Сергей Егишянц, Панические страхи » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Сергей Егишянц, Панические страхи

Политическая часть минувшей недели была весьма облегчённой – попросту говоря, ничего выдающегося в этой сфере не случилось. Даже весьма распиаренный саммит финансовых властей Восьмёрки в Осаке вышел довольно-таки малосодержательным – его участники лишь констатировали нарастание власти инфляции в мировой экономике, сетовали на дорогие нефть и продовольствие и обещали «разобраться»
21 июня 2008 ITI Capital | Архив

Добрый день. Политическая часть минувшей недели была весьма облегчённой – попросту говоря, ничего выдающегося в этой сфере не случилось. Даже весьма распиаренный саммит финансовых властей Восьмёрки в Осаке вышел довольно-таки малосодержательным – его участники лишь констатировали нарастание власти инфляции в мировой экономике, сетовали на дорогие нефть и продовольствие и обещали «разобраться». Ну а единственное реальное предложение в этой области, сделанное итальянцами, которые предложили устроить такие правила регулирования рынков, чтобы уменьшить спекулятивную их составляющую (в основном, через введение налога на все биржевые операции) – было с негодованием отвергнуто США и Великобританией: оно и понятно – для финансовых генералов этих стран весь окружающий мир может рушиться, лишь бы на право безграничной спекуляции никто не смел покушаться. Ну да ладно, ещё не вечер…


Своенравное евро


Вопреки обыкновению последних саммитов, на этот раз практически без внимания был оставлен валютный рынок – по всей видимости, сильные мира сего оказались удовлетворены тем, что доллар перестал падать и решили переключиться на более актуальные ныне проблемы. Впрочем, всё связано – и министр экономики Франции Кристин Лагар пыталась попенять американцам, что-де значительная часть роста цен на нефть была вызвана именно падением доллара: однако понимания у главы штатовского Казначейства Генри Полсона она не встретила – это при том, что внутри Фед такое мнение вполне обычно, так что в мае ФРБ Далласа по сути именно это и констатировал в своём докладе. Так или иначе, нынче настроения портфельных менеджеров на рынке валют переменились в пользу доллара – и напрасно: есть серьёзные подозрения, что бакс уже собрался показать новый минимум по отношению к евро – и лишь после похода этого курса в район 1.61/65 лидерам ведущих держав мира удастся вызвать более-менее продолжительную коррекцию, хотя едва ли она отправит евро ниже отметки 1.50 доллара. По всей видимости, финальный рывок бакса вниз ждёт нас в 2009 году – и лишь тогда можно ожидать завершения падения американской валюты, продолжающегося аж с начала 1970-х годов. Пока же публика успела посмеяться над итальянским премьером Сильвио Берлускони, потребовавшим от ЕЦБ провести интервенцию против «переоцененного» евро – ответом рынка стал… рост курса европейской валюты, выглядевший весьма демонстративно.


Источник: SmartTrade

Общественность позабавила ещё и пикировка высоких чиновников разных стран на означенном саммите. Так, комиссар ЕС по экономическим вопросам Хоакин Альмуниа сообщил журналистам, что видит опасность впадения США в стагфляцию по образцу 1970-х годов – чем вызвал изрядное неудовольствие всё того же Полсона, сварливо парировавшего этот укол утверждением, что, мол, фундаментально штатовская экономика сильнее, чем у большинства прочих развитых стран мира. Рынки, однако, знают цену американским словесам в год выборов президента – и реагируют соответственно: на заявления о сильном долларе последовало его падение – а нарочитая озабоченность дорогой нефтью породила новый её скачок вверх, так что лишь только психологически значимая круглая отметка 140 долларов за баррель сумела остановить её. Пришлось принять пожарные меры – причём настолько пожарные, что не удалось даже быстро найти податливых саудитов, дабы те подтвердили своё намерение экстренно поднять добычу нефти: за них это решение озвучил вообще неясно каким боком относящийся к делу генсек ООН Пан Ги Мун. Подробно этот вопрос обсуждается на встрече крупнейших нефтедобывающих стран мира в эти выходные – однако консенсуса там достичь вряд ли реально: во всяком случае, Иран, хотя и заявил для порядку, что готов рассмотреть разные прожекты по стабилизации ситуации на рынке, всё же дал понять, что не намерен упускать свою прибыль ради химерического (для него) успокоения мировой экономики – а тут ещё и Израиль продолжает воинственно грозить персам авиаударами, если те не остановят свою ядерную программу. В общем, пока что до какой бы то ни было передышки для рынков ещё очень далеко – впрочем, во второй половине недели помог Китай, объявивший о повышении цен на бензин, дизельное топливо и электричество: учитывая то, что КНР – второй в мире потребитель нефти после США, не удивительна понижательная реакция рынка, рассудившего, что подобная мера урежет спрос.


На региональных рынках невесело. Министр финансов Новой Зеландии Майкл Каллен признал, что динамика ВВП в первом квартале почти наверняка была негативной – более того, по оценкам экономистов, минусовое изменение ВВП скорее всего случится и во второй четверти года; правительство лихорадочно пытается что-то изменить, снижая налоги – однако скорее всего это уже не спасёт лейбористов от потери власти на скорых выборах. И хотя сама по себе экономика страны киви слишком незначительна, она показательна, ибо в ней развиваются те же процессы, что и в остальном англосаксонском мире – только быстрее, в силу относительно малой инерционности этой мелкой экономики; так что тут мы имеем своего рода опережающий индикатор для Австралии, Канады, Великобритании и США – и выглядит он довольно-таки мрачно. В Японии примерно такие же настроения: опрос 133 ведущих менеджеров кредитных учреждений показал, что доля пессимистов среди них превысила долю оптимистов впервые с 2004 года – причём превысила сразу на 18.7%. Агентство Bloomberg опубликовало материал, где выражался оптимизм по поводу возможности начала активных трат японцами своих гигантских сбережений – последние достигают 1.5 квадриллионов йен (почти 15 триллионов долларов), из которых одна половина лежит на сберегательных счетах с почти нулевым процентом, а другая и вовсе спрятана «под матрацами»: считается, что высокая инфляция может сделать такие сбережения совсем уж бессмысленными и заставить часть из них извлечь и истратить. Однако реальность этого не подтверждает: судя по майским продажам в супермаркетах, потребители вовсе не бросаются на товары – во всяком случае, с учётом роста цен на продовольствие и лишнего рабочего дня в течение месяца, годовое снижение продаж на 2.7% в номинальном выражении (т.е. без поправки на инфляцию) выглядит весьма бледно. Не удивительно в этом контексте, что глава Банка Японии Масааки Сиракава выступает всё более мягко, давая понять, что его куда сильнее заботит замедление экономического роста, чем инфляция.


В Европе (за пределами ЕЦБ, разумеется) тоже развиваются подобные настроения – и вот Национальный банк Швейцарии отказался от идеи поднять ставку, а сопроводительный меморандум прозвучал нежданно мягко. В Италии отмечается быстрый рост безработицы: её уровень в последней четверти прошлого года пересмотрен с 6.0% до 6.2%, а в первом квартале сего года он достиг 6.5% - и, по оценкам экспертов, этот процесс будет продолжаться и впредь. В Германии индекс экономических настроений по версии исследовательского центра ZEW упал в июне сразу на 11 пунктов, тем самым достигнув наихудшего значения с конца 1992 года. Но при этом инфляция продолжает расти – так что отпускные цены производителей в мае достигли темпа годового роста 6.0% (в апреле было +5.2%, в марте +4.2%). Германский Минфин выпустил умеренно пессимистичный доклад о состоянии и перспективах национальной экономики – отмечая в нём замедление роста экономики, фискальные трудности, проблемы на рынке труда, дорогое евро и высокую инфляцию. Последняя продолжает наступление в масштабе всего Евросоюза – майский годовой прирост потребительских цен был пересмотрен в сторону повышения до 3.7%. При этом, однако, в строительном секторе отмечается уверенное уменьшение производства – так что в апреле годовое изменение составило минус 2.4%.


В таких условиях власти весьма растеряны. С одной стороны, ценовое давление нарастает – кроме того, оно может продлиться долго, вопреки прежним прогнозам: об этом с тревогой говорили члены правления ЕЦБ с двойными фамилиями Бини Смаги, Гонсалес-Парамо и Тумпел-Гугерелл, а также примкнувший к ним вице-президент центробанка Лукас Пападемос. С другой стороны, очевидны и признаки экономических проблем – особенно на южном фланге континента; поэтому власти намекают на то, что июльское повышение ставки будет скорее всего единичным актом, за которым не последует никакого продолжения – на прошлой неделе об этом ещё раз напомнил глава люксембургского центробанка Ив Мерш. И при этом же ещё властям ЕС теперь приходится срочно решать, как оживить Лиссабонский договор, недавно жестоко избитый ирландским референдумом – и если касательно Ирландии предлагается разработать дополнительные протоколы, которые успокоят суверенных островитян, то что делать с прочими диссидентами, вроде Польши и особенно Чехии, чей президент Вацлав Клаус, узнав об итогах голосования в Ирландии, радостно воскликнул «Лиссабонский договор мёртв»? В общем, как и следовало ожидать, причудливое образование под названием Евросоюз при первом же серьёзном глобальном кризисе пошло вразнос – и, рискну предположить, нынче мы видим только самое начало этого процесса.


Не печалься, друг Мервин!


В Англии неделя выдалась горячей. Неожиданно позитивным стало исследование Конфедерации британских промышленников – которое показало, что заказы промышленных предприятий в июне неожиданно выросли по сравнению с мрачными апрелем и маем. Ещё веселее – вплоть до шока – были розничные продажи в мае: они внезапно подскочили сразу на 3.5% (такого не было ни разу за всю историю наблюдений с 1986 года); но хотя тамошнее статистическое управление не зафиксировало никаких искажающих факторов, кроме очень уж тёплой погоды, на изрядные размышления наводит тот факт, что дефлятор продаж оказался минусовым (на 0.3%) – и это в месяц рекордно высокой потребительской инфляции и при этом отнюдь не месяц скидок! Что-то тут не так, однако – и внезапный взлёт продаж одежды и продовольствия на 9.2% против апреля только подтверждает, что с инфляцией статистики весьма намудрили. А о том, что в действительности инфляция в мае была очень высокой, свидетельствует статистика индекс потребительских цен – он подскочил на 0.6% к апрелю и на 3.3% к маю прошлого года; более точно отражающий реальность индекс розничных цен показал годовой рост на 4.3%, а без учёта выплат по ипотечным кредитам – на 4.4%.


Как и положено в случае превышения официальным индексом инфляции порогового уровня Банка Англии (он равен 3.0% в год), управляющий центробанка Мервин Кинг написал объяснительную записку канцлеру Казначейства Алистеру Дарлингу – но на сей раз эта процедура превратилась в цирковой аттракцион. Прежде всего, само письмо было обнародовано немедленно после выхода данных по CPI – и таким образом стало как бы «открытым письмом». Но содержательная часть была ещё веселее: Кинг заявил, что инфляция будет расти и впредь, скорее всего превысит 4% до конца сего года – но с этим ничего нельзя поделать, потому как в росте цен виноваты мировые рынки, где дорожают топливо и продовольствие. Адресат сего замечательного письма не нашёл ничего лучше, чем также открыто ответить – дескать, не печалься, друг Мервин! утешься тем, что инфляция нынче слабее, чем в 1970/80-х годах – и не пиши мне больше таких писем до сентября. Но «друг Мервин», как оказалось, парень не промах – и уже на следующий день он выступил перед парламентом, где по сути поставил ультиматум: мол, мы готовы вернуть инфляцию к нормальному уровню – но ценой рецессии в экономике.


Судя по всему, именно последний путь и будет избран – во всяком случае, протокол последнего заседания Комитета по денежной политике Банка Англии показал, что ставки не были повышены только из-за опасений чрезмерной резкости движений: в целом центробанк признаёт, что недооценил инфляцию и уже готов начать поднимать ставки – рынок ждёт повышений в июле или августе (последнее более вероятно), а также где-то в районе ноября. Последствия легко предсказать, если учесть, что рынок недвижимости падает (по прогнозам HBOS, цены на жильё упадут в среднем на 9% в текущем году), кредитование в сфере строительства слабеет, Barclay’s уже ищет дополнительные 4 млрд. фунтов для пополнения собственного капитала – и совершенно неправильно считать, будто кризис сосредоточен в финансовом секторе: по оценке главного экономиста New Star Саймона Уорда, если отдельно рассмотреть ту часть широкой денежной массы М4, которая находится во владении небанковских корпораций, то её годовой темп прироста упал с 16.8% год назад до всего лишь 1.0% в апреле сего года – а это если ещё и не катастрофа, то нечто уже близкое к ней.


В Северной Америке проблемы те же самые. В Канаде в апреле на 2.6% упали продажи автомобилей – зато в мае потребительские цены подскочили сразу на 1% против апреля, чего не было с 1991 года. В Штатах в мае тоже цены разгулялись – на позапрошлой неделе Бюро трудовой статистики показало взлёт розницы, а теперь настал черёд отпускных цен производителей: лишь за месяц цены по конечным товарам подскочили на 1.4%, а если брать все товары, то и вовсе на 3.0% - и это несмотря на гедонистические приколы, занижающие цены на 1.5% в год. Годовая динамика цен, очищенных от означенных приколов, достигла +14.9% (это максимум с весны 1980 года) и даже в среднем за последние 5 лет этот показатель составил 9.0% (вершины 1940/50-х и 1970/80-х годов уже совсем близко и, видимо, будут достигнуты в ближайшие полгода). Аналитики сетуют на топливо (+26.3% за последний год) – но беда в том, что даже без топлива и продовольствия цены (опять-таки «дегедонизированные») за последний год выросли как минимум на 4.8% (это максимум с осени 1982 года).



Источник: Бюро трудовой статистики США

Прочие экономические показатели не блистали. Дефицит счёта текущих операций в первом квартале снова вырос; региональные индикаторы деловой активности (от ФРБ Нью-Йорка и Филадельфии) опять упали, хотя компоненты выплаченных цен продолжают распухать; промышленное производство и загрузка мощностей в мае снизились; индекс деловой активности в секторе жилищного строительства от Национальной ассоциации домостроителей США в июне снова вернулся к историческому минимуму; объёмы нового строительства и разрешений на строительство в мае опять завалились – в общем, всё по-прежнему. Единственным радостным исключением стала статистика Казначейства по притоку иностранных денег в долгосрочные ценные бумаги США в апреле – но никакие денежные потоки не отменяют мрачных процессов в реальной экономике. Мало радостного было также и в корпоративном секторе – тут оптимизм навеял только Goldman Sachs, который отчитался намного лучше прогнозов, хотя и показал снижение прибыли. В остальном всё было плохо: Morgan Stanley сообщил о падении прибыли в 2.5 раза; Lehman Brothers показал убыток в размере 2.8 млрд. долларов; убыток показала и корпорация FedEx; а Citigroup «порадовал» рынки неожиданным предупреждением о том, что уже во втором квартале он совершает «существенные» списания плохих активов – и этот процесс будет продолжаться как минимум до конца 2008 года. А мы-то думали!..


Всё это ставит ФРС в крайне затруднительное положение – поэтому к ближайшему его заседанию во вторник и среду приковано изрядное внимание. Судя по всему, у главы ФРС Бена Бернанке начинают сдавать нервы – и на прошлой неделе он пошёл на беспрецедентный шаг, по сути организовав через прессу (Washington Post, Wall Street Journal и Financial Times) утечку информации о том, что лично он, Бернанке, значительно сильнее озабочен проблемами экономики, чем инфляцией: иначе говоря, рынкам дали понять, что в ближайшее время ставки поднимать не будут. Однако это не помогло – осознание того факта, что ожидаемого облегчения как на финансовых рынках, так и в экономике отнюдь не происходит, заставило участников рынка загнать фондовые индикаторы вниз: промышленный индекс Доу-Джонса совсем чуть-чуть не дошёл до своих январских низов – и по рынку распространился страх, что нынешние июль и август будут ничуть не лучше прошлогодних. Этот страх только усугубляют монстры финансовой системы: Morgan Stanley опубликовал панический доклад на тему «ЕЦБ борется с Фед – это катастрофа»; а Royal Bank of Scotland предрёк катастрофический обвал всех фондовых и кредитных рынков в течение ближайших 3 месяцев. Мы можем только догадываться о реальных подковёрных процессах, идущих нынче в высоких сферах (особенно в США) и вызывающих столь жуткие оценки и прогнозы – но факт случившегося в минувший четверг массового (более 400 человек!) ареста ФБР риэлторов, а заодно и крупных менеджеров Bear Stearns, которым предъявлены обвинения в мошенничестве, заставляет задуматься: не приближается ли вообще конец эпохи господства Уолл-стритовской плутократии, а все эти ужасы (включая, возможно, грядущий дефляционный крах) суть её агония? Подождём, однако!


Хорошей вам недели.


Динамика цен за прошедшую неделю



https://iticapital.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter