Новости | Bloomberg

Последний план Европы по спасению Греции не лучше двух предыдущих

28 ноября 2012  Источник / http://www.metropol-forex.ru
Европейские лидеры наконец-то приняли План C в ходе усилий по спасению Греции. К сожалению, в нем недостает важнейшего элемента, который также отсутствовал в планах А и B, а именно: адекватного облегчения долговой нагрузки. Соглашения между министрами финансов еврозоны и Международным валютным фондом – уже давно ждали, и оно порядком запоздало. Оно обеспечивает столь необходимую поддержку греческому правительства, взявшему на себя огромные политические риски в соответствии с условиями помощи. Оно также положило конец недельным препирательствам Еврогруппы с МВФ по поводу того, как лучше покрыть дефицит финансирования Греции. Это промедление угрожало подорвать веру в программу спасения Греции, даже среди тех греков, которые признают необходимость всех изменений и тех жертв, которых от них требуют.

Сделка, впрочем, не является в достаточной степени решением самой главной проблемы: долговой нагрузки греческого правительства – порядка 170 % ВВП – которая по-прежнему невыносима при любом разумном сценарии. Соглашение предполагает, что Греция сможет в значительной степени встать на путь решения проблемы, сократив свой ​​долг до менее, чем 110% ВВП к 2022 году – и это наряду с сокрушительными мерами жесткой экономии, необходимыми для поддержания профицита бюджета в размере 4 % ВВП. Другими словами, это всего лишь последняя в длинной череде временных мер, направленных на отсрочку беспорядочного дефолта и выхода из еврозоны, что может вызвать цепную реакцию в гораздо более крупных экономиках - Испании и Италии.

Эффективное решение

Германия и другие страны-кредиторы отказались рассматривать более простые и эффективные решения о списании части долгов Греции - шаг, который оказал бы стране значительную финансовую помощь. Вместо этого, они согласились снизить Афинам стоимость обслуживания долга, увеличить срок погашения долговых обязательств, одолжить им денег на выкуп облигаций, находящихся в руках частных инвесторов. Вместе взятые, эти меры должны сократить долг Греции на 20% ВВП к 2020 году. МВФ, в свою очередь, ослабил свои предыдущие требования, в соответствии с которыми Греция должна довести свой долг до 120% ВВП к 2020 году.

Искажения могут быть необходимы, чтобы помочь провести соглашение через парламенты стран, которые должны его ратифицировать, но по ходу дела они могут привести к тому, что за него придется заплатить более высокую цену. Некоторым странам еврозоны, например, теперь придется платить заимствования больше, чем они получают процентов по бумагам Греции. Это результат того, что по мановению руки МВФ продлило срок погашения по части долговых обязательств Греции в объеме €110 млрд. с 10 до 15 лет. Искажение и в том, что большая часть бремени ляжет на страны, которые и сами находятся под грузом экономических проблем. Например, Италии и Испании, придется заплатить Греции за право ее кредитовать, потому что их затраты на их финансирование выше, чем сниженная процентная ставка, по которой Греция сможет заимствовать.

Выкуп долга у частных инвесторов тоже обещает быть проблематичным. Идея заключается в том, что низкая рыночная стоимость греческого долга даст возможность погасить его "по дешевке", заимствуя новые деньги на покупку старых бумаг. Если, например, Греция сможет выкупить свои облигации по цене 33 цента за 1 евро номинальной стоимости, она сможет избавиться приблизительно от трех евро долга на каждый новый евро, который она занимает. Проблема в том, цена облигаций, скорее всего будет расти, так как рынки ожидают выкупа, подрывая тем самым преимущества в Греции. Греческие 10-летние бумаги сейчас торгуются по 36 центов на евро, по сравнению с примерно 31 центами в начале октября.

В качестве неуклюжей попытки обеспечить преимущества выкупа, "спасительное" соглашение предусматривает, что Греция не сможет платить больше, чем цена закрытия ее облигаций 23 ноября. В результате, правительство может не суметь найти инвесторов, готовых продать свои облигации по такой цене. Такой исход может поставить под угрозу передачу Греции обещанных МВФ 43,7 млрд. евро, которая будет зависеть от успешного завершения выкупа Грецией своих долговых обязательств. Первоначальный отскок евро после известия о сделке стал затухать, по мере того как инвесторы стали осознавать реальное положение дел.

Главное различие

Возможно, самое главное различие между планом C и его предшественниками - в смене ответственности за провал. Ранее, Греция могла переложить вину за неспособность достичь намеченных целевых показателей на слишком жесткий план, который был у нее под рукой. Теперь же сам план кредиторов, скорее всего – будет единственным виновником. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, похоже, признал его недостатки, заявив, что если выкуп не удастся, "тройке" (МВФ, Европейская комиссия и ЕЦБ") придется предпринять "другие меры".

Когда придет время разработки плана D, европейским лидером не помешает двигаться по направлению к списанию греческих долгов, чего они так отчаянно стараются избежать. Если, например, они сократят долг правительства вполовину, а рыночная стоимость заимствований будет снижена до 5%, Греция могла бы обеспечить устойчивость своего долгового бремени, поддерживая первичный профицит бюджета (без учета процентных выплат) на уровне примерно 1,5 % ВВП - в пределах того, какого ей удалось достичь в прошлом. Затраты были бы выше, но и шансы на успех - тоже.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=162457. Об использовании информации.