IPO Интернет-компаний: возвращение доткомов? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


IPO Интернет-компаний: возвращение доткомов?

В секторе интернет-компаний бум IPO. После успехов LinkedIn, Mail.ru Group и китайской Renren на биржу собираются сервис скидок Groupon и производитель игр для социальных сетей Zynga
13 июня 2011 Rietumu Trading | Архив
В секторе интернет-компаний бум IPO. После успехов LinkedIn, Mail.ru Group и китайской Renren на биржу собираются сервис скидок Groupon и производитель игр для социальных сетей Zynga. Другие гиганты – Facebook и Twitter пока не торгуются на бирже, но на вторичном рынке уже оцениваются в 75 млрд долл. (больше чем Boeing, Ford и недавно вышедший на биржу товарный трейдер Glencore) и 7,7 млрд долл. соответственно. Интернет-компании являются лакомым кусочком для инвесторов во всем мире, но в чем заключается такая привлекательность, и не приведет ли всеобщий ажиотаж к формированию нового пузыря, подобного доткому в конце 90х-начале 2000х?

Сектор интернет-компаний выглядит перспективным по нескольким причинам. Во-первых, он тесно связан с развитием информационных технологий и их неограниченным потенциалом. Скорости соединений растут, увеличиваются объёмы и мощности носителей информации. Это приводит к уменьшению издержек интернет-компаний и запуск нового проекта становится с каждым годом проще и дешевле. Во-вторых, интернет-компании имеют доступ к практически неограниченному количеству клиентов, что позволяет новым компаниям очень быстро развиваться. И в- третьих, интерес инвесторов: раньше в интернет-проекты вкладывали бизнес-ангелы, а тенденция интернет-компаний осуществлять IPO, делает их доступными для всех инвесторов.

РЫНОК АКЦИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СЕКТОРА

Индексы Dow Jones Industrial Average и S&P 500 восстанавливаются после кризиса 2008г., демонстрируя уверенный рост. Интернет-компании входят в состав технологического сектора, динамику которого отражает индекс NASDAQ Composite, который в апреле этого года установил 10-летний максимум в 2873,54 пункта. Средние финансовые показатели технологического сектора следующие: Price-To-Earnings = 26.8, Price-To-Sales = 3.6, Price-To-Book = 3.8, Net Profit Margin = 13.4. Динамику на рынке акций интернет-компаний отображает NASDAQ Internet Index и Dow Jones Internet Services Index. Средние P/E показатели ETF этих индексов равны 34 и 30, соответственно

IPO Интернет-компаний: возвращение доткомов?


БУМ IPO

RENREN

В 2011 году, 4 мая китайская социальная сеть Renren, именуемая китайским Facebook’ом проводит IPO. В первый день торгов цена на акцию поднялась с 19.5 долл./акцию до 24 долл./акцию и в тот же день началалось движение вниз, в данный момент торгуется в районе 13 долл./акцию. Renren зарабатывает на рекламе и онлайн-играх. Сейчас компания оценена в 5 млрд долл., при доходе в 77 млн долл. в 2010г. (в 2009г. – 46.7 млн долл., в 2008г. – 13.8 млн долл.). При этом в 2010г. компания понесла убытки в размере 61.2 млн долл. Финансовый показатель Price-to-Sales компании равен 65 – если не последует стремительный рост доходов, компания переоценена и продолжится движение цены акций вниз. Но стоит учесть, что в Китае ограничен доступ к социальной сети Facebook и интернет пользователей больше 800 млн. Перед IPO руководство компании заявило о 160 млн зарегестрированных пользователях – есть много потенциальных пользователей

IPO Интернет-компаний: возвращение доткомов?


LINKEDIN

В мае деловая социальная сеть LinkedIn проводит IPO. Ещё до начала IPO на акции LinkedIn появляется спрос и первоначальную цену предложения увеличивают на 30%, до 42 долл./акцию. До IPO, в марте на вторичном рынке акции торговались по 35 долл./акцию. 19 мая, в день IPO цена акции подпрыгнула с 45 до 122, в данный момент акции торгуются по 80 долл./акцию. Такой скачок цен объясняется ограниченность предложения, которое искусственно занижается. LinkedIn выпустил всего 10% своих акций, тогда как в среднем, IPO техкомпаний в США составляет 24% акций. 30го мая появились опционы на акции LinkedIn. У инвесторов появилась возможность сыграть на понижении. В пятницу, 3 июня торги закрылись на отметке в $77.9 - акции опустились за неделю с $89.9 до $77.9 (-13.4%). В 2008г. доходы компании составили 78 млн долл., в 2009 - 120 млн долл. (+54%) и в 2010г. – 243 млн долл. (+102%). В 2011г. LinkedIn ожидает доход в 400 млн долл. (+64%). 73% дохода компании приносит реклама и 27% - дополнительные возможности пользователей. Показатель Price-to-Earnings компании равен 2203, что гораздо выше среднего показателя технологического сектора (26.8). Показатель Price-to-Sales равен 25.1. Чтобы достичь среднего показателя Price-to-Sales по сектору, доход LinkedIn должен с каждым годом увеличиваться на 140%, и так до 2013г.

IPO Интернет-компаний: возвращение доткомов?


MAIL.RU GROUP

Mail.ru Group в ноябре 2010г. проводит IPO. Mail.ru Group – российская инвестиционная компания, спецализируется на инвестициях в интернет-проекты. До 2010г. компания была частью инвестиционной компании Digital Sky Technologies (DST), которая разделилась на компании Mail.Ru Group (российские активы) и DST Global (активы за пределами России). Mail.ru Group владеет сайтом odnoklassniki.ru и частично сайтом vkontakte.ru (24,99%), компании принадлежит сервис мгновенных сообщений ICQ. После IPO цена на акцию плавно уменьшалась с 41 до 30 долл./акцию в апреле 2011г., к настоящему моменту вернулась к отметке в 34.6. Финансовые показатели компании Mail.ru Group: Price-to-Sales = 26.2, Price-to-Earnings = 36.38, Price-to-Book = 2.24, Profit Margin - 55.49%. Показатели выше средних по сектору, но не намного и они привлекательнее, чем у компаний Renren и LinkedIn

IPO Интернет-компаний: возвращение доткомов?


ДРУГИЕ IPO

Китайская компания Baidu одна из первых интернет компаний, осуществивших IPO. С 2005 года акции Baidu выросли с 6 долл./акцию до 80.24 долл./акцию в мае этого года Yandex проводит IPO и в первый день торгов стоимость акций подскакивает с 35 до 61 долл./акцию. Затем последовал откат, и на данный момент акции Yandex торгуются около 34 долл./акцию. Подобные IPO привлекают внимание инвесторов к интернет-компаниям. При оценке финансовых показателей интернет-компаний, надо понимать, представляет ли компания из себя отдельный интернет-проект (как LinkedIn) или же у компании широкий спектр деятельности (как у Google и Mail.Ru Group).

БУДУЩИЕ IPO

Во второй половине 2011 года планируются другие привлекательные IPO интернет-компаний. Выйдут на биржу акции компании Groupon, которая предоставляет скидочный сервиc. Число подписчиков на рассылки Groupon выросло с 150 тыс. в 2009г. до 83 млн (неизвестно сколько из них активные) в 2010г. Продажи купонов растут еще более внушительными темпами: 4 млн штук в 2009г., 30 млн в 2010г. и 28 млн за первый квартал 2011г. У Groupon стремительно растет выручка, но чистой прибыли пока нет. Прошлый год сервис закончил с убытком в размере 413 млн долл. В этом году убытки нарастают еще быстрей: только за первый квартал 2011г. потеряно 103 млн долл. Groupon много инвестирует в привлечение новых пользователей. В 2010г. и первом квартале нынешнего года расходы Groupon на онлайн-маркетинг составили 241,5 млн долл. Отметим, что что 83 млн подписчиков сервиса обслуживает всего 57 тыс. продавцов товаров и услуг, что является серьезным аргументом в пользу распространенной версии об ограниченности скидочного рынка. Спрос потребителей на скидки в разы выше, чем спрос продавцов на этот инструмент маркетинга. В результате рано или поздно компания может столкнуться с дефицитом предложения
В июне проведет листинг компания Zynga, которая является производителем онлайн-игр для социальных сетей. По итогам IPO, на фоне интереса к социальным сетям, капитализация Zynga может составить 7-10 млрд долл. Zynga ведет с Goldman Sachs переговоры о проведении первичного размещения, а также об открытии кредитной линии на 1 млрд долл. Zynga планирует использовать ту же тактику, что и LinkedIn, а именно – выпустить на биржу лишь малую долю своих акций. Сейчас в игры от Zynga играют около 275 млн пользователей во всем мире. Компания, в частности, разрабатывает игры для Facebook — ежемесячно в них играют более 242 млн посетителей социальной сети. По итогам 2010г. выручка Zynga составила около 850 млн долл., чистая прибыль — примерно 400 млн долл
Компания DST планирует осуществить IPO в 2011г. Компании DST узнаваемость принесли инвестиции (200 млн долл.) в Facebook в мае 2009г. В декабре того же года DST инвестирует 180 млн долл. в компанию Zynga, и в апреле 2010г. – 135 млн долл. в Groupon. В мае 2012г. ожидается долгожданное IРО социальной сети Facebook - самый лакомый кусочек из целой плеяды интернет-компаний
В условиях, когда инвесторы заинтересованы в покупке акций интернет-компаний, сами компании используют такую конъюнктуру для сохранения инвестиции уже существующих инвесторов, а также получают возможность привлечения средств в будущем по более высокой стоимости акций. Известные интернет-бренды вызывают огромный интерес со стороны мелких инвесторов. Таким образом, при ограниченном предложении и очень высоком спросе, в особенности у мелких инвесторов, получаются сценарии, когда цены взлетают в два раза в первый же день торгов. Добавьте сюда еще один риск для инвесторов - продажа акций инсайдерами (работниками компаний), которые смогут продавать их после окончания периода «блокировки», когда они не могли этого делать по закону.

IPO Интернет-компаний: возвращение доткомов?


ПУЗЫРЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СЕКТОРА (DOTCOM BUBBLE, 1999-2001)

Сложившаяся ситуация напоминает пузырь интернет-компаний 2000г., когда индекс Nasdaq Composite поднялся до отметки в 5132.52 пунктов. Большинство компаний были новыми, небольшими. Тогда так же наблюдались высокие P/E показатели – инвесторы рассчитывали на успех компании в будущем. Считалось нормальным отсутствие прибыли у компании, что воспринималось как временное явление. Многие компании существовали за счёт инвестиций и IPO, при этом, не генерируя прибыли от оборота. Ожидалось стремительное увеличение числа клиентов, и компании оценивались по их потенциалу. С марта 2000г. до апреля 2002г. фондовый рынок упал на 5 трлн долл. В отличие от предыдущего пузыря технологического сектора, сейчас IPO осуществляют более устоявшиеся компании

НОВЫЙ ПУЗЫРЬ?

Во многих отношениях нынешний пузырь отличается от кризиса доткомов конца 90-х. Сторонники слогана «на этот раз все по-другому» приводят достаточно веские доводы. Так, например, пузырь в сфере онлайн-компаний формируется в основном на частном рынке. Вдобавок к этому, формирующийся пузырь имеет более глобальный размах, что подтверждает участие компаний и инвесторов из Китая, России и других развивающихся стран. Немаловажным фактором для оптимистов является и то, что пока на биржу выходят лишь крупные игроки, а индексу NASDAQ несмотря на уверенный рост, еще далеко до уровней марта 2000-го.
Тем не менее, факт остается фактом, и стоимость интернет-компаний аномально высока относительно их прибыли. Вряд ли, большинство интернет-компаний смогут показывать стабильный долгосрочный рост после выхода на биржу. Рано или поздно, финансовые коэффициенты этих компаний снизятся до средних значений по технологическому сектору. Пример LinkedIn очень показателен. Отношение капитализации, полученной LinkedIn при IPO, к прибыли за год по конец 1 квартала 2011г. (15,65 млн долл.) составило 271,6. После скачка котировок капитализация превышает полученную прибыль уже более чем в 500 раз. При этом, есть инвесторы, которые всерьез говорят о том, что инвестиционные банки недооценивают интернет-компании, не осознавая потенциал этого сектора.
Скорее всего, коэффициенты вернутся к средним значениям, когда цена на акции интернет-компаний упадёт. Поэтому, участие в IPO интернет-компаний очень рискованно. Особенно, если компания занимается одним видом деятельности или представляет один интернет-проект, например, социальную сеть. Есть возможность поймать большое движение вверх в начале торгов, но вероятность обратного движения слишком высока. Конечно, некоторым инвесторам повезет и ставка на интернет старт-апы оправдает себя, но следует быть предельно осторожным в выборе интернет-компаний для инвестиций
Как только эйфория пройдет, придет осознание того, что интернет-компании явно переоценены, а глобализация интернет-индустрии приведет к еще более плачевным последствиям, если (когда) пузырь лопнет. Крамольная фраза «ничто не вечно» идеально подходит к таким явлениям, как пузыри, и новое возрождение доткомов - не исключение.

http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311021683_ba0bd50f7276bf3a0145a6d9159117bf.jpg (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter