Дарья Ходоровская Аналитика | Периодика

«Яндекс» как Google: уже с браузером и скоро с магазином приложений

Сегодня российский поисковик запустил собственный браузер, на очереди – аналог магазина приложений Google Play. Как это поможет его акциям?
Котировки акций «Яндекса» последний год колебались в очень широком боковом диапазоне, и все-таки прибавляют с начало октября 2011-го 30%. За то же время бумаги Google подорожали значительно сильнее и не совершали столь резких кульбитов. «Яндексу» есть к чему стремиться
«Яндекс» как Google: уже с браузером и скоро с магазином приложений


Конкуренция с Google заставляет «Яндекс» идти на новые траты. Сегодня компания запустила собственный браузер. В ближайшее время откроется Яndex.Store – магазин приложений для устройств, работающих на Android. Компания собирается составить конкуренцию аналогичному магазину Google Play (в нынешней версии запущен в марте).

Yandex.Store

Разница в том, что уже существующие онлайн-магазины Google Play для Android и Apple Store для iOS создавались для работы в тесной связке с мобильными платформами тех же самых Google и Apple. У «Яндекса» собственной платформы нет, он ориентируется на пользователей Android. А это серьезный вызов. Одно дело, когда между собой конкурируют две платформы с уникальными наборами сервисов (как у Apple и Android), и совсем другое – конкуренция нескольких одинаковых сервисов внутри одной платформы. Особенно если учесть явное преимущество Google по количеству доступных продуктов в онлайн-магазине. «Яндекс» сегодня гордо отчитался, что получил лицензию на распространение 40 000 приложений Opera Store. База и вправду большая. Но в Google Play число приложений приближается к 700 000. Есть разница.

«Яндексу», помимо прочих, предстоит преодолеть еще и технические трудности. Дело в том, что Android, в отличие от iOS, не привязан к какому-то одному закрытому списку мобильных устройств. На него ориентируется целый ряд производителей (Samsung, HTC и т.д.). Теоретически, нужно добиться совместимости программного обеспечения со всем спектром их продуктов. Хотя пока российская компания сделала финт, заключив дистрибуционные соглашения только с тремя производителями планшетных ПК: Pocket Book, 3Q и Тexet. А мобильная версия Yandex.Store (под названием GetUpps!) будет предустанавливаться только на смартфоны под брендом «Мегафона». Чувствуете технологию продвижения продукта?

Браузер от «Яндекса»

Главная проблема здесь - у потребителей сложились устойчивые предпочтения. Заметные доли рынка занимают Internet Explorer и Google Chrome. Их преимущество - поддержка со стороны собственных операционных систем. Конечно, есть независимые разработчики: Mozilla вовсе удалось добиться отличных результатов, а Opera была вторым по популярности браузером в России на конец 2011 года. Но конкуренция жестчайшая. Как, и главное зачем пытаться втиснуться в устоявшийся рынок?

Статистика браузеров за 2011 год по всему миру

«Яндекс» как Google: уже с браузером и скоро с магазином приложений


В конце сентября 2011 года котировки «Яндекса» на NASDAQ рухнули за день (!) на 13,1% до $22,9 за акцию. Это произошло сразу после встречи гендиректора и основателя компании Аркадия Воложа с представителями хедж-фондов. Они поинтересовались падением доли поискового рынка «Яндекса» в России (по данным Liveinternet, снизилась в сентябре с 63% до 61,4%). И Аркадий Волож с присущей ему прямолинейностью отметил растущую долю Google Chrome в России. Браузера, в котором поиском по умолчанию стоит отнюдь не «Яндекс». С этой точки зрения собственный браузер увеличит устойчивость российской компании. Конечно, глупо прогнозировать, что новую программу установят все пользователи поисковой системы «Яндекс» (не смейтесь, нечто подобное сегодня проскакивало в новостных лентах). Но фактор поддержки, безусловно, мощный.

Что говорят аналитики?

Похвально, что «Яндекс» предпринимает конкретные шаги, чтобы отстоять долю на рынке и получить дополнительные источники дохода, рассуждает аналитик Альфа-банка Владимир Дорогов. Но оценивать, как запуск новых продуктов отразится на финансовых показателях, пока слишком рано, предупреждает он.

Заработать на собственном браузере точно не удастся: он появился для поддержки основного (поискового) бизнеса. А Yandex.Store планируется монетизировать через соглашения о разделе выручки. Они предусматривают передачу 70% доходов разработчику приложения и 30% «Яндексу», который также будет платить за биллинг и передавать часть суммы партнеру по дистрибуции. На выручку этот проект также пока влиять почти не будет.

Светлану Суханову из UBS очень интересует стоимость запуска магазина приложений. Она ожидает, что компания сообщит более детальную информацию в ходе телефонной конференции, посвященной результатам III квартала 2012 года в конце октября. Но если вспомнить, что ранее обсуждалась покупка всей Opera Software за $670 млн, а не только базы приложений - «Яндекс» наверняка сэкономил.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=156289. Об использовании информации.