Крылов Михаил Альпари | Компании

Райффайзен заинтриговал рынок. Сильная отчетность Промсвязь банка

5 декабря 2012  Источник http://www.alpari.ru/ http://www.alpari-broker.ru/
В отчётном периоде российский "Райффайзен" столкнулся с необходимостью усилить розничный бизнес, повысить рентабельность за счёт сокращения активности неприбыльных подразделений и сделать акцент на использование преимуществ перед теми конкурентами, у которых нет доступа к низким костам. В ответ на это российский сегмент бизнеса был превращён в источник финансирования банка в целом В отчётном периоде российский "Райффайзен" столкнулся с необходимостью усилить розничный бизнес, повысить рентабельность за счёт сокращения активности неприбыльных подразделений и сделать акцент на использование преимуществ перед теми конкурентами, у которых нет доступа к низким костам. В ответ на это российский сегмент бизнеса был превращён в источник финансирования банка в целом.

Процентный доход за первые 9 месяцев увеличился на 11% в год, причём совокупный доход от процента и комиссий вырос на 13% при росте расходов в этих сегментах на 35%. Для корпоративного сегмента отношение процентного дохода к расходам упало с 1,93 до 1,74, что отражает насыщение рынка. Пытаясь привлечь компании, банк пошёл на увеличение убытка по процентным свопам на 40%. В этом году это компенсировалось увеличением прибыли по валютным свопам в 3,5 раза. Всё-таки корпоративный сегмент приносит все ещё в 1,5 раза больше розничного.

Видя пределы территориальной экспансии, "Райффайзен" сосредоточился на Европейской территории России. Активность банка в Сибири упала, что отразилось в падении доналоговой прибыли в 2,3 раза, прибыль на Урале упала в 1,8 раза. Помимо фокуса на Москве, развивается северо-западный сегмент, прибыль которого выросла в 1,5 раза, бизнес на Юге (рост прибыли – +37% в год) и в Поволжье (+6% в год).

Окупаемость расходов в ритейле выросла по мере того, как затраты на развитие розничного сегмента стали приносить процентный доход. Расширение клиентской базы в розничном сегменте обеспечивается за счёт привлекательности обменных операций с валютой, доход банка от которых упал почти вдвое. "Райффайзен" нашёл типичный для западной компании ответ на насыщение рынка: сначала вербовка клиента с помощью депозитов, а затем предложение кредитных продуктов. На каждый рубль расходов в ритейле в первые 9 месяцев 2012 года приходится 1,21 рубля процентного дохода по сравнению с 88 копейками годом ранее.

Одновременно 40%-ное увеличение комиссий по пластиковым картам покрыло рост комиссионных расходов по ним на 63%. Повышение комиссий по документарным операциям на 21% и увеличение выручки в сегменте страхования на 32% при стабильных комиссионных документарных расходах позволило поддерживать рентабельность. "Райффайзен" мастерски использовал свои навыки в сфере финансов: рост затрат на штат превысил инфляцию только на 3 процентных пункта, на 20% сократились бонусы руководства, результат трейдерского подразделения улучшился в 4,5 раза.

Использование конкурентных преимуществ крупной компании, включая доступ к дешёвым услугам, талантливым кадрам, гибкость стратегического развития и возможность поддерживать привлекательную политику в сфере обмена валют позволило увеличить вовлечённость банка в местный рынок. 70,5% финансовых активов и 86,9% обязательств приходятся на российский сегмент. Доля России в финансовых активах при этом упала на 4 процентных пункта при увеличении доли в пассивах только на 1,6 процентного пункта. При общем росте финансовых активов на 2% в России они падают на 3%. Чистая валютная позиция банка в рублях уменьшилась на 2,4% при росте в целом на 4,9%. В итоге, банк укрепляет свои позиции и использует полученные здесь доходы в Европе. Чистая потребность в ликвидности, которая сократилась на 38%, покрывается за счёт увеличения финансовых активов на 12% к концу прошлого года, прежде всего в России. Это же позволяет увеличивать коэффициент достаточности капитала на 3,7 процентного пункта в год.

Сильная отчетность Промсвязь банка

Михаил Крылов, ведущий аналитик аналитического департамента компании «Альпари»

По коэффициенту достаточности капитала банк находится уверенно выше предельных уровней, на 14%, при этом достаточность первого уровня остаётся не ниже 10,1%. Но эффективность бизнеса падает: на единицу доходов приходится 55,2% расходов, которые растут на 1,5 десятые процентного пункта быстрее поступлений.

Вознаграждение сотрудников увеличивается на 24 процентных пункта быстрее инфляции, а арендная плата – на 27 процентных пунктов быстрее. Из этого видно, что нынешнее улучшение рентабельности активов на 3 десятые процентного пункта могло быть и сильнее, если бы цены на услуги рабочих и арендная плата были подвластны общему тренду цен.

У компании есть резерв, чтобы выдержать нынешние темпы роста расходов на обслуживание пластиковых карт 42,5% в год и на документарные операции 62% в год. Выдерживать их становится крайне сложно, особенно если учесть, что у самого банка доходы от документарных операций упали на 17%, от обслуживания карт выросли лишь на 32%, от денежных переводов – на 13%. Отношение расходов на карты к доходам по ним увеличилось на 3 процентных пункта до 38%, а аналогичный показатель для документарных операций увеличился почти вдвое с 5,9% до 11,4%.

Структура выручки "Промсвязьбанка" претерпела изменения. Доля документарных операций в выручке упала на 8,5 процентного пункта до 25%. В то же время доля переводов, в наименьшей степени зависящая от оплаты труда, выросла лишь на 3 десятые процентного пункта и по-прежнему близка к 22%.

Доля карт выросла на целых 4 процентных пункта, а доля операций с иностранной валютой увеличилась на 3 процентных пункта до 9%. Таким образом, изменения в структуре выручки отражают повышение активности клиентов на рынках капитала и в магазинах. На каждый рубль депозитов приходилось на 6% больше кредитов, чем в первые 9 месяцев годом ранее.

Доля физических лиц в кредитовании выросла чуть больше чем на полтора процентных пункта. Чистый процентный доход на 88% обусловлен корпоративным сегментом, на каждый рубль депозитов приходится 1,86 рубля . Операционные расходы в этом сегменте составляют только 36% от операционного дохода, который в рознице только на 79% покрывает затраты. Доля корпоративных облигаций в общем объёме беззалоговых финансовых активов выросла на 18 процентных пунктов.

Сильные изменения претерпела структура портфеля коммерческих займов. Из товаров и услуг первой необходимости (пищевая промышленность, транспорт, СМИ, энергетика, IT) банк переключил внимание на лизинг, непродовольственную торговлю, металлургию, деревообработку.

В целом, банк решил бороться с увеличением расходов на операции через изменение структуры выручки, а не повышение цен. Это сулит прирост портфеля коммерческих займов и создаёт почву для привлечения новых клиентов. Увеличение административных расходов, включая зарплату и аренду, в этом случае стоит рассматривать как привлечь лучшие кадры и оставить за собой популярные площади.

/Компиляция. 5 декабря. Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=163097. Присылайте свои материалы для публикации на сайте. Об использовании информации.