Акции против инфляции » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Акции против инфляции

Многие начинающие инвесторы объясняют своё решение начать вкладывать деньги в акции желанием защитить сбережения от инфляции (точнее, роста потребительских цен)
13 марта 2012
США

Наиболее разумные при этом понимают, что с учётом высокой волатильности (то есть сильного колебания цен) акций, говорить о какой-либо «защите» можно только на длинных промежутках времени. И только в случае покупки сильно диверсифицированного портфеля или инструмента, завязанного на широкий индекс акций.

Однако, не стоит слишком сильно верить в силу антиинфляционной защиты, которую могут дать акции. Биржевой мир в последние годы очень изменчив, колебания цен намного сильнее, чем раньше, и ваш доход даже на длинном промежутке времени может оказаться меньше инфляции. И всё же, что говорит исторический опыт о борьбе с ростом цен? Рассмотрим этот вопрос подробнее на примере американского рынка.

В антиинфляционной мотивации инвесторов есть определённый экономический смысл. Акции — это не просто бумажки, чья стоимость меняется хаотически. Цена акций фундаментально определяется прибылью, которую приносит компания, стоящая за данными акциями. А прибыль компаний в определённой степени — производная от инфляции.

Поэтому, когда мы говорим о прибыли большого количества компаний одновременно (что снижает эффекты от качества работы менеджмента, конъюнктуры, разовых колебаний), доля инфляции в ней будет велика. Следовательно, владение акциями в определённой степени «привязывает» ваши сбережения к инфляции, а искусство менеджеров компаний даёт дополнительную прибыль.

Если обратиться к американскому опыту, то выяснится, что в целом акции действительно защищают от инфляции (здесь и далее мы будем понимать под «инфляцией» ИПЦ или CPI – индекс потребительских цен).

Один доллар, вложенный в акции крупных компаний США (подразумеваются соответствующие индексы, например, S&P500) в конце 1925 года, превратился бы к концу 2010 года в $244 в реальном выражении, т.е. уже после вычета инфляции. (В данном случае подразумевается, что вся прибыль полученная от дивидендов, реинвестируется в акции).

Впрочем, в годовом выражении этот фантастический прирост выглядит значительно скромнее — всего 6% годовых. Такова сила сложного процента. Но, заметим, эти 6% – чистый доход, полученный сверх инфляции.

Скажем прямо, вряд ли мы найдём инвестора, который держал бы акции в течение 85 лет, да ещё и тщательно реинветсировал бы доход от них. Поэтому разобьём это время на двадцатилетние отрезки.

В 1926-1945 гг. акции подорожали в 3,9 раза (на фоне биржевого пузыря, Великой Депрессии, восстановления и войны). Это 7% годовых в среднем. В 1946-1965 гг. рост составил 7,6 раза или 10,5% годовых чистыми.

А вот следующее двадцатилетие оказалось провальным для акций: всего 53% роста или 2,1% годовых. Дело в том, что в середине 70-х и в начале 80-х в США наблюдалась очень высокая (по их меркам) инфляция — 11% в 1974 году, 9,2% в 1975 году, 11% в 1979 году, 13,6% в 1980 году и 10,3% в 1981 году. Но относительно низкая инфляция в оставшиеся годы и бурный рост потребления в США помогли акциям показать хоть какую-то положительную реальную доходность.

В 1986-2005 гг. инвесторы помимо прочего пережили как бум интернет-компаний, так и схлопывание техно-пузыря. Это привело к резкому колебанию реальной доходности инвестиций. Если к концу 1999 года доллар, вложенный в акции в конце 1985 года, в реальном выражении принёс $5,5 прибыли, то в 2002 году этот показатель упал до $3. Впрочем, закончить двадцатилетие удалось вполне позитивно: 429% прибыли или 8,7% годовых в среднем.

Интересно посмотреть на период с 1991 по 2010 год. За эти 20 лет реальная доходность вложений составила 252% (6,5% годовых). Но вся она была получена в первые 10 лет — на фоне мощного биржевого пузыря конца века. В период с 1999 по 2010 гг инвесторы не получили прибыли. Более того, они остались в существенном убытке. Виной тому — и схлопывание дотком-безумия, и глобальный кризис 2008 года.

Итак, 20-летние отрезки показывают, что теория об эффективности вложений средств в акции в целях компенсации инфляции вроде бы работает. Но легко заметить тенденцию к снижению реального дохода и к повышению волатильности индекса. При этом уже на 10-летних промежутках можно видеть и нулевую доходность, и даже убытки.

Получается, что потенциальная прибыль инвестора сильно зависит от удачного времени вложения средств и их вывода с рынка. Для достижения достаточной доходности приходится прилагать дополнительные усилия — выбирать определённые акции или поджидать подходящего момента для входа в рынок.

И, напомним, речь идёт о рынке США — страны, чья экономика на протяжении всего XX века бурно росла, подпитываемая как объективными достижениями американского народа, так и особенностями экономического, идеологического и даже географического положения. Сохранится ли впечатляющая всемирная гегемония США в XXI веке — большой вопрос. Возможно, американцам придётся не только несколько умерить аппетит, но и расплачиваться по старым долгам (в широком смысле), что ударит по местному бизнесу.

В России ситуация с противостоянием фондового рынка и инфляции ещё интереснее

Россия

Если брать очень длинные периоды — скажем, 20 лет, – и строго следовать индексу, то акции действительно могут защитить от обесценивания денег.

Российский фондовый рынок в более-менее приличном виде существует меньше 20 лет, поэтому исследовать столь длинные отрезки времени просто невозможно. Однако, в любом случае, интересно посмотреть, что происходило с ценами акций и инфляцией за это время.

В качестве ориентира возьмём индекс ММВБ, который рассчитывается с сентября 1997 года. В своей не очень долгой истории он пережил и падение до 18,5 пунктов, и рост почти до 1970 пунктов. Инфляция за эти годы тоже была очень разной — когда 6%, а когда и все 84% годовых. Тем интереснее результат исследования.


Условия исследования следующие. Берём данные по индексу ММВБ на конец каждого года и данные по инфляции (индекс потребительских цен Росстата) за соответствующий год. Далее вычисляем коэффициент накопленной инфляции на конец каждого года. Следующим шагом делим соответствующее значение индекса ММВБ на накопленную инфляцию. В результате получаем значение «реального» индекса ММВБ — с поправкой на инфляцию.

Чтобы понять логику процесса, проведём мысленный эксперимент, упростив условия. Скажем, за три года индекс ММВБ вырос (или упал) с не важно какого значения до 300 пунктов, а коэффициент накопленной инфляции составляет 1,5, что означает, что цены выросли в 1,5 раза или, что то же самое, на 50%. Если разделить 300 на 1,5, получим 200 — «реальное» значение индекса на конец периода.

Здесь принципиально важно, что инфляцию надо последовательно считать с самого возникновения индекса, то есть «приводить» каждое следующее значение индекса к изначальному. Если начинать наши подсчёты с какого-то другого года, например, с 2003-го, то необходимо говорить, что мы получаем реальный индекс «в ценах 2003-го года». Это значение индекса нельзя сравнивать с предыдущими. Нас же сейчас интересует полная история индекса, то есть его сегодняшнее значение «в ценах сентября 1997 года».

Если пересчитать индекс ММВБ в соответствии с инфляцией с самого начала его жизни (он тогда составлял 100 пунктов) до конца 2011 года, то его сегодняшнее реальное значение составит всего 138 пунктов. За 14 с небольшим лет индекс номинально «подорожал» примерно в 14 раз, но потребительские цены за тот же срок выросли в 10 раз. То есть вложенные тогда в индекс 100 рублей в конце 2011 года превратились бы в 1402 рубля, что, казалось бы, очень хорошо. Но сам рубль за это время «полегчал» на порядок. Поэтому гигантский номинальный рост цен акций в реальности выливается в 38% чистой прибыли инвестора за 14 лет. Или примерно 2,3% годовых. Но, заметим, это «чистые» проценты, то есть настоящая прибыль инвестора, уже после поправки на инфляцию

Акции против инфляции


В эти цифры трудно поверить, но чтобы убедиться в их логичности, достаточно посмотреть на историю индекса РТС за то же время. Он вырос всего на 216% или в три с небольшим раза. Дело в том, что стоимость акций, входящих в индекс РТС, традиционно считается в долларах, которые в намного меньшей степени подвержены российской инфляции. Разница же между 38% и 216% объясняется укреплением реального курса рубля к доллару.

Для статистики отметим ещё несколько цифр. Исторического максимума на конец года реальный индекс ММВБ достигал в 2006 и 2007 годах — 266 и 265 пунктов соответственно. Исторический минимум на конец года, достигнутый в 1998 году, составляет 24 пункта (самый минимум навскидку должен немного превышать 10 пунктов). Вплоть до 2003 года реальный индекс ММВБ был двузначным, то есть показывал «убыток» по сравнению с начальным значением. В следующий раз он стал двузначным в 2008 году. В конце того кризисного года индекс достиг 77 пунктов.

Вывод очень простой: инфляция вечна, а доходность изменчива. Бурный рост рынка может объясняться в том числе и общим ростом цен в стране. Поэтому реальная прибавка к капиталу, которую даёт инвестирование в акции, в реальности намного ниже. При этом в отдельные годы реальная доходность вложений может падать в отрицательную зону из-за резких рыночных колебаний, даже слабо связанных с качеством работы конкретных компаний.

Важно, чтобы инвестор понимал, какую доходность он имеет на самом деле. Цифры же индекса могут оказаться очень обманчивыми. Например, номинальный индекс ММВБ с конца 2006 года по конец 2010 года практически не изменился. В реальности же он упал со 266 пунктов до 177 пунктов. А 1402 пункта конца 2011 года оказываются «дешевле», чем 1011 пунктов конца 2005-го. При долгосрочных вложениях — на несколько лет — следует учитывать даже такую относительно невысокую инфляцию, как сейчас.

В следующей заметке мы сделаем более интересные с точки зрения практики подсчёты, а заодно узнаем о существовании ещё одного неумолимого убийцы инвестиционной доходности

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter