РБК | Фундамент

"Фискальный обрыв" обернется для экономики США пологим спуском

5 декабря 2012  Источник http://top.rbc.ru/ http://quote.rbc.ru/
В США Белый дом отверг инициативы республиканцев по недопущению "фискального обрыва" Об этом сообщил глава по связям с общественностью Белого дома Дэн Пфайфер В США Белый дом отверг инициативы республиканцев по недопущению "фискального обрыва" Об этом сообщил глава по связям с общественностью Белого дома Дэн Пфайфер. Напомним, что план республиканской партии предусматривал комплекс мер экономии и оптимизации налогового законодательства, которые могли принести 2,2 трлн долл. в течение следующих десяти лет. "Опубликованные республиканские предложения не смогут сбалансировать бюджет. В реальности они заключаются в снижении налогов для состоятельных граждан и ужесточении бремени для среднего класса. Данный план не предлагает ничего нового и не содержит конкретных положений о том, какие налоговые льготы будут отменены и какие дополнительные накопления получит система страхования Medicare. Независимые эксперты, которые изучали схожие планы, пришли к выводу, что налоги для среднего класса придется повысить, в то время как миллионеры и миллиардеры смогут сохранить свои привилегии", - сказал Д.Пфайфер.

На минувшей неделе президент США Барак Обама предложил повысить налоги, что должно принести дополнительные 1,6 трлн долл. в течение следующих десяти лет, временно продлить часть налоговых льгот и предоставить президенту дополнительные полномочия по увеличению государственного долга. В обмен Б.Обама обещал поддержать сокращение федеральных расходов на 600 млрд долл., включая 350 млрд долл. на финансирование системы Medicare. Отвечая на вопросы о "фискальном обрыве" в Twitter, Б.Обама заявил, что не против разумных мер бюджетной экономии, однако они не должны включать расходы на образование, науку и инфраструктурные проекты. При этом президент раскритиковал возможность сокращения налогового бремени для состоятельных граждан, поскольку, по его мнению, низкие налоги не являются гарантией стимуляции экономики.

Между тем, агентство Fitch сообщило в понедельник, что "фискальный обрыв" угрожает отдельным штатам. "Связанные с "фискальным обрывом" риски представляют угрозу не только всей экономике США, но и экономике отдельных штатов, их способности привлекать новые кредиты и финансировать имеющуюся задолженность. Уровень бюджетных поступлений американских штатов чрезвычайно сильно зависит от изменчивых экономических условий", - отметила управляющий директор Fitch Лора Портер. "Политические шаги, которые приведут к тому, что расходы будут перемещены из федерального бюджета на уровень штатов при сохранении их прежнего объема и качества, вызывают чрезвычайное беспокойство", - говорится в исследовании Fitch.

Отметим, что в настоящее время дискуссия о предотвращении "фискального обрыва" ведется относительно повышения налогов, однако политические деятели на уровне штатов выражают глубокую обеспокоенность тем, что в случае сокращения расходов федерального бюджета штаты могут лишиться субсидий в ситуации, когда многие экономики еще не оправились от кризиса 2007-2009гг.

По оценкам Fitch, "фискальный обрыв" ввергнет экономику США в рецессию и выразится в росте уровня безработицы до 10% (или выше) в 2013г. 29 августа 2012г. исполнительный директор Fitch Дэвид Райли сообщил, что агентство может понизить кредитный рейтинг США, если не будет сокращен дефицит бюджета к первому полугодию 2013г. "Фискальный обрыв" может стоить экономике США до 600 млрд долл.

Вопрос 1. Какова вероятность "фискального обрыва" в США в 2013г.?

Вопрос 2. Если властям США удастся избежать "фискального обрыва", можно будет говорить о том, что состояние американской экономики имеет тенденцию к улучшению, или оно просто не будет ухудшаться?

Вопрос 3. Какое влияние на мировые рынки окажет то или иное решение властей США относительно "фискального обрыва"?

Начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских:

1. Судя по складывающемуся в США настроению, "фискальный обрыв" в его первоначальной достаточно жесткой форме очень маловероятен. Скорее, начнется пологий спуск, траектория которого в дальнейшем будет подправляться новыми решениями. Республиканцы и демократы в равной мере опасаются сильного замедления роста экономики, и поэтому будут искать компромиссные варианты. Стороннему наблюдателю чуть более симпатичной и выигрышной кажется позиция демократов о том, чтобы добиваться снижения дефицита бюджета в основном за счет повышения налогов на состоятельных граждан. Такого рода повышение налогов в минимальной степени влияет на общий потребительский спрос и не должно приводить к сильному замедлению роста экономики. Поскольку республиканцы больше (чем демократы) озабочены ростом государственного долга, то итоговый компромисс, по нашим ожиданиям, будет в большей мере смещен к такому варианту.

2. Полагаю, что состояние экономики США на горизонте в пять лет будет существенно ухудшаться. На указанном длинном спуске еще могут быть небольшие подъемы и "зеленые" ростки роста. Стимулирующие меры длительного действия в конце концов могут дать всплески активности в некоторых направлениях. Однако растущий государственный долг, разбалансированность экономики и закономерно падающий спрос почти не оставляет шансов на скорое начало полноценного подъема.

3. Если предполагаемый рост налоговых сборов и сдерживание роста бюджетных расходов ("фискальный обрыв") произойдет в запланированном виде, то это приведет не только к снижению ВВП США, но и даст замедление роста мировой экономики. При таком варианте развития событий фондовые рынки отреагируют чувствительным провалом.

Неблагоприятное воздействие на рынки будет оказано и в случае затягивания решения стоящих перед законодателями вопросов, как это было с поднятием потолка государственного долга в августе 2011г. И такой вариант вполне возможен, тем более что сейчас в комплекте с непростыми вопросами нужно одновременно повышать потолок госдолга.

А вот быстрое и убедительное достижение компромисса в подходах к преодолению "фискального обрыва" могло бы благоприятно сказаться на финансовых рынках. Не забываем, что обсуждение разворачивается на фоне действия программ финансового стимулирования. Пока мы рассматриваем такой вариант как базовый.

Управляющий активами ИК "Грандис Капитал" Андрей Толстоусов:

1.Вероятность "фискального обрыва" в США, очевидно, составляет 100%. Вопрос стоит не в том, будет он или не будет, а в том, насколько плавным будет этот обрыв. В настоящий момент ситуация такова, что обрыв может быть очень резким, и это-то и вызовет негативные последствия для экономики.

2. Власти США должны договориться о мерах, которые позволят плавно решить проблему дефицита бюджета и роста налогов. Другими словами, "фискальный обрыв" не должен коснуться всех слоев населения одновременно. Именно поэтому республиканцы предлагают вначале не трогать богатых, поскольку именно от них (как полагают республиканцы) зависит создание новых рабочих мест в экономике. Демократы же наоборот предлагают начать именно с богатых.

3. Мировые рынки следят за ходом переговоров по "фискальному обрыву" очень внимательно. Однако на самом деле никто пока не может сказать, как повлияет решение этой проблемы на рынки в целом. Все понимают, что худшего сценария, видимо, удастся избежать. Однако никто не может оценить влияние консенсусного варианта, поскольку никто не знает, в чем он будет состоять. В ситуации такой неопределенности наиболее безопасными для инвесторов, очевидно, будут инструменты с фиксированной доходностью. Причем речь идет не только о Treasuries Министерства финансов США (US Department of the Treasury), но также о любых надежных долговых бумагах.

Старший портфельный управляющий ООО "Управляющая компания "КапиталЪ" Вадим Бит-Аврагим:

Вопрос "фискального обрыва" на текущий момент остается самым значимым для мировых финансовых рынков. Договоренности между демократами и республиканцами продвигаются очень медленно, но и та и другая сторона стали более склонны к достижению компромисса, поскольку в случае, если "фискального обрыва" не удастся избежать, ВВП США может упасть на 4%. Такой исход не устраивает ни одну из сторон, поэтому политикам придется договариваться и искать пути, которые бы позволили избежать бюджетного шока. Более того, чтобы достигнуть текущих темпов восстановления американской экономики, потребовалось увеличить баланс ФРС на 2,5 трлн долл., и теперь, когда экономика набрала необходимые темпы роста в 2,5%, "фискальный обрыв" нанесет сильный удар по стабильному восстановлению экономики США. Более того, в случае если властям не удастся избежать "обрыва", рейтинговые агентства понизят рейтинг США еще на одну ступень, что нанесет непоправимый ущерб всей мировой экономике и дестабилизирует доллар, как мировую резервную валюту. Таким образом, сокращение дефицита бюджета необходимо, но нужно это делать плавно в течение десяти лет, чего добиваются демократы, поскольку бюджетный шок может привести к последствиям Великой депрессии, а выходить из такого состояния будет гораздо сложнее.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=163085. Присылайте свои материалы для публикации на сайте. Об использовании информации.