Валютные войны: оружие, агрессоры и выгода » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Валютные войны: оружие, агрессоры и выгода

И хотя финансовые регуляторы ведущих стран мира и высказывают свою приверженность рыночному формированию курсов валют, однако на деле готовы закрыть глаза на манипуляции обменными курсами
7 марта 2013 БКС Экспресс | Архив
И хотя финансовые регуляторы ведущих стран мира и высказывают свою приверженность рыночному формированию курсов валют, однако на деле готовы закрыть глаза на манипуляции обменными курсами.

Министр финансов Бразилии в 2010 г. использовал термин «валютные войны», говоря о проводимой ФРС политике количественного смягчения, которая, по его словам, привела к резкому укреплению национальных валют других стран. Теперь этот термин вновь у всех на слуху.

На последней встрече G20 тема валютных войн была одной из главных. В итоговом коммюнике участники встречи пообещали, что впредь не будут поддерживать политику конкурентной девальвации валют, при этом никто не стал осуждать Японию, можно даже сказать, что ей дали «зеленый свет» на продолжение своей валютной политики. Надо заметить, что иена уже ослабла к доллару примерно на 15% с ноября 2012 года.

«Военный» кейс

Исторически, для защиты отечественного производителя власти стран использовали такие меры, как прямые пошлины на импорт или запрет на ввоз определенных товаров, но не валютные манипуляции.

Первым современным примером валютной войны эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) называют конкурентную девальвацию британского фунта, французского франка и доллара США. Она началась в 1931 г. после отказа Великобритании от золотого стандарта, продолжилась отказом от золотого стандарта в США в 1933-м и завершилась подписанием Трехстороннего соглашения в 1936-м. По последнему соглашению, страны отказались от дальнейшей конкурентной девальвации своих валют. За период этой войны курс британского фунта к франку снизился на 35%. Но за весь период 1931–1937 гг., включая девальвацию после «перемирия», франк ослаб на 6%. Похожая ситуация и с долларом США, который за 1931–1932 гг. ослаб к фунту на 22%, однако после отказа США от золотого стандарта и подписания Трехстороннего соглашения стоил в фунтах в 1937 году уже на 9% меньше, чем в 1931-м. Эффект этих конкурентных девальваций неясен, так как в это время продолжалась Великая депрессия и между странами шла торговая война с высокими ввозными пошлинами.

Арсенал валютных войн

Какими способами можно вести валютную войну? Эксперты HSBC в своем отчете выделяют три основных вида «оружия»:
1. Валютные интервенции. Чтобы снизить курс валюты, банки продают собственную валюту на рынке и скупают иностранную. Основной недостаток этого метода - прозрачность и очевидность, что усиливает риски того, что страну обвинят в валютных манипуляциях.

2. Регулирование процентных ставок. Портфельные инвесторы при прочих равных предпочитают страны с более высокими процентными ставками. Снижение же ставок приводит к оттоку капитала из страны и, соответственно, снижению курса национальной валюты.

3. Устные заявления чиновников, влияющие на курс валюты. Как пример приведем недавние заявления Марио Драги, обрушивших курс евро. Когда единая европейская валюта достигла 15-месячного максимума по отношению к доллару, Драги очень осторожно высказывался в Брюсселе относительно валютной политики. «Мы будем оценивать, как именно валютный курс будет влиять на инфляционный фон, потому что это будет влиять на стабильность». Евро после этих заявлений упал ниже $1,34 к доллару, что случилось впервые с января. Подешевел евро и по отношению иене и фунту. По мнению аналитиков, Драги сделал настоящее чудо, снизив курс валюты силой своего слова.

Тем не менее, эти виды оружия уже дают сбой, поэтому правительства взялись за «количественные смягчения» (пример – Штаты). Правда, напрямую QE не преследует цели снижения курса валюты, но это вероятный и часто желанный побочный эффект. Правда, оно не всегда помогает, например, доллар лишь укрепился после объявления о «бесконечном» QE3 от ФРС.

Валютные войны: оружие, агрессоры и выгода


Четыре оружия ведения валютных войн (Zerohedge)

Главные агрессоры

Разговоры о валютных войнах стали звучать все чаще после недавнего решения Японии проводить мягкую денежно-кредитную политику, чтобы дать толчок своей экономике, которая давно переживает стагнацию. Но некоторые эксперты задались вопросом: а не пытаются ли японцы за спиной у других государств обеспечить себе экспортный бум. Ведь если курс валюты страны снижается, то и падает цена ее экспортных товаров, что повышает их конкурентоспособность на зарубежных рынках и имеет стимулирующий эффект внутри государства. Страны могут намеренно девальвировать свои валюты с явной целью увеличить экспорт.

Одной из стран, резко отреагировавшей на агрессивную политику Японии, оказалась Южная Корея, которая после встречи министров финансов G20 заявила, что регуляторы фактически одобрили японскую «валютную войну». Стоит отметить, что за последние полгода иена подешевела к корейской воне более чем на 20%, что значительно осложнило условия для производителей Южной Кореи.

На основе того, как часто страны используют оружия ведения валютных войн, в HSBC составили рейтинг стран-агрессоров. В целом градус напряжения на валютных рынках растет, уверены в HSBC. Высший агрессорский балл – 10 – получили Япония, использовавшая уже весь арсенал для снижения курса иены, и Швейцария, курс валюты которой была ранее привязан к евро. Недавно в интервью «Россия 24» министр финансов Швейцарии Эвелине Видмер-Шлумпф заявила: «Франк у нас слишком сильный, слишком переоцененный. Я не должна здесь говорить, правильно ли так поступать или нет (имеется в виду привязка к евро – ред.), это дело центробанка. Но должна сказать, что ощутимый эффект налицо и финансовую ситуацию эти меры стабилизировали».

Среди развивающихся стран агрессорское лидерство принадлежит Аргентине: центробанк страны регулярно проводит валютные интервенции. Не отстают и другие страны Латинской Америки. В 2012 году нарастили интервенции Перу, Колумбия и Чили. Венесуэла недавно девальвировала боливар.

А есть ли победители?

В теории признанно, что валютный курс является самым эффективным оружием промышленной политики, значительно более эффективным, чем пошлины и субсидии, считает Александр Абрамов, профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ВШЭ. Поэтому те страны, которые сегодня стремятся вырваться из глобальной рецессии с помощью активной промышленной политики, имеют огромный шанс сделать это за счет девальвации национальной валюты. «Характерный пример - Япония. Конечно, валютный курс не является самоцелью, но все же интенсивность глобальной конкуренции растет, а в этой борьбе кто-то использует запретительные импортные пошлины, кто-то картели и монопольные сговоры на рынке нефти и газа, а кто-то валютные курсы», - отмечает эксперт.

«На мой взгляд, контекст «валютных войн» сейчас сильно отличается от того, что мы видели в прошлом, и это меняет значимость «валютных войн», - отмечает Наталья Орлова, главный экономист Альфа-Банка. По ее мнению, сейчас конкурентные девальвации происходят как следствие ослабления монетарных политик, что необходимо для стабилизации ситуации в банковском секторе разных стран. У тех стран, у которых финансовый сектор наиболее развит, возникает наибольшая склонность к ослаблению монетарной политики, что приводит к ослаблению их валют и является опосредованным способом поддержать производителей.

«Тем не менее, поскольку сейчас все центральные банки обладают более или менее единым инструментарием монетарной политики, то «валютные войны» вряд ли могут привести к серьезному перераспределению веса экономик в мировом росте, - отмечает Наталья Орлова. - Кроме того, важным отличием нынешней ситуации от того, что наблюдалось в 1930-е годы, является невозможность задействовать инструменты ограничения торговли, экспортные и импортные пошлины. Это также снижает эффективность и значимость валютных войн».

Политика, направленная на ослабление национальной валюты, может спровоцировать конкурентную девальвацию валют, не оказав позитивного влияния на экономику, полагает бывший глава ЕЦБ Жан-Клод Трише. «Мы знаем, что этот вид политики является негативным для всех сторон, - отметил он. - Если все мировые валюты пойдут вниз, ничего не изменится».

Валютные войны: оружие, агрессоры и выгода


Самые недооцененные и переоцененные валюты, по версии HSBC

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter