Пузырь Apple сдувается: уже минус $130 млрд капитализации » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Менеджеры фондов, продающие сейчас акции Apple, наверняка читали «Диффузию инноваций» Эверетта Роджерса.
Рынок и существующих владельцев продукции Apple, и потенциальных новых покупателей начинают отъедать конкуренты – Samsung, HTC, Amazon, Google.
Что такое iWorld: Apple продолжает расти прежними темпами, а глобальный ВВП – на 4,5% ежегодно. Тогда к 2025 году доля компании составит 22% от мировой экономики
Выход есть: продавать продукцию с надкушенным яблоком марсианам.
Акции Apple еще могут вырасти к Рождеству, но в январе 2013 года начнется новое падение.

Пузырь Apple сдувается: уже минус $130 млрд капитализации

В день Октябрьской революции акции компании-символа капитализма Apple упали на почти 4%, снижение относительно летних максимумов достигло уже 20%. Что дальше?
8 ноября 2012 Зотин Александр
«Яблоко» укатилось до самого низкого уровня за последние пять месяцев. Сказалось общее настроение - индекс S&P 500 снизился на 2,4% после президентских выборов в США. Факт: к вчерашней среде Apple потерял уже $130 млрд рыночной стоимости. Это падение на 20% от максимума сигнализирует о медвежьем тренде для бумаги.

Почему инвесторы скидывают акции Apple? Конечно, можно вспомнить отчетность компании за последний квартал, которая оказалась немного хуже ожиданий аналитиков. Но только ли? Доход на акцию составил $8,67 против предсказанных аналитиками $8,75. Тут, скорее, не финансовые результаты оказались плохими, а ожидания – завышенными.

Динамика акций Apple за последние 6 месяцев, $

Пузырь Apple сдувается: уже минус $130 млрд капитализации


Ничего нового не происходит. Менеджеры фондов, продающие сейчас акции Apple, наверняка читали «Диффузию инноваций» Эверетта Роджерса. В истории технологических инноваций хорошо известен тренд постепенного принятия какого-либо новшества небольшим количеством энтузиастов (early-adopters), служащих своего рода экспериментальной площадкой для отработки и усовершенствования и удешевления новой технологии, прежде чем она станет поистине массовой (из современных примеров можно вспомнить компьютеры, интернет, те же мобильные телефоны). После прохождения этой первой фазы, а именно при достижении определенного порогового количества людей, уже принявших новшество, на второй фазе переход к массовому принятию инновации может происходить достаточно быстро. Однако когда новый товар приобретает все больше поклонников, компании-пионеру становится все сложнее удерживать привычные темпы роста продаж.

Во-первых, рынок постепенно насыщается. Надо убеждать уже купивших товар ранее сменить его на более новый, часто весьма похожий на предыдущий. Это непросто. Во-вторых, с более поздними покупателями (late-adopters) еще сложнее. У них, скорее всего, существуют бюджетные ограничения, иначе бы они оказались среди ранних покупателей. И их еще сложнее убедить сменить модель на новую. К тому же они из-за тех бюджетных ограничений склонны приобретать товар на вторичном рынке.

Отчасти, правда, надо учитывать различные сетевые эффекты и фактор моды. Но с ними сложно. С одной стороны сетевой эффект может поддержать покупку модного товара поздними покупателями – «у всех есть, а у меня нет». C другой, наоборот, массовое принятие инновации может лишить ее статуса эксклюзивности: «эта скучная штука есть уже у всех, надо выделиться из толпы чем-то другим». В-третьих, на фазе массового принятия инновации, компании-пионеру приходится сталкиваться со все большим количеством конкурентов, предлагающих похожий и часто более дешевый товар – все хотят поучаствовать в новой игре.

Вся эта теория применима к нынешнему двигателю роста американского рынка, компании Apple. iPod, iPhone, iPad – безусловно выдающиеся, коммерчески успешные продукты. Однако, чтобы просто поддерживать текущий уровень продаж (не говоря уже о росте), каждый товар, проданный в текущем году, владелец должен поменять на новый в следующем году. И так год за годом. В случае, если не каждый владелец сменит свою модель, поддержать уровень продаж должны новые покупатели.

Конечно, в мире есть миллиарды людей без iPhone. Однако пока у многих из этих потенциальных покупателей нет не только смартфонов, но и канализации в картонных коробках, в которым они живут. Вряд ли большинство жителей развивающихся стран, на которые Apple сейчас делает ставку, могут позволить себе дорогостоящую продукцию ведущего мирового брэнда. К тому же, рынок и существующих владельцев продукции Apple, и потенциальных новых покупателей начинают отъедать конкуренты – Samsung, HTC, Amazon, Google.

Интересный показатель – отношение стоимости Apple к мировому ВВП. Компания наращивала рыночную капитализацию в среднем на 35% ежегодно в течение последних 15 лет. К октябрю 2012 года она составляла примерно $600 млрд или 0,85% от мировой экономики в $70 трлн. Если представить, Apple продолжит расти прежними темпами, а глобальный ВВП – на 4,5% ежегодно, то к 2025 году доля компании составит 22% от мировой экономики. Это уже какой-то iWorld получается. Вряд ли даже фанаты Apple посчитают это возможным.

До сих пор у Apple все было чудесно. Высочайшие темпы внедрения инноваций, высокий уровень замены существующих моделей новыми и мощный положительный сетевой эффект – владеть продукцией Apple модно (пока). Стив Джобс был гениальным предпринимателем и инноватором. Однако бесконечно поддерживать подобную динамику для трех товаров длительного пользования просто невозможно. И схлопывание уже происходит.

Пол Кедровски, аналитик Blomberg, назвал iPad mini «имитационным продуктом» и отступлением от обычной инновационной стратегии компании. Хотя бы тот факт, что продажи Kindle Fire от Amazon просто взлетели после анонсирования iPad mini, говорит сам за себя. Компании явно не удалось впечатлить потребителей настолько, чтобы они забыли о высокой цене нового продукта.

Если уровень замещения старых моделей новыми упадет, Apple нужно будет найти огромное количество новых покупателей, только для того, чтобы не допустить падения продаж, не говоря уже об их росте. Вопрос только где их найти? Придется продавать Apple платежеспособным марсианам - больше некому.

Возможно, акции Apple еще вырастут после нынешнего падения. Но, скорее всего, это будет единственный и последний подъем перед долгой дорогой вниз. Рич Росс, глобальный стратег Auerbach Grayson & Co (ведущий мировой брокер) считает, что Apple еще может вырасти в сезон перед Рождеством, и опять упасть перед выходом отчетности в январе 2013 года. С ним согласен и Сет Сетракян, глава по инвестициям трейдера First New York Securities. Он советует купить половину запланированных акций в случае, если они достигнут «скользящего» среднего значения. Затем остальную половину в случае, если стоимость вновь вырастет $600 за штуку. Инвестору Apple в любом случае придется держать палец на кнопке «продать» как на курке пистолета.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter