14 сентября 2012
Впрочем, чему удивляться? Как видно из нашей базы данных российских IPO и SPO, почти 85% размещений, прошедших в 2002-2011 годах, оказались для долгосрочных инвесторов убыточными. Котировки либо опустились на дно, либо подросли, но так скромно, что набежавший доход не компенсирует даже инфляцию. И причины провалов IPO во многих случаях схожие. Вот пять самых «популярных».
1. Продавцы лукавят
Инвесторам говорят правду, но не всю. Через месяц-другой после сделки начинаются сюрпризы со скелетами в шкафах. Инвесторы в шоке, аналитики быстренько пересматривают целевые цены, менеджмент разводит руками: мол, сами не ждали.
Характерный пример – размещение «Русского моря» (-62% с момента IPO). Акции компании были проданы в апреле 2010-го и сразу покатились по наклонной. Организаторам сделки – «ВТБ Капиталу» и «Ренессанс Капиталу» - мерещилось наращивание выручки и чистой прибыли, а компания вместо этого опубликовала такую отчетность, после которой приличному финансовому директору проведение conference call с инвесторами доставило бы, наверно, сильные нравственные страдания. Аналитики «Ренессанса» удивились и понизили оценку справедливой стоимости акций в два с лишним раза – с $9,8-12,24 накануне IPO до $4,2. Впрочем, они и сейчас столько не стоят.
«Русское море», руб./акция
2. Нездоровый ажиотаж
Интерес подогревается предыдущими успешными IPO, дефицитом публичных компаний в данной отрасли, общей эйфорией на рынке в момент размещения. Покупатели сходят с ума и соглашаются платить больше, чем просит сам эмитент. А что происходит с перегретыми ценными бумагами, когда пузырь на рынке лопается? Первыми вниз летят.
Красиво полетели и депозитарные расписки AFI Development, которая в мае 2007 года провела классическое «IPO для ненормальных». Оно, кстати, на тот момент стало самой крупной сделкой не только среди российских, но и европейских девелоперов. За день до завершения роад-шоу организаторы повысили ценовой диапазон с $10-13 до $13-14, и в итоге разместили расписки по верхней его границе. Даже по такой цене спрос превысил предложение в семь раз. Вот тут звездный час для этих бумаг и закончился.
AFI Development, $/GDR
3. Низкое качество корпоративного управления
Стоит захлопнуться книге заявок – и менеджмент начинает относиться к инвесторам как к отработанному материалу. Не выполняет обещаний, проводит враждебные корпоративные действия, засекречивает все что можно. Хотя до IPO может вести себя обычно как шелковый.
В случае с «Нутринвестхолдингом» тревожные звоночки зазвучали уже в процессе размещения. Эмитент долго не обнародовал свежий финансовый отчет, а сразу после начала торгов своими акциями попросил биржу их на сутки приостановить. И это было только начало. Компания встретила кризис с огромным долгом, но вместо того, чтобы доказывать рынку свое право на место под солнцем, решила объявить делистинг. Биржи отказались останавливать торги бумагами, лишь удалили их из котировальных списков. А аудитор отозвал свое заключение по финансовой отчетности «Нутринвеста», усомнившись в ее правдивости. Агония компании растянулась на несколько лет, сейчас идет банкротство.
«Нутринвестхолдинг», руб./акция
4. Государство закручивает гайки
Инвесторы покупают красивую «историю» про компанию – спящую красавицу, которая на вырученные от IPO деньги собирается проснуться, привести себя в порядок и начать жить долго и счастливо. Но в дело вмешивается государство, после чего заявленный в программе добрый мультик превращается в «Пилу-3» с отрезанием органов.
Неизвестно, возникло ли подобное ощущение у покупателей акций «Протека», который провел IPO в 2010 году, но случай яркий. Размещение прошло в апреле, сразу после вступления в силу постановления правительства, которое ужесточило регулирование фармрынка. Ни менеджмент, ни аналитики никаких проблем в этом не видели. Однако уже по итогам первого полугодия компания констатировала, что новые правила игры больно ударили по ее рентабельности. Причем показатели не восстановились до сих пор.
«Протек», руб./акция
5. Менеджмент работает плохо
Допускает самые разные ошибки, набирает долгов, проводит бесперспективные M&A. Компания теряет рыночную долю и терпит убытки. Средства от IPO могут идти на латание дыр или покупку очередных активов, но общей картины это не меняет.
Так, инвесторы очень удивились, когда убыточный шинный холдинг «Амтел-Фредештайн» через год после IPO стал вынашивать планы по обратному выкупу своих бумаг с рынка, имея за плечами $500 млн долга, который еще нужно обслуживать. Другая сомнительная инициатива заключалась в приобретении нового шинного завода на заемные деньги. Обе эти затеи остались в планах, но они показывают подход руководства к управлению бизнесом. Основатель «Амтела» Судхир Гупта в итоге махнул на него рукой. Новые собственники попытались вытащить компанию из ямы, организовав слияние с «Сибур – Русскими шинами», но сделка сорвалась. Результат – банкротство.
«Амтел-Фредештайн», $/GDR
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter
1. Продавцы лукавят
Инвесторам говорят правду, но не всю. Через месяц-другой после сделки начинаются сюрпризы со скелетами в шкафах. Инвесторы в шоке, аналитики быстренько пересматривают целевые цены, менеджмент разводит руками: мол, сами не ждали.
Характерный пример – размещение «Русского моря» (-62% с момента IPO). Акции компании были проданы в апреле 2010-го и сразу покатились по наклонной. Организаторам сделки – «ВТБ Капиталу» и «Ренессанс Капиталу» - мерещилось наращивание выручки и чистой прибыли, а компания вместо этого опубликовала такую отчетность, после которой приличному финансовому директору проведение conference call с инвесторами доставило бы, наверно, сильные нравственные страдания. Аналитики «Ренессанса» удивились и понизили оценку справедливой стоимости акций в два с лишним раза – с $9,8-12,24 накануне IPO до $4,2. Впрочем, они и сейчас столько не стоят.
«Русское море», руб./акция
2. Нездоровый ажиотаж
Интерес подогревается предыдущими успешными IPO, дефицитом публичных компаний в данной отрасли, общей эйфорией на рынке в момент размещения. Покупатели сходят с ума и соглашаются платить больше, чем просит сам эмитент. А что происходит с перегретыми ценными бумагами, когда пузырь на рынке лопается? Первыми вниз летят.
Красиво полетели и депозитарные расписки AFI Development, которая в мае 2007 года провела классическое «IPO для ненормальных». Оно, кстати, на тот момент стало самой крупной сделкой не только среди российских, но и европейских девелоперов. За день до завершения роад-шоу организаторы повысили ценовой диапазон с $10-13 до $13-14, и в итоге разместили расписки по верхней его границе. Даже по такой цене спрос превысил предложение в семь раз. Вот тут звездный час для этих бумаг и закончился.
AFI Development, $/GDR
3. Низкое качество корпоративного управления
Стоит захлопнуться книге заявок – и менеджмент начинает относиться к инвесторам как к отработанному материалу. Не выполняет обещаний, проводит враждебные корпоративные действия, засекречивает все что можно. Хотя до IPO может вести себя обычно как шелковый.
В случае с «Нутринвестхолдингом» тревожные звоночки зазвучали уже в процессе размещения. Эмитент долго не обнародовал свежий финансовый отчет, а сразу после начала торгов своими акциями попросил биржу их на сутки приостановить. И это было только начало. Компания встретила кризис с огромным долгом, но вместо того, чтобы доказывать рынку свое право на место под солнцем, решила объявить делистинг. Биржи отказались останавливать торги бумагами, лишь удалили их из котировальных списков. А аудитор отозвал свое заключение по финансовой отчетности «Нутринвеста», усомнившись в ее правдивости. Агония компании растянулась на несколько лет, сейчас идет банкротство.
«Нутринвестхолдинг», руб./акция
4. Государство закручивает гайки
Инвесторы покупают красивую «историю» про компанию – спящую красавицу, которая на вырученные от IPO деньги собирается проснуться, привести себя в порядок и начать жить долго и счастливо. Но в дело вмешивается государство, после чего заявленный в программе добрый мультик превращается в «Пилу-3» с отрезанием органов.
Неизвестно, возникло ли подобное ощущение у покупателей акций «Протека», который провел IPO в 2010 году, но случай яркий. Размещение прошло в апреле, сразу после вступления в силу постановления правительства, которое ужесточило регулирование фармрынка. Ни менеджмент, ни аналитики никаких проблем в этом не видели. Однако уже по итогам первого полугодия компания констатировала, что новые правила игры больно ударили по ее рентабельности. Причем показатели не восстановились до сих пор.
«Протек», руб./акция
5. Менеджмент работает плохо
Допускает самые разные ошибки, набирает долгов, проводит бесперспективные M&A. Компания теряет рыночную долю и терпит убытки. Средства от IPO могут идти на латание дыр или покупку очередных активов, но общей картины это не меняет.
Так, инвесторы очень удивились, когда убыточный шинный холдинг «Амтел-Фредештайн» через год после IPO стал вынашивать планы по обратному выкупу своих бумаг с рынка, имея за плечами $500 млн долга, который еще нужно обслуживать. Другая сомнительная инициатива заключалась в приобретении нового шинного завода на заемные деньги. Обе эти затеи остались в планах, но они показывают подход руководства к управлению бизнесом. Основатель «Амтела» Судхир Гупта в итоге махнул на него рукой. Новые собственники попытались вытащить компанию из ямы, организовав слияние с «Сибур – Русскими шинами», но сделка сорвалась. Результат – банкротство.
«Амтел-Фредештайн», $/GDR
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter