Н.Рубини: Запоздалая расплата еврозоны » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Нуриэль Рубини, профессор экономики бизнес-школы Штерна Нью-Йоркского университета, председатель Roubini Global Economics. Занимал должность старшего экономиста по международным вопросам в Консультативном экономическом совете при администрации Клинтона. Работал в Международном валютном фонде, Федеральной резервной системе США и Всемирном банке.

Н.Рубини: Запоздалая расплата еврозоны

С лета этого года, когда выход Греции казался неизбежным, а стоимость заимствований для Испании и Италии достигла новых высот, риски еврозоны начали утихать. Несмотря на то, что финансовое напряжение спало, экономические условия на периферии еврозоны остаются неустойчивыми.
18 декабря 2012 InoPressa
На снижение рисков повлиял целый ряд факторов. Во-первых, программа "прямых денежных операций " (OMT) Европейского Центрального Банка оказалась невероятно эффективной: спрэды процентных ставок для Испании и Италии упали примерно на 250 базисных пунктов еще до того, как на покупку гособлигаций был потрачен хотя бы один евро. Также помог Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ) с дополнительными €500 млрд. ($650 млрд.), которые можно использовать для поддержки банков и правительств. Наконец, европейские лидеры признали тот факт, что валютный союз сам по себе нестабилен, неполноценен и нуждается в более глубокой банковской, финансовой, экономической и политической интеграции.

Но что, пожалуй, самое главное - это смена отношения Германии к еврозоне в целом и к Греции, в частности. Немецкие чиновники теперь понимают: с учетом обширных торговых и финансовых связей, хаотичность, возникшая в еврозоне, негативно влияет не только на периферию, но и на ядро. Они перестали публично заявлять о возможном уходе Греции и просто поддержали выдачу стране третьего транша финансовой помощи. До тех пор пока уязвимость Испании и Италии сохраняется, обострение греческих проблем могут иметь серьезные последствия в преддверие выборов Германии в следующем году: шансы канцлера ФРГ Ангелы Меркель на победу могут оказаться под угрозой. Поэтому, пока что Германия будет продолжать финансировать Грецию.

Тем не менее, периферия еврозоны не проявляет заметных признаков восстановления. В связи с жесткой экономией бюджетных средств, чрезмерной силой евро, серьезным кредитным кризисом, вызванным нехваткой банковского капитала, и спадом делового и потребительского доверия, ВВП продолжает сокращаться. Кроме того, с периферии рецессия теперь распространяется и на ядро еврозоны. Сокращается объем производства Франции, и даже Германия переживает спад: экономика двух ее основных экспортных рынков либо сокращается (еврозона), либо замедляется (Китай и другие страны Азии).

Более того, продолжается балканизация экономической деятельности, банковских систем и рынков государственного долга, поскольку иностранные инвесторы покидают периферию в поисках стабильности в ядре еврозоны. Частная и государственная задолженность на неприемлемо высоких уровнях. Плюс - потеря конкурентоспособности, которая привела к большому дефициту, остается практически без внимания, тогда как неблагоприятные демографические тенденции, слабый прирост производительности и медленное проведение структурных реформ оказывает давление на потенциальный рост.

Конечно, в последние несколько лет на периферии еврозоны наблюдался некоторый прогресс: бюджетные дефициты сократились, у некоторых даже появился первичный профицит бюджета (бюджетное сальдо без учета уплаты процентов). Более того, потеря конкурентоспособность была частично восполнена: рост заработной платы отставал от роста производительности труда, снижая, тем самым, затраты труда на единицу продукции. Плюс - продолжающие структурные реформы.

Но в краткосрочной перспективе, жесткая экономия, низкая заработная плата и реформы способствуют спаду, с учетом того, что процесс приспособления в еврозоне был асимметричным и дефляционным. Странам, расходы которых превышали доходы, пришлось снизить расходы и увеличить экономию, снижая тем самым дефицит торгового баланса. Но, таким странам, как Германия, склонным к излишней экономии и имеющим положительное сальдо платежного баланса, не пришлось подстраиваться и увеличивать внутренний спрос, поэтому их профицит платежного баланса остался большим.

Между тем, валютный союз остается нестабильным и неравновесным: либо еврозона движется по направлению к более полной интеграции (во главе с политическим союзом, обеспечивающим демократическую легитимность в условиях потери национального суверенитета по банковским, финансовым и экономическим вопросам), либо испытает на себе процесс разобщения, дезинтеграции, фрагментации и, в конечном итоге, распада. И, несмотря на то, что лидеры Европейского союза выдвинули предложения о банковском и фискальном союзе, Германия пошла на попятную.

Немецкие лидеры опасаются, что элементы распределения рисков, связанные с углублением интеграции (рекапитализация банков посредством ЕСМ, общий фонд помощи для неплатежеспособных банков, общее для всей еврозоны страхование вкладов, единый налогово-бюджетный орган ЕС и обобщение задолженности) подразумевают под собой политически неприемлемый трансфертный союз, в котором Германия и ядро еврозоны постоянно в одностороннем порядке субсидируют периферию. Германия, таким образом, полагает, что проблемы периферии - не результат отсутствия банковского или фискального союза, а скорее - скорее, связаны с внушительными бюджетными дефицитами и задолженностью. Плюс – отсутствие структурных реформ, и сопутствующей потерей конкурентоспособности.

Конечно, Германия не в состоянии признать, что успешный валютный союз - вроде того, который есть у США с полноценными элементами распределения рисков, а успешный финансовый союз - тот, где потрясения, связанные с производительностью отдельных штатов поглощаются федеральным бюджетом. Кроме того, США – это и крупный трансфертный союзом, где богатые штаты постоянно субсидируют бедные.

В то же время, тогда как предложения по банковскому, финансовому и политическому союзу усиленно обсуждаются, вопросу о том, как восстановить рост в короткие сроки – внимания уделяется мало. Европейцы готовы потуже затянуть пояса, но им нужно видеть свет в конце туннеля в виде увеличения доходов и количества рабочих мест. Если рецессия усугубится, социальная и политическая реакция против жесткой экономии будет сокрушительной: забастовки, массовые беспорядки, насилие, демонстрации, рост популярности экстремистских политических партий и в результате - крах ослабленного правительства. Чтобы стабилизировать соотношение "долг/ВВП" знаменатель должен начать расти. В противном случае уровень долга станет непомерным, несмотря на все усилия по сокращению дефицита.

Риски выхода Греции из еврозоны или потери доступа к рынкам Италии и Испании в 2013 году уже достаточно приглушены. Тем не менее, решение фундаментального кризиса еврозоны до сих пор не найдено. Еще один год хаоса и беспорядка может привести к тому, что уже в 2014 года эти риски возникнут снова, но - уже в более опасной форме. К сожалению, кризис еврозоны, вероятно, будет сопровождать нас еще долгие годы, подпитывая вероятность принудительной реструктуризации государственных долгов и выходов из еврозоны.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter