Самое необычное IPO 2012 года » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Самое необычное IPO 2012 года

Фраза “молочный кооператив из Новой Зеландии” вряд ли привлечёт внимание инвестора. Скорее всего, он решит, что речь идёт о довольных жизнью бурёнках, пейзажах из “Хоббита” и простых деревенских парнях на заднем плане. Однако, мир намного разнообразнее и неожиданнее, чем нам кажется.
19 декабря 2012

Новозеландский молочный кооператив Fronterra – крупнейший в мире производитель молока (21,6 млн тонн в год, выручка US$16,5 млрд в год). Он контролирует 51% мирового экспорта масла, 46% экспорта сухого молока и обеспечивает четверть всего островного товарного экспорта. Это своего рода “Газпром” для Новой Зеландии, только вместо невозобновляемого газа он поставляет потребителям во всём мире молочную продукцию.

Fonterra до сих пор остаётся кооперативом фермеров, то есть акции (правильнее сказать, доли) предприятия распределены между 10,5 тыс. фермерских хозяйств, которые не имеют права продавать их посторонним. Но статус мирового лидера отрасли заставляет компанию искать возможности для дальнейшего расширения производства и продажи своей продукции: ей надо выходить на новые рынки, конкурировать с местными производителями, покупать заводы и прочие мощности в разных странах. Для этого нужны деньги, причём желательно “бесплатные”, то есть не заёмный, а акционерный капитал. Поэтому менеджменту кооператива пришлось несколько лет думать над тем, как совместить требование мелких владельцев не пускать в капитал чужаков и необходимость получения свежих денег. Решение было найдено, и в ноябре 2012 года Fonterra провела необычное IPO, удовлетворившее и старых владельцев, и новых акционеров.

Fonterra создала два отдельных рынка акций. Первый – Fonterra Shareholder’s Market – предназначен только для “настоящих” акционеров (участников кооператива). Он работает в рамках новозеландской биржи, но посторонние не имеют доступа к торгам на этом рынке. Только участники кооператива (фермеры) могут покупать и продавать здесь свои акции. Кроме того, на этом рынке действует специальный маркет-мейкер, добавляющий при необходимости ликвидности, чтобы члены кооператива могли спокойно покупать и продавать “настоящие” акции компании.

Второй – свободный рынок – предназначен для любых инвесторов. На новозеландскую и австралийскую биржи были выведены акции (правильнее, наверное, сказать паи, в оригинале – units) специального трастового фонда Fonterra Shareholder’s Fund, который содержит 90 млн “настоящих” акций, предоставленных компанией, и примерно 5,5 млн акций, внесённых фермерами. Эти паи предоставляют инвесторам доступ к получению дивидендов от Fonterra, но не дают им права голоса. Цена паёв определяется на обычных биржевых торгах и зависит от финансовых успехов компании и перспектив её развития.

Фермеры-акционеры, а также сама Fronterra и маркет-мейкер, имеют право обменивать акции на паи и обратно в соотношении 1:1. У внешних инвесторов такого права нет, они могут только торговать между собой паями фонда. Теоретически могла бы сложиться ситуация, при которой все паи фонда были бы выкуплены фермерами, или наоборот – фермеры начали бы активно менять свои акции на паи (вносить акции в фонд) и продавать паи внешним инвесторам. Такой форс-мажор предусмотрен: компания обязалась различными методами поддерживать размер фонда на уровне 7-12% от общего количества акций.

Если отвлечься от деталей, то можно сказать, что подобная структура очень сильно напоминает акционерное общество с обыкновенными и привилегированными акциями. “Настоящие” акции Fonterra дают все стандартные права (получение дохода от роста цены и дивидендов, а также право голосовать на собрании), паи же фонда – только “экономические” права, то есть право на доход от роста цены и от дивидендов (которые сначала выплачиваются фонду, а фонд распределяет их среди владельцев паёв). Зачем же тогда было городить огород с фондом?

Fonterra – не акционерное общество и не хочет им быть. Fonterra – кооператив фермеров, членство и доля в котором важны не только с точки зрения финансовых доходов, но и с точки зрения объёма производства каждого отдельного фермерского хозяйства. Смысл в том, что “акции” компании – это “входной билет” на рынок продажи молока. Fonterra закупает у каждого отдельного фермера столько молока в год, сколькими акциями он владеет. Кроме того, задача кооператива – максимизация не своей прибыли, а долгосрочного успеха фермеров-кооператоров, поэтому компании нет смысла отжимать по цене фермеров досуха, чтобы показывать хорошую доходность: закупочная цена молока и прибыль компании находятся в некотором балансе. Наконец, Fonterra не просто закупает молоко, она создаёт инфраструктуру, обеспечивающую работу фермеров – от специальной ветеринарной службы до интернет-портала, с помощью которого можно управлять бизнесом фермы.

Интерес компании к получению свежего капитала понятен, её стремление сохранить кооперативную структуру – тоже, но в чём интерес внешних инвесторов, если они для кооператива явно не являются приоритетом? Оказывается, Fonterra даже при имеющихся ограничениях очень эффективна: компания платит дивиденды на уровне 30-32 центов на акцию (и будет платить столько же на паи фонда), что при цене размещения в NZ$5,5 за пай (и текущей цене NZ$6,6) даёт неплохую по новозеландским меркам доходность. При этом бизнес компании растёт, она расширяет присутствие в Китае, остальной Азии и Южной Америке, работает на рынках Европы и даже в России. Соответственно, и прибыль (а с ней дивиденды и стоимость акций и паёв) будет расти.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter