Дарья Ходоровская Пресса | Интервью

Ричард Брэнсон

Лучший способ стать предпринимателем – просто сделать это

26 октября 2012  Источник / http://www.2stocks.ru/main/invest/world/article/branson26102012
В бизнес-школе «Сколково» прошла конференция «Деньги будущего», организованная в рамках проекта smartmarket.net - площадки для онлайн-инвестиций в бизнес. Героем холодного октябрьского дня стал легендарный Ричард Брэнсон В беседе с президентом «Лайф» Сергеем Леонтьевым и ведущим встречи Владимиров Познером владелец группы Virgin поделился своими взглядами на новые технологии и дал советы предпринимателям.

Владимир Познер: Предпринимательство – это талант? Я читал, что только у 5% людей есть этот талант, как актерский. Если это так, то как можно развиваться? Можете ли вы научить предпринимательству?

Ричард Брэнсон: Думаю, лучший способ стать предпринимателем – просто сделать это. Делать бизнес - означает вносить позитивные изменения в жизнь людей, и проводить их лучше, чем другие. Единственный способ научиться этому – делать. Конечно, большинство людей проваливаются, когда начинают собственный бизнес. Но ведь можно не только открывать что-то свое. Можно стать предпринимателем внутри другой компании, помогая ей развиваться. Такие люди не должны покидать компанию, их надо удерживать. Virgin в этом плане очень повезло: мы следим за тем, чтобы работа на компанию была удовольствием и не даем людям уходить от нас.

Познер: Я заметил, что в России реакция часто негативная. Слово «нет» - первое, которое слышишь. Я не могу говорить о Великобритании, но в Америке самая частая реакция: как нам это сделать? То есть позитивная. Насколько такое отношение мешает тому, что вы пытаетесь сделать?

Сергей Леонтьев: Россия сейчас совершенно другая. Чтобы быть по-настоящему успешным в бизнесе, надо дифференцироваться – либо с помощью цены (быть дешевле), либо отличаться от других. Эта способность быть «чем-то другим» - и есть бренд.

Брэнсон: Бренд – это ваша репутация. Люди доверяют Virgin благодаря репутации, созданной за 40 лет. Они знают, что получат хороший результат за свои деньги. Например, если они воспользуются, например, авиакомпанией Virgin, то долетят не только безопасно, но и комфортно и приятно. Все потому что сотрудники гордятся компанией, на которую они работают. Но когда мы выходим на новые рынки, нам нужно быть вдвойне осторожными. Потому что в таких условиях ни одна компания не должна подвести бренд. А ведь у нас более 300 компаний, и ошибка одной может оказать разрушительный эффект на остальные.

Познер: Что насчет интернета, Сергей? Какова цель российского интернет-банкинга? Ведь в России интернет есть у 60% населения, но только 10% используют его для банковских операций. Очень консервативное отношение к использованию интернета. Вы видите в этом какие-то проблемы для себя, считаете, что ситуация изменится?

Леонтьев: Несколько лет назад все только и говорили о том, что интернет разрушит банковский сектор. Но этого не случилось. Сейчас это просто канал, успешно используемый, но он не разрушает банковскую индустрию. Сейчас, когда уже нет страха перед интернетом, возникают новые каналы – например, мобильный банкинг.

Познер: Я не в теме. Что такое мобильный банк?

Леонтьев: Вы можете совершать операции с помощью мобильного телефона, сидя в кафе.

Брэнсон: Новые девайсы могут быть дружественными по отношению к банкам. Пример: у нас были музыкальные магазины по всему миру, но появился интернет, позволивший скачивать музыку бесплатно. И почти все наши магазины исчезли, хотя мы пытались продавать игры и другие продукты, пытаясь поддерживать их на плаву. Но в целом продажа музыки в магазинах исчезает. Я думаю, банки выживут, но они должны приспосабливаться к новым технологиям, и чем быстрее, тем лучше.

Леонтьев: Интересно, что только у 15% населения в мире есть кредитка, только у 50% - банковский аккаунт. Зато у 80% есть мобильный телефон. Поэтому мобильные технологии – приближающаяся волна. 50% всех мобильных операций проводится в Африке, и в Африке мобильный банкинг разрушает всю банковскую индустрию. Поэтому традиционный банкинг перестанет существовать, если выберет неправильный путь.

Познер: Вы ведь инвестировали в Square (финансовый мобильный стартап, позволяющий принимать к оплате банковские карты с помощью смартфона)?

Брэнсон: Да. Хотя мы инвестируем в банкинг, мы хотим делать инвестиции и в те бизнесы, которые могут разрушить существующие. Хотя здесь тоже многое зависит от человеческого фактора. Это интересная история. Один из создателей Twitter Джек Дорси занялся проектом Square – и моментально поднял его. А потом его умоляли вернуться обратно в Twitter. Это немного похоже на ситуацию Стива Джобса, когда ему пришлось уйти из Apple – только он в итоге вернулся.

Познер: вы тоже собираетесь инвестировать в этот вид стартапов - мобильный банкинг?

Леонтьев: Наша стратегия по всем каналам – персонализация отношений с клиентами. Мы начали с персонализации отношений с клиентом в банковских отделениях, затем пришли в интернет, теперь переходим на мобильные.

Брэнсон: Отношения с клиентами необходимы. Способ – нанимать людей, которые любят компанию, на которую им предстоит работать, убедиться в этом – самое важное. Что они на 100% верят в идеи компании и ее продукты.

Леонтьев: Что интересно, также возможно делать это онлайн. Потому что сначала онлайн был просто более дешевым благодаря самообслуживанию сервисом, но с изобретением смартфонов появилась возможность персонализировать отношения с клиентом.

Брэнсон: Да, но в этом случае вы должны убедиться, что у человека, который взаимодействующего с клиентом, есть имя и лицо, если происходит ошибка, он должен извиняться. И это нужно делать в очень человечной, персонализированной манере.

Познер: Нужно оставаться человечными.

Брэнсон: Конечно, как и все в мире – человечным.

Познер: ваш проект Virgin Galactic – что это?

Брэнсон: Это полеты в космос, причем мы гарантируем обратный билет. Никто до нас не предложил более дешевых билетов. Наша цена – $200 000, но со временем мы надеемся, что сможем все больше и больше снижать ее. Заявки подали уже 550 человек, 40 из них – из России.

Познер: Провокационный вопрос. В советские годы считаться богатым было нехорошо, да и купить толком ничего было нельзя. Потом очень быстро все изменилось – люди поняли что деньги - самое необходимое. Если сейчас спросить молодежь, чего она хочет, то ответ будет: «Деньги». Вы говорите о гордости за компанию, но зачастую все сводится только к деньгам. Вопрос в этом: как вы даете людям понять, что бизнес – это не только деньги, но и создание чего-то важного для других людей?

Леонтьев: Надо наделять людей полномочиями, они должны чувствовать свою ответственность при принятии решений. Тогда все не ограничивается деньгами. Это стратегия нашей компании.

Брэнсон: Действительно, люди часто покидают компанию, потому что им не дают высказать свои идеи, и они решают: раз я не нужен этой компании, я буду делать что-то свое. Очень важно прислушиваться к идеям сотрудников.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=159092. Об использовании информации.