Facebook » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Facebook

Facebook – социальная сеть, которой пользуется 845 миллионов человек. Каждый десятый человек на земле пользуется Facebook. За недолгое время своего существования эта социальная сеть стала олицетворять Интернет как таковой. Будучи студентом, в Гарварде на создателя Facebook Марка Цукерберга нашло озарение, и, осознав базовые нужды пользователей Интернета, он объединил огромное количество людей на платформе своего детища – Facebook
5 апреля 2012 Rietumu Trading | Архив Зуев Игорь
Facebook – социальная сеть, которой пользуется 845 миллионов человек. Каждый десятый человек на земле пользуется Facebook. За недолгое время своего существования эта социальная сеть стала олицетворять Интернет как таковой. Будучи студентом, в Гарварде на создателя Facebook Марка Цукерберга нашло озарение, и, осознав базовые нужды пользователей Интернета, он объединил огромное количество людей на платформе своего детища – Facebook
Без сомнения, Facebook трансформировал общение людей в сети, дав им возможность в одном месте обмениваться знакомствами, мнениями, музыкой, событиями, и фотографиями. Эксперты индустрии и антропологи по-прежнему гадают, что же стало залогом успеха Facebook, позволив ему, перерасти из локального объединения студентов до одной из крупнейших интернет-корпораций
Не вызывает сомнений тот факт, что Facebook является, пожалуй, самой интересной компанией, которой пока нет на бирже. Социальная сеть насчитывает 845 млн (каждый десятый на земле) активных пользователей, и надеется достичь планки в один миллиард в ближайшем будущем. Каждый день 250 млн фотографий закачивается на Facebook, а среднестатистический пользователь проводит в соцсети каждую седьмую минуту в интеренете

Facebook


IPO Facebook размером в 5 млрд долл. станет крупнейшим размещением технологических компаний за всю историю, и в три раза превысит выпуск акций Google в 2004 году (1,67 млрд долл.). Капитализация достигнет 100 млрд долл., что сделает Facebook дороже многих гигантов фондового рынка. Доля основателя Марка Цукерберга составляет 28,4%, что приравнивает его состояние к более 25 млрд долл. Доли других акционеров также сделают их долларовыми миллиардерами. Однако размещения акций других интернет-компаний говорят не в пользу Facebook. Например, китайская соцсеть Renren с момента размещения потеряла 72% стоимости, скидочный сервис Groupon упал на 40%. В этом секторе присутствуют явные признаки переоценки стоимости и потенциала компаний, но ставить Facebook в один ряд с другими компаниями этого сектора не стоит, хотя и есть ряд общих негативных факторов.
При выходе компании на биржу, акцент при оценке стоимости компании ставится на финансовых показателях, главным образом на будущих доходах компании. На первый взгляд, Facebook в этом плане является привлекательной инвестицией, особенно по сравнению с другими интернет-компаниями. Доходы и прибыль – растут. Пользовательская база постепенно приближается к одному миллиарду человек. Однако главная интрига заключается в том, сможет ли руководство Facebook монетизировать этот огромный пул пользователей, и оправдать оптимистичные оценки капитализации.

Финансовые показатели

В 2011 году компания заработала 1 млрд долл чистой прибыли, при выручке в 3,7 млрд долл. Отметим также, что компания обладает наличными средствами в объеме 3,9 млрд долл. Компания получила до половины своей выручки – 1,9 млрд долл. – в США и Канаде. На Европу пришлось 1,1 млрд долл., а на Азию – лишь 365 млн. Хорошие показатели роста наблюдаются в Индии и Бразилии

Facebook


В Facebook осознают, что финансовые результаты будут зависеть от темпов роста количества пользователей и их активности в соцсети. Однако надо признать, что впечатляющие темпы роста с момента запуска будет поддерживать крайне трудно, в то время, как оценки стоимости компании основываются на сохранении столь быстрого роста в будущем, что будет приносить рост прибыли. При нынешней оценке в 100 млрд долл., компания явно переоценена с P/E достигающим 100. Оправдать такие надежды без конкретных мер по монетизации своих услуг будет очень непросто
Оценка рыночной капитализации в 100 млрд долл. сделает Facebook одной из самых дорогих компаний на рынке, Facebook будет стоить больше таких гигантов, как Boeing и Amazon. Такая оценка крупнейшей соцсети не была бы проблемой, если бы доход компании соответствовал ее оценке. С началом торгов, учитывая повышенный интерес к Facebook у мелких инвесторов, цена акций может взлететь существенно выше. Инвесторы будут вкладывать в акции Facebook в ожидании монетизации того потенциала и той пользовательской базы, которые есть у компании

Facebook


Что касается показателя P/E, то для растущих компаний с большим потенциалом в виде будущих прибылей, исторически адекватным уровнем является 20-30. Когда же P/E превышает 100, то это наводит на мысли о повторении пузыря доткомов в конце 2000 годов. Понимание реальной стоимости компании придет лишь тогда, как станет окончательно понятно, может ли компания зарабатывать, реализуя свой потенциал. Сравним P/E Facebook с показателями других ведущих игроков индустрии: для Apple он составляет 22, для Google – 24.

Facebook


Есть проблемы и с хваленым ростом Facebook. Рост годовой выручки с 2009 до 2010 год составил 154%, а с 2010 по 2011 уже 88%. Не может не радовать рост доходов от платных сервисов, таких например, как платных услуг для онлайн-игр. За 2011 год выручка от этой деятельности выросла на 500% в годовом исчислении. В абсолютных величинах – это 557 млн долл., что составляет лишь 15% от общей выручки

Основания для успеха

Становление второго Интернета Facebook идет к созданию ресурса, где пользователь может управлять своей активность в сети от новостей до электронной почты. Создатели сайтов по всему миру интегрируют свои ресурсы с Facebook для обмена новостями, записями в блогах и фото. Как результат Facebook в 2010 году опередил Google в качестве самого посещаемого сайта в США. Это говорит о том, что в соцсети пользователи могут получить нужную информацию, не тратя время по ее поиск в поисковых сервисах.

Есть потенциал для новых идей и возможностей Несмотря на то, что Facebook уже изменил наше времяпрепровождение в сети, есть еще пространство для маневра в плане новых приложений, интерфейса и увеличения количества пользователей. Отдельным фактором является реализация потенциала в плане рекламы и использования огромной пользовательской базы.

Рост количество пользователей По некоторым подсчетам, до 2 млрд людей являются постоянными пользователями сети. Таким образом, Facebook еще есть над, чем работать в плане привлечения новых пользователей. Планка в 1 млрд пользователей станет знаковым этапом в развитии Facebook

Facebook


Отсутствие участия инвесторов. После пяти лет успешного развития, Facebook до сих пор остается частной компанией. Обычно компании становятся публичными для финансирования расширения своего бизнеса. Пока Facebook удавалось получать финансирование от частных инвесторов в размере 1 млрд долл., а доли компании торгуются на вторичном рынке

Инвесторы с большим энтузиазмом покупают доли компании, ожидая хорошего возврата своих инвестиций с выходом Facebook на биржу. Некоторые инвестиционные банки и фонды создают возможности для своих клиентов инвестировать в Facebook, что говорит об огромном интересе к компании

Факторы риска

Недоказанная способность монетизации Руководству компании предстоит приложить немало усилий, чтобы доказать способность зарабатывать на протяжении длительного периода времени. Сам Facebook, как социальная платформа не приносит никакого дохода. Зарабатывает компания на рекламе и отдельных платных услугах. В борьбе за рекламодателей Facebook придется конкурировать с лидером на рынке интернет-рекламы – Google, который использует четко нацеленную рекламу, учитывая пользовательские предпочтение при поиске. Facebook же навязывает рекламу людям, заинтересованным сугубо социальным аспектом. Таким образом, Facebook еще предстоит выработать стабильный способ для заработка, что для социальной сети будет сделать достаточно сложно.

Facebook


Ограничения роста Доминирование Facebook на рынке социальных медиа принимается как свершившийся факт. Однако мировое лидерство еще предстоит завоевать. По экспертным оценкам, количество пользователей интернета в мире достигает двух миллиардов человек, тогда как количество пользователей Facebook приближается к одному миллиарду. Позиции Facebook постепенно укрепляются в таких странах, как Индия и Индонезия. Однако завоевать лидерство на некоторых рынках представляется крайне сложной задачей ввиду присутствия сильных местных игроков. Например, в России предстоит выдержать конкуренцию с Вконтакте, которая пока является безоговорочным лидером по количеству пользователей. Добавим сюда такие важные рынки, как Китай и Япония. Перспективы глобального доминирования будут во многом зависеть от того, сможет ли Facebook упрочить свои позиции именно в этих странах

Стоит также отметить, что и в США интерес к Facebook может постепенно убавиться. Большая часть тех людей, которые хотели зарегистрироваться, уже сделали это, а значит и простора для роста почти нет. В то же время, уже существующие пользователи теряют интерес. Этот факт подтверждают цифры активных пользователей за ноябрь, когда они незначительно снизились по сравнению с октябрем с 133,5 млн до 132,7 млн. В США потенциал для роста числа пользователей постепенно исчерпывается, по некоторым данным до 75% пользователей интернета уже зарегистрированы на Facebook. При ограниченности роста в США и других странах с высоким уровнем насыщенности рынка, встает вопрос об активности пользователей, о том, как долго и как они проводят время на сайте

MySpace номер 2? До момента, когда Facebook стал столь популярен, лавры крупнейшей соцсети предрекалась MySpace. Очевидно, что Facebook дает пользователям гораздо более широкий спектр нововведений. Однако нет гарантий того, что Facebook не повторит судьбу MySpace, и оправдает надежды инвесторов. В конце концов, ни одна популярная соцсеть не застрахована от утраты интереса со стороны публики

Проблемы с конфиденциальностью. Большинство пользователей предпочитают, чтобы их личная информация была доступна ограниченному кругу друзей. Политика Facebook несколько отличается от предпочтений своих пользователей. Основная проблема в том, что доступ к персональной информации пользователей получают предварительно одобренные сайты и приложения, и то, насколько безопасна информация пользователей в руках третьих лиц, является большим вопросом

Сам Facebook хранит личную информацию пользователей, чтобы затем использовать ее для таргетированной рекламы. Потенциально Facebook может стать аналогом «Большого брата», который будет иметь всю информацию о пользователях соцсети, их предпочтениях, и действиях

Мобильная платформа Еще одним вызовом, стоящим перед разработчиками Facebook, является развитие услуг на мобильных устройствах. На данный момент на таких устройствах соцсетью пользуется до половины от общего числа пользователей (425 миллионов), и в плане заработка этот потенциал явно не реализуется. Рынок мобильной рекламы в США достигает 2,61 млрд долл., и половину рынка занимает Google. Ожидается, что к 2016 году рынок достигнет отметки в 11 млрд долл., и если Facebook хочет преуспеть в завоевании этого рынка, ему придется выдержать жесткую конкуренцию в лице поискового гиганта. По оценке исследовательской компании Mobile Squared, заработок Facebook от размещения рекламы на мобильных устройствах может достичь 1,2 млрд долл

Конкуренция В своем отчете для IPO Facebook признает серьезную конкуренцию со стороны таких компаний, как Google, Microsoft и Twitter. Есть еще и более мелкие разработчики, которые создают продукты, конкурирующие с отдельным функционалом Facebook. В секторе социальных сетей доминирование Facebook может оказаться под вопросом, так как некоторые пользователи предпочитают другие платформы. В особенности такая тенденция наблюдается у пользователей мобильных устройств. Для пополнения доходов от рекламы компании надо будет доказывать свое превосходство перед конкурентами и рекламодателями

Вывод

Лучшие инвестиционные решения принимаются, когда о них мало кто знает. В медийном пространстве Facebook и его выход на биржу уже успели набить оскомину. Компания действительно демонстрирует хорошие показатели роста, и именно поэтому приковывает к себе такое внимание инвесторов, которые видят большой потенциал в секторе интернет-компаний. Однако не совсем понятно, насколько устойчивой окажется нынешняя модель роста Facebook для получения больших прибылей, и соответственно оправдана ли столь высокая оценка стоимости компании. На волне ажиотажа вероятен существенный скачок цен на акции Facebook в самом начале торгов. Однако в долгосрочной перспективе мы не видим оснований для такой высокой оценки стоимости компании, основываясь на ее нынешнем состоянии.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311021683_ba0bd50f7276bf3a0145a6d9159117bf.jpg (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter