начала саботироваться. Что они все будут делать завтра - остается только гадать

http://www.sberbank-cib.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter