Как это не печально, но революционный и идущий против течения Apple канул в лету. Стив Джобс смог поймать гребень технологической волны, создав продукты которым не было аналогов. Теперь кроме преданных фанатов компании, ее продукты больше не производят wow-эффект на покупателей гаджетов Баталии между производителями электроники, в особенности мобильных устройств, стали одной из наиболее интересных трендов на рынке акций. Самая бескомпромиссная борьба разворачивается между корейским гигантом Samsung и детищем великого Джобса - Apple. Очевидно, что сейчас эти компании являются безоговорочными лидерами рынка. Но конкуренты тоже не дремлют. С помощью новой операционной системы Windows Phone 8 рассчитывают вернуть потерянные позиции Nokia и HTC.
В предыдущей статье мы прогнозировали, что, установив рекордный уровень капитализации для публичных компаний в США, котировки Apple могут скорректироваться с 705 до 400-500 долл./акцию в течение года. С того момента акции «яблочной компании» упали на 20%, войдя в «медвежий рынок». Однако, учитывая последние события и общие тенденции развития самой дорогой публичной компании Америки, этот прогноз можем оказаться слишком оптимистичным
Продукты Apple были столь инновативны и футуристичны, что рыночные аналитики даже приблизительно не могли представить, будут ли потребители их покупать. Когда стало понятно, что продукция от Apple пользуется спросом, но прогнозы объемов покупок были сильно занижены, то показатели роста и прибыльной маржи стали невиданными. Удерживать высочайшие темпы роста мешает как растущая конкуренция, в основном в лице Samsung, так и структурные проблемы внутри компании

Тенденции на рынке

Apple: колос на глиняных ногах


У всех производителей, кроме Samsung, Apple и ZTE, уменьшилась доля на рынке смартфонов. Рынок при этом вырос за год на 45,3%: 179,7 млн устройств было продано в 3 квартале 2012, а за тот же период прошлого года – 123,7 млн. Nokia больше не входит в Топ-5 производителей смартфонов. Samsung почти удвоил продажи смартфонов квартал к кварталу. Впервые за несколько лет появился смартфон, который опередил по продажам айфон. Флагманская модель корейцев Samsung Galaxy S III опередила «эппловский» iPhone: 18 млн штук в III квартале 2012 года против 16,2 млн. Стоит однако заметить, что эта статистика включает поставки операторам, а не фактические продажи. Если мы включим данные по поставкам iPhone 5, то Apple опередит Samsung: 26,2 млн против 18. Доля Apple на рынке планшетов за год упала с 59,7% до 50,4%.
Успех Samsung кроется в нескольких факторах. Во-первых, компания отбросила производство обычных мобильников, в то время как другие гиганты индустрии вроде Nokia держались за них. Во-вторых, у Samsung есть производство, позволяющее быстро собирать много смартфонов, и что немаловажно, Samsung сам производит многие компоненты, в том числе и чипы. Для Apple собрать 50 млн смартфонов за квартал – большая проблема. Samsung уже собрал 55 млн в III квартале этого года. В-третьих, Samsung имеет очень хорошие отношения с операторами. По всему миру около 500 операторов продвигают продукцию Samsung вместе с контрактами. HTC, например, не сумел выстроить такую модель, на чем и погорел.
Вместо производства нескольких моделей, Samsung решил сконцентрироваться на одном флагманском устройстве. С одной моделью, как у Apple, Samsung выигрывает от размаха производства, общих деталей и характеристик. Другие производители, такие как Motorola и HTC, предлагали несколько похожих почти моделей, на чем в итоге и погорели
«Спасителем» Nokia должен стать смартфон на новой операционной системе Windows Phone 8 – Lumia 920. Помимо начинающей продаваться Lumia Nokia разрабатывает еще одну модель премиум-класса – Phi. Это устройство вместе с другими смартфонами на Windows Phone 8 образует эко-систему гаджетов от Xbox до персональных компьютеров и планшета Surface, работающую на софте Windows. Одним из преимуществ этой эко-системы станет хорошая осведомленность разработчиков и дизайнеров с языком Microsoft.

Зависимость от партнеров

Многие компании в «эппловской» цепочке поставок наращивали капитальные вложения ради того, чтобы попасть в экосистему Apple. После пятилетнего роста эти компании начинают понимать, что генерируют недостаточный доход для окупаемости этих инвестиций. Сама компания недоинвестирует средства в развитие своей цепочки поставок, в то время как ее партнеры тратят до 40% выручки на капитальные расходы. Руководству компании пора принять меры по устранению этого дисбаланса и направлять больше своего капитала на поддержку поставочной цепочки. На балансе Apple основные средства составляет мизерную долю: 11% от активов (21,8 млрд долл.).
Из-за недостатка инвестиций в R&D компания чрезмерно зависима от своих партнеров, которые обладают патентами на свои технологии и вкладываются в новые разработки для опережения технологического прогресса. Для конкуренции с Samsung и другими амбициозными компаниями Apple надо искать производителей, которые могут предложить инновационные комплектующие. Однако количество таких компаний резко сокращается, а выжившие имеют большое преимущество в переговорах и без угрызений совести могут завышать цены
Исследование от iSuppli утверждает, что расходы на зарплаты составляют 8 долл. на айфон. Сам Apple ничего не собирает и не производит. Основные комплектующие производятся в Азии, а затем собираются компанией под названием Foxconn на фабриках в Китае. В итоге, чудеса электроники от Apple доставляются UPS и FedEx счастливым обладателям «яблочных гаджетов» по всему миру.

Конкуренция с Samsung

Развинтив первые образцы новых девайсов Apple, эксперты обнаружили, что они по-прежнему укомплектованы дисплеями Samsung. И это несмотря на все суды и политику отказа от «самсунгозависимости», которую проводит нынешнее руководство
Как известно, Samsung поставляет LCD дисплеи для устройств Apple. По некоторым данным, калифорнийская компания является крупнейшим клиентом Samsung, закупив компонентов на 8 млрд долл. (15% от продаж компонентов).

Apple: колос на глиняных ногах


Как уже было сказано, одним из уязвимых мест компании является недоинвестирование в разработку новых технологий. За 2012 год на это было потрачено лишь 3,4 млрд долл., что составляет мизерные 2,2% от выручки. Для сравнения Microsoft и Google тратят до 15% от выручки на новые разработки. В долгосрочной перспективе Apple придется наращивать расходную часть на R&D или тратить кэш на покупку компаний- разработчиков. Samsung тратит до 29 млрд долл. на R&D. Из всех гигантов техсектора Apple занимает лишь 18-е место по тратам на исследования

Финансовые показатели

Одним из самых положительных факторов для покупателей акций компании является выплата достаточно высоких дивидендов. В четвертом квартале 2012 года компания выплатила дивидендов в размере 2,65 долл. на акцию, и намерена делать это впредь. Как известно, до этого компания вообще не платила дивиденды. Сомневаться в этом не приходится, так как на балансе у компании имеется большой запас наличных средств.
В течение последних 30 кварталов финансовые показатели Apple были ниже прогноза лишь трижды. Все три «промаха» случились в последние пять кварталов. Это крайне негативный сигнал для акций Apple. Как видно из приведенного ниже графика, темпы роста выручки начали замедляться. В 2012 году рост данного показателя по сравнению с 2011 годом вырос на 45%, тогда как в прошлом году годовой рост достигал 66%.

Apple: колос на глиняных ногах


Последние тенденции

Согласно исследованию от Strategy Analytics, 88% обладателей айфонов в США купят новый мобильный от Apple, тогда как в прошлом году 93% покупателей готовы были обновить свой айфон. В западной Европе этот показатель упал с 88% до 75%. Apple по-прежнему делает очень качественные и удобные продукты, но у потребителей пропадает ощущение крутости, присущее к использованию продукции Apple. Что бы никто не говорил, но с уходом Джобса компания начала терять свою магию
Помимо структурных проблем, с которыми в ближайшее время столкнется Apple, компания страдает от кадровых перестановок среди топ-менеджмента. После провального выхода новой операционной системы iOS6 был снят со своего поста руководитель мобильными разработками Скот Форсталл. Кадровая неразбериха на верхних ступенях руководства оказывает существенное давление на котировки Apple, а также добавляет неопределенности по поводу долгосрочных перспектив компании-инноватора
Apple столкнулась с проблемами по удовлетворению спроса на новые iPhone 5. Компания не успевает обслуживать заказы. Преданные покупатели могут терпеливо дожидаться своего айфона. Но в праздничный сезон, неспособность обеспечить потребительский спрос может крайне негативно сказаться на продажах нового айфона
Что касается нового iPad mini, то успешность этого продукта под вопросом. Завоевать рынок планшетов Apple смог благодаря новизне своего продукта и опережению конкурентов в характеристиках своих устройств. Слухи о выпуске iPad mini ходили очень давно, и как известно, основатель компании Стив Джобс был против этого гаджета. Однако с выходом уменьшенных планшетов Kindle и Nexus 7 от Amazon и Google соответственно, Apple решил выпустить свой аналог, опасаясь, что эти более дешевые устройства отберут рынок у «большого» айпада. В сущности, так и происходит. На айпад уже приходится около 50% рынка планшетов (60% в 2011 году). Новый айпад станет конкурентом не только устройствам других производителей, но и снизит долю большого айпада. Таким образом, будет иметь место распространенный среди продуктов Apple «эффект каннибализма»

Apple: колос на глиняных ногах


С момента запуска iPhone в 2007 году Apple заработал на нем 150 млрд долл. выручки, из них 74 млрд долл. только в прошлом году. iPhone самый популярный продукт Apple, на который приходится больше половины от общей выручки компании. Если бы айфон был отдельной компанией, то был бы больше Microsoft, чья выручка составила 73 млрд долл. в прошлом году. Согласно исследованию Asymco, на айфон приходится две трети прибылей на рынке смартофонов, при том, что рыночная доля достигает лишь 15%. Ключевой вопрос – как долго это будет продолжаться?

Факторы риска

Поставщики компонентов могут начать завышать цены, так как конкуренции на поставку комплектующих у них нет.
На фоне высокой конкуренции в секторе мобильных устройств, конкурентным преимуществом Apple стал дизайн их продукции. Если дизайнеры и разработчики не смогут держать марку, продажи начнут резко падать. Опасный сигнал – неудачная попытка запустить собственный сервис карт.
Нестабильность в мировой экономике.
Сложности с продажами в Индии, а также до сих пор нереализованное соглашение с крупнейшим оператором мобильной связи в мире – China Mobile

Вывод

Как это не печально, но революционный и идущий против течения Apple канул в лету. Стив Джобс смог поймать гребень технологической волны, создав продукты которым не было аналогов. Теперь кроме преданных фанатов компании, ее продукты больше не производят wow-эффект на покупателей гаджетов. Прошли времена, когда Apple был зачинщиком мод, когда он сам создавал тренд. Конкуренты упорно отвоевывают у Apple рынки, на которых совсем недавно полностью доминировала «яблочная компания». Samsung и компания смогли адаптироваться к требованиям рынка, и по многим показателям превосходят продукцию Apple. Чтобы вернуть незыблемое лидерство руководству компании предстоит некая форма реструктуризации. Пока мы не узнаем о том, как компания собирается решать накапливающиеся проблемы, акции Apple будут падать дальше

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=161545. Присылайте свои материалы для публикации на сайте. Об использовании информации.