Исламские деривативы Парадокс или панацея? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Исламские деривативы Парадокс или панацея?

В ситуации, когда исламское финансовое дело продолжает отвоевывать позиции на Западе – родине комплексных финансовых инструментов, аналитики верят, что это приведет к развитию исламских аналогов производных ценных бумаг. Имея это в виду и памятуя о недавних проблемах, вызванных подобными финансовыми инструментами, мы спрашиваем: что делает деривативы исламскими и являются ли они частью решения?
27 мая 2011 Архив
В ситуации, когда исламское финансовое дело продолжает отвоевывать позиции на Западе – родине комплексных финансовых инструментов, аналитики верят, что это приведет к развитию исламских аналогов производных ценных бумаг. Имея это в виду и памятуя о недавних проблемах, вызванных подобными финансовыми инструментами, мы спрашиваем: что делает деривативы исламскими и являются ли они частью решения?

Питер Линч, один из крупнейших инвесторов, однажды сказал: «Прежде чем покупать или продавать что бы то ни было, сначала объясните, почему Вы собираетесь это продать или купить, причем сделайте это так, чтобы понял одиннадцатилетний ребенок – не больше трех предложений».

На самом деле это самая суть исламского договорного права. Рассмотрим Акд (договор): крупнейшие специалисты утверждают, что чрезмерная неопределенность (гарар) делает договор недействительным. К примеру, предмет договора должен быть четко определен. Фраза «я продам тебе одну из своих машин…» будет недействительной, так как конкретная машина не была определена. Более того, крайние формы риска и спекуляции (кимар) также сделают договор недействительным. Несмотря на то, что данные принципы являются общепринятыми, использование производных ценных бумаг в исламском банковском деле становиться все более популярным.

Что такое деривативы?

Дериватив – это договор, стоимость которого основана на базовом активе. Возьмем, к примеру, фермера и мельника. Обе стороны столкнулись со значительной долей неуверенности касательно цен на пшеницу в будущем. Поэтому, чтобы устранить эти сомнения, весной мельник соглашается купить у фермера определенное количество пшеницы по цене X, а сама пшеница должна быть доставлена мельнику в течение 6 месяцев.

В результате этого соглашения (заключения договора) обе стороны теперь уверены в будущих ценах: выращивающий пшеницу фермер теперь знает, сколько денег он может отложить на обучение семьи, а мельник знает, по какой цене он будет продавать муку через 6 месяцев. Такое базовое соглашение известно как «хеджирование» с использованием форвардного контракта (тип дериватива).

Что делает деривативы исламскими?

Существует 4 типа коммерческих сделок:

1. Спот: обмен товара на деньги происходит одновременно, и товар, и деньги передаются в момент времени t+0
2. Отложенные: товар поставляется (t+0), но деньги передаются в более поздний срок (t+1)
3. Салам: противоположность отсроченной сделке; деньги передаются немедленно (t+0), а товар поставляется в будущем (t+1)
4. Фьючерс: выплата денег и поставка товара откладываются на будущее (t+1)

Если верить огромному количеству знатоков Шариата, первые три типа сделок (спот, отложенные и Салам) являются законными и действительными. Однако в ситуации с фьючерсными контрактами поставка в основном производиться в денежной форме (то есть уплачивается разница), но обмена товарами не происходит. Поэтому некоторые специалисты утверждают, что такие контракты в основном используются в спекулятивных целях.
Есть две основных причины, по которым инвестор может воспользоваться производными ценными бумагами: спекуляция и хеджирование. Спекулянт успешно делает бизнес на волатильности, получая прибыль от роста или падения цен на ценные бумаги. Для сравнения, цель хеджирования – это защита инвестора от нестабильности цен на рынке посредством принятия на другом рынке позиции, противоположной текущей позиции инвестора. Учитывая это, некоторые знатоки Шариата соглашаются, что хеджирование с целью защиты инвестора от нестабильности цен на рынке допустимо.

Приведенный выше анализ весьма прост, но перейдем к проблеме, которую озвучил главный управляющий Международного образовательного центра по исламским финансам Агил Натт: «Ислам поощряет управление рисками… но где заканчивается управление рисками и начинается спекуляция?». Это вопрос интерпретации: хоть и существует правило, что чрезмерная неопределенность (гарар) делает договор недействительным, однако также общепризнано, что деловые отношения включают в себя некую долю риска. И действительно, в Коране можно найти явно выраженное одобрение торговли (Коран, Сура 2, аят 275), как знак того, что нужно соблюдать баланс.

Однако недавние события усилили позиции тех, кто отвергает деривативы как форму спекуляции. Утверждается, что производные ценные бумаги оказывают дестабилизирующее влияние на рынок.
Один из основных поводов усомниться в западных банках – это чересчур активное использование ими производных ценных бумаг. Это создало неуверенность в базовых активах и их ценности. «В исламском праве должно существовать нечто материальное, что Вы продаете», - утверждает ведущий шариатский специалист банка HSBC Amanah Мохаммад Акрам Лалдин. «Вы не можете продавать продукт, о состоянии базового актива которого вы ничего не знаете».

В двух моментах можно быть абсолютно уверенным: в настоящее время в условиях изменчивости экономического климата существует необходимость в соответствующих Шариату инструментах для управления волатильностью. Во-вторых, как доказывают недавние события, запутанность производных ценных бумаг может усугубить любые проблемы. Некоторые наиболее популярные на Западе продукты (к примеру, свопы кредитного дефолта) обвиняют в увеличении риска, а не его сдерживании. Следовательно, практикующие банкиры исламского мира должны в первую очередь разработать производные ценные бумаги, ориентированные на законы Шариата, а не только на стандартные банковские продукты.

Примечания:
• Споры по о деривативах раскололи исламский финансовый рынок, Reuters, февраль 2009 г.
• Деривативы в исламском финансовом мире, Eurekahedge, май 2008 г.
• Исламские деривативы и структурированное финансирование, Allen & Overy, май 2008 г.
• Структурированные деривативы в исламском финансовом мире: на шаг впереди дозволенности («ибаха») или предоставляя ценную защиту? New Horizon, октябрь 2007 г.
Оригинал

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter