Степени устойчивости » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Степени устойчивости

Доля евро в мировой структуре валютных резервов растет. Через два-три года она может достигнуть 40%, составив реальную – и единственную – конкуренцию доллару США как средству хранения валютных запасов, убеждены эксперты Deutsche Bank

Одна из отличительных черт современной мировой экономики – стремительный рост валютных резервов стран-участниц. За период с 2001−го по 2006 год количество иностранной валюты в центральных банках выросло на 150% и в абсолютном выражении достигло 5 трлн долларов. Наибольшей динамикой рост валютных резервов отличается в странах Азии, на которую сегодня приходится две трети их глобального объема.

С 1944 года, с момента заключения Бреттон-Вудского соглашения, валютные запасы стран мира в основном были привязаны к доллару США. Ситуация начала меняться с введением в оборот евро. Именно эта валюта сделала то, чего не смогли сделать несколькими декадами ранее немецкая марка и японская иена, – составила конкуренцию доллару. Уже в 1999 году, в момент своего запуска в обращение, доля евро в структуре мировых валютных резервов достигла 18%, а к 2003 году возросла до 25%. В последующие три года она оставалась на том же уровне. За восемь лет своего существования евро утвердила себя как валюта международной торговли, инвестиций и национальных валютных резервов, прочно заняв второе место после доллара в ряду мировых валют (куда помимо доллара США и европейского евро входят японская иена, швейцарский франк и британский фунт стерлингов).

Вопросам ближайшего, до 2010 года, и более отдаленного будущего посвящен недавний аналитический обзор Deutsche Bank. В нем, в частности, указывается, что с 2001 года, когда доля евро в глобальной структуре валютных запасов возрастала, доля, занимаемая ее главным конкурентом, долларом, снижалась. При этом доля евро ежегодно прирастает примерно с той же скоростью, с которой сокращается сектор американской валюты. Как полагают аналитики, основная заслуга в расширении использования евро как резервной валюты «лежит в плоскости нарастающего экономического преимущества новой валюты Старого Света над старой валютой Нового», а не в «выдавливании» из глобальных резервных запасов более слабых валют, хотя и такой процесс имеет место, но в меньших масштабах.

Новое поколение выбирает евро

Аналитик Deutsche Bank Вернер Беккер выделяет три группы причин, которые привели к увеличению пропорции евро в структуре мировых валютных резервов. Во-первых, это комплекс причин, связанных с национальными экономиками и национальными политиками в сфере валютных операций. Экономическая структура страны и ее денежного обращения, политическая и экономическая ориентация на международной арене, структура внешнего долга и внешней торговли – это основные факторы, которые предопределяют, в какой валюте центральный банк страны будет держать большую часть своего валютного резерва.

Во-вторых, это системные причины. Международная валютная система, как указывает Беккер, с 1999 года «мутировала» из трехполюсной, базирующейся на долларе, немецкой марке и японской иене с безоговорочным доминированием американской валюты, в биполярную систему «доллар – евро», при этом разрыв между лидирующим долларом и его европейским конкурентом медленно, но неуклонно сокращается.

И в-третьих, факторы инвестиционной стратегии. В последние годы правительства начинают требовать, чтобы центральные банки сфокусировали деятельность на прибыли, одном из трех главных принципов успешного инвестирования (ликвидность – безопасность – прибыль). Вопрос прибыли от инвестированного капитала особенно актуален для тех банков, которые аккумулировали огромные резервы валюты, во много раз превышающие уровень, необходимый для текущих валютных операций. Нет никакой экономической необходимости хранить «сверхнормативные» резервы в ликвидной форме, например, для обеспечения валютных интервенций на внутреннем рынке, зато появляется возможность вкладывать их в высокодоходные финансовые операции. В этом случае диверсификация валютного резерва способна придать инвестиционной политике той или иной страны дополнительную гибкость, открывая доступ на значительный по объему европейский финансовый рынок.

Требуется корректировка

В ближайшем будущем увеличению доли евро в структуре мировых валютных запасов, по мнению Вернера Беккера, может способствовать ряд факторов. Прежде всего, это уязвимость курса доллара. Экономисты сходятся в том, что современное состояние международных расчетов можно охарактеризовать как несбалансированное и нуждающееся в корректировке. Подобная корректировка, как ожидается, может привести к дальнейшему ослаблению доллара как предпочтительной мировой валюты. Свою роль в ослаблении позиций доллара может сыграть и продолжающееся снижение темпов роста экономики США.

Вместе с тем эксперты отмечают, что неготовность азиатских стран допустить укрепление своих валют относительно доллара может привести к укреплению евро. Хотя в ближайшие два-три года, вероятнее всего, произойдет усиление его роли как одной из мировых валют, в долгосрочной перспективе, предостерегают эксперты Deutsche Bank, европейская валюта может стать менее привлекательной для центральных банков, так как с увеличением курса растет риск того, что он будет нуждаться в корректировке. В качестве оптимального называется курс не выше 1,35 доллара за евро.

Также с точки зрения валютной политики для евро было бы выгодно соглашение о снижении международного дисбаланса либо изменения в валютной политике главных экономических держав, например переход от жесткой привязки к доллару к «валютной корзине» (такой переход произошел в России и Китае в 2005 году).

И последнее: укреплению евро как мировой валюты может способствовать то, что центральные банки делают акцент, как уже упоминалось, на получении больших прибылей от вложений резервной валюты. Традиционные инвестирования в долгосрочные казначейские обязательства Федерального банка США в последние годы теряют свою привлекательность и, по подсчетам экспертов, сегодня составляют менее половины всех капиталовложений с использованием валютных резервов.

По мнению экспертов Deutsche Bank, наиболее вероятным в среднесрочной перспективе представляется следующий сценарий: желание стран разнообразить структуру своих валютных резервов и стремление увеличить их прибыльность приведут к тому, что к 2010 году доля евро в мировых валютных запасах вырастет до 30−40%.

Прекрасное далеко?

Судьба евро по окончании первой декады XXI века неразрывно связана с теми изменениями, которые могут произойти в Европе, в США и в мире в целом, убеждены аналитики. Ключевую роль в конкуренции евро и доллара будут по-прежнему играть долгосрочные тенденции развития экономики США. Как представляется большинству экспертов, до 2010 года попытки уменьшить текущий огромный дефицит торгового баланса США «до управляемого уровня» не увенчаются успехом. Специалисты Deutsche Bank полагают, что «возрождение доллара в обозримом будущем маловероятно».

На укрепление евро в роли мировой валюты в долгосрочной перспективе окажут отрицательное влияние такие факторы, как низкие темпы экономического роста еврозоны и неблагоприятная демографическая ситуация. Согласно прогнозам, величина роста будет составлять около 2% в год, что примерно на 1% ниже предполагаемых темпов развития экономики США. Уровень рождаемости в ближайшие десять лет продолжит снижение, и, как утверждают специалисты, иммиграция не сможет значительно изменить складывающуюся ситуацию.

Вопросы политики

Среди политических факторов, способных повлиять на позицию евро, аналитики выделяют два главных – степень жизнеспособности Евросоюза и перспективы расширения европейской валютной системы (ЕВС). Эксперты полагают, что в первом случае положительную роль могло бы сыграть принятие единой европейской конституции либо аналогичного по значению документа до очередных выборов в Европейский парламент в 2009 году. Впрочем, они признают малую вероятность подобного развития событий.

Расширение евровалютной зоны (в список стран, в которых евро является национальной валютой, сегодня входят 13 из 27 членов ЕС) с точки зрения экономики приведет к снижению доли евро в мировых валютных резервах: та часть валютного запаса нового члена ЕВС, которая хранилась в евро, перейдет в разряд национальной валюты. В отношении 11 из 14 европейских стран, пока не вошедших в ЕВС, ситуация ясна: как только их экономика станет удовлетворять критериям ЕВС, они станут полноправными участницами еврозоны. Гораздо менее определенной выглядит перспектива присоединения к ЕВС Дании, Швеции и Великобритании, население которых сделало выбор в пользу сохранения собственной валюты.

Приведет ли процесс глобализации к увеличению в мировом валютном резерве доли других валют – японской иены, швейцарского франка и британского фунта стерлингов? Эксперты Deutsche Bank полагают, что влияние первых двух снизится, а укрепление фунта будет иметь ограниченное значение. Из других национальных валют, которые со временем могут претендовать на роль платежного средства в международных расчетах, аналитики особенно выделяют китайский юань. По мнению специалистов, в его пользу – огромный экономический потенциал Поднебесной, двузначные темпы роста ее экономики, возрастающая степень интеграции в экономику международную.

Вместе с тем, замечают эксперты, для того чтобы национальная валюта превратилась в мировую, требуется время. Кроме того, в настоящий момент Китаю недостает таких качеств, как эффективная банковская система, развитые финансовые рынки, а также свободное перемещение международных потоков капитала. Подводя итог, аналитики Deutsche Bank заявляют, что если юань и составит когда-либо конкуренцию евро в качестве средства накопления валютного резерва, то только «в очень далекой перспективе».

В долгосрочной перспективе не стоит упускать из виду и планируемые экономические союзы стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии. В обоих случаях одной из основных целей ставится выбор единой валюты для стран-участниц. Создание валютного союза государств, входящих в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, запланировано на 2010 год. А вот вероятность создания единого Азиатского валютного союза (страны АСЕАН плюс-минус Индия), по мнению аналитиков, в обозримом будущем очень невелика.