Механика инвестиций в современное искусств » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Список ведущих российских галерей:

Галерея Айдан
Галерея на Солянке
Fine Art
Риджина
Государственный центр современного искусства
Галерея «Дом Нащокина»
Галерея Марата Гельмана
Культпроект
Галерея «Неоклассика»
«Колизей Арт»

Механика инвестиций в современное искусств

На этом рынке легко заработать от 15% годовых прибыли. Больше, чем на картинах старинных мастеров, которые по доходности можно сравнить с облигациями еврозоны - последние годы они росли в цене примерно на 2-3%
14 декабря 2012 Завьялова Виктория
Арт-инвестиции почти не подчиняются формальным правилам. Но в этом их прелесть: даже когда общий спрос падает, стоимость на работы отдельных художников продолжает расти. Отдельный сегмент арт-рынка – современное искусство. Конечно здесь, в отличие от покупки произведений уже признанных классиков, легко допустить ошибку. Зато и потенциальная доходность выше, и порог входа намного меньше миллиона долларов – создать небольшую коллекцию из десятка-двух работ можно и с суммой в $10 000 - 15 000.
Бенчмарк, индексы и другие «зацепки» для инвестора
На этом рынке нет собственных бирж. Конечно, существуют организации, которые именуют себя «биржами искусств». Но это скорее онлайн-площадки, где предложение находит спрос. Одна из них - Art Exchange. Кроме того, недавно появилась компания Liquid Rarity Funds, которая собирается секьюритизировать предметы искусства и, таким образом, делать их доступными для инвесторов. Производные инструменты планируется продавать через уже существующие и торгующиеся на биржах фонды.

Доходность современного искусства по сравнению с другими видами активов

Механика инвестиций в современное искусств


К счастью, и на современном-арт рынке есть показатели, на которые можно ориентироваться. Так, Mei Moses Art Index строится на основе продаж работ на аукционах. Кстати, в 2011 году он превзошел Standard & Poor's 500 на 9 п.п. Собственно, этот показатель для арт-рынка был выше S&P 500, начиная с 1975 года. Однако уже в начале 2012 года картина изменилась: индекс Mei Moses Art начал стремительно падать. В ноябре он снизился на 1,7% по сравнению с тем же периодом предыдущего года.

Ежемесячный анализ цен Mei Moses индекса для мирового искусства и другие финансовые индексы с конца 2010 года

Механика инвестиций в современное искусств


Акул современного арт-рынка такое падение не удивляет: доходность в произведения искусства носит циклический характер. Как и везде, прогнозировать резкую «смену погоды» сложно. Иногда падает интерес к отдельным направлениям. К примеру, в кризис в России упали цены на произведения нонконформистов. Однако сейчас, по отзывам галеристов, этот рынок постепенно восстанавливается.
Что определяет цены
Красота и качество в современном искусстве – понятие относительное. Главное - имя и биография автора: где проходили его выставки, в каких галереях хранятся работы. Для русских художников, к примеру, показательным становится участие в экспозициях ведущих западных галерей. Выставка в Париже или Лондоне может поднять стоимость работ на 20-30%.

Аналогичный эффект оказывает победа на престижном международном или национальном конкурсе. В России одна из самых престижных – премия Кандинского, которую организовал миллиардер-меценат Шалва Бреус. По ссылке список победителей 2012 года – потенциально интересных объектов.

Стоит понаблюдать, кто из деятелей современного российского искусства присутствует на лондонских и нью-йоркских аукционах Christie’s и Sotheby’s. К примеру, из победителей и номинантов на премию Кандинского этого года там неплохо продаются АЕС+Ф.

Конечно, отсутствие художника на аукционах еще не значит, что он не подходит для инвестиций. Возможно, нынешним владельцам так нравятся его работы, что они не хотят с ними расставаться. Поэтому найти их на вторичном рынке почти невозможно.

Наконец, существует также ряд художников, которым удалось стать «художественными брэндами» России. Например, Павел Пепперштейн, придерживающийся принципов супрематизма, сформулированных в 1910-х годах Казимиром Малевичем.

Механика инвестиций в современное искусств


Павел Пепперштей, Obama-mama, 2008

Вложения в «молодую кровь»

Молодые художники как молодое вино – самая прибыльная и самая рискованная инвестиция. Многие из них никогда не станут известными. Но если вы доверяете собственному чутью, то можете сделать открытие.

По словам искусствоведа и куратора Сергея Попова, владельца галереи Pop/off/art, сейчас российский рынок искусства находится в «не разогретом» после кризиса состоянии. Однако инвестиции в молодых художников, которые коллекционеры делали 7-8 лет назад, оправдались. Так, художник и фотограф Олег Доу, работы которого несколько лет назад стоили около $1000, сегодня продаются от $6000. Высшая мера признания: его фотографию поместил на обложку альбома «Русских торгов» в Лондоне аукцион Sothbey’s. В этом году также прошла его персональная выставка в «Мультимедиа Арт Музее».

Механика инвестиций в современное искусств


Где их искать? На плэнерах, в галереях современного искусства, которые активно смотрят свежую кровь, среди участников конкурсов для молодых художников. Так, эксперты отмечают двукратного номинанта премий Кандинского, «Черный квадрат» и «Инновации» Владимира Логутова.

Механика инвестиций в современное искусств


Или Ирина Корина, дважды лауреат российской ежегодной профессиональной премии в области современного искусства «Соратник»

Механика инвестиций в современное искусств


Также молодой петербургский художник Иван Плющ:

Механика инвестиций в современное искусств


А вот Мария Сафронова, финалистка премии Кандинского 2012 года:

Механика инвестиций в современное искусств


Стоит отметить и художницу Таисию Короткову, выставлявшуюся в галереях Salon Vert в Лондоне и Augustrasse 74 в Берлине.

Механика инвестиций в современное искусств


Сергей Лоцманов, Сергей Огурцов, Юлия Ивашкина, участница кассельской выставки «Документ» Александра Сухарева и Венецианской биеннале Анна Титова - молодых и подающих надежды художников можно перечислять до бесконечности. Сейчас их работы редко стоят дороже $2000. Сергей Попов из галереи Pop/off/art уверен, что через 5-6 лет работы нового поколения художников вырастут так же, как и их предшественников.

Однако инвестиции в искусство с сухим расчетом и без любви к нему - дело неблагодарное. При покупке работ художников лучше все-таки ориентироваться на собственное чувство вкуса. Полностью довериться галереям и арт-консалтерам? Уж лучше играть на фондовом рынке, ориентируясь исключительно на советы аналитиков, без инсайда, опыта, знаний и интуиции.

Диверсификация и скидки

Покупайте работы нескольких художников сразу. Даже если какие-то из них упадут в цене, продажа остальных перекроет убытки. Необязательно покупать именно картины: сейчас недооценена скульптура - от классиков и корифеев вроде Эрнста Неизвестного до молодых и подающих надежды. Сергей Попов объясняет это «проблемой восприятия трехмерных видов искусств» в России.

Пара дней осталось до закрытия Фестиваля скульптуры в Доме Нащокина, где выставлены работы лучших скульпторов, и большая часть из них – на продажу. Среди ведущих имен недооцененной российской скульптуры сегодня - Александр Рукавишников, Михаил Шемякин, Владимир Немухин, Вадим Сидур, Сергей Мильченко, Андрей Балашов и многие другие.

Самые рискованные инвестиции - в скульпторов, работающих с нетрадиционными материалами. Выглядит не всегда однозначно, но эти работы популярны на Западе и, потенциально, могут принести неплохую прибыль коллекционеру. К примеру, Дмитрий Каварга с его полимерными биоморфными скульптурами. Или Анна Желудь, которая создает проволочно-арматурные, со следами сварочной окалины объекты. А Сергей «Поролон» Шеховцев получил свое прозвище благодаря скульптурам из этого материала.

Механика инвестиций в современное искусств


Сергей Шеховцев, «Собаки»

На арт-рынке тоже есть скидки, и за ними стоит поохотиться. Иногда, если художник не продается на аукционе или ярмарке, рынок теряет к нему интерес – и это обязательно сказывается на цене. Однако если вы покупаете такую работу, нужно быть готовым «придержать» ее до лучших времен. В галерее кат

Последователи трендсеттеров

Изменения стоимости работ одного художника могут часто сказаться на другом, похожем. Так, падение цен на работы Энди Уорхола скорее всего отразится на других представителях мирового поп-арта. Этот принцип работает в обратном направлении: повышение стоимости картин Марка Ротко подталкивает вверх рынок абстрактного экспрессионизма. Идеальные «бенчмарки» для российского современного искусства - Эрик Булатов и Илья Кабаков.

Наконец, высокие прибыли обеспечивает глобальное мышление. На западных аукционах стоимость русского искусства порой превышает все мыслимые ожидания. Одна из самых популярных историй среди коллекционеров – успех Евгения Чубарова на аукционе Phillips de Pury в 2007 году. Его трехметровая абстракция 1994 года была выставлена на торги с предварительной оценкой в 100 000 – 150 000 фунтов. А ушла - за 720 000.

Механика инвестиций в современное искусств


В стремлении просчитать прибыль, проанализировать динамику цен и уследить за колебаниями рынка не стоит забывать о главном: все эти показатели определяются художественной ценностью произведения.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter