Ключевыми характеристиками экономики Японии последних десятилетий являются дефляция, стагнация, делеверидж, стареющее население, слабость политической элиты и, конечно, дорогая валюта. Помимо этого страна имеет самое большое соотношение госдолга к ВВП среди развитых стран, что является поводом для многочисленных спекуляций на тему возможного дефолта третьей экономики мира.
Новая волна интереса к японской экономике обозначилась в конце 2012 г. с назначением нового старого премьер-министра Синдзо Абэ, который первым со времен Юнихиро Коидзуми (2001-2006) выразил самый решительный настрой в борьбе с дефляцией.
На ожиданиях внедрения активной рефляционной политики фондовый индекс Nikkei Average с октября 2012 г. вырос более чем на 20% до 11000 пунктов, курс национальной валюты (USD/JPY) за этот же период ослаб до 94 йен за доллар (на 20% с 78 иен за доллар).
Обозначенный Синдзо Абе экономический курс Японии получил название Абэномика.
Говоря о потенциальной эффективности Абэномики, полезным может стать рассмотрение финансовой политики Японии 1930-х. В то время японское правительство Корекио Такахаши применило ряд экономических методов, включающих рефляционную политику, с помощью которых страна сумела успешно преодолеть последствия тяжелой депрессии 1930-х годов и встала на путь экономического возрождения.
В планах действующего министра финансов Японии Таро Асо значится адаптация методов Такахаши к современным экономическим условиям. В этом плане представляется необходимым рассмотрение сходных черт и различий между Абеномикой и финансовой политикой Такахаши. Это поможет в оценке потенциала и возможностей действующей власти в борьбе с дефляцией, в основе которой лежит ослабление курса японской йены.
Три направления Абеномики
Премьер-министр Абэ поставил четкую задачу по выводу экономики из дефляции и корректировки чрезмерно высокого курса иены, используя (1) агрессивную монетарную политику, (2) гибкую фискальную политику, (3) стратегию роста, направленную на стимулирование инвестиций частного сектора:
(1) Агрессивная монетарная политика
Харухико Курода, который выдвинут премьер-министром Абе в качестве кандидата на пост главы Банка Японии, успел отметиться заявлением о том, что монетарный регулятор сделает все возможное для того, чтобы положить конец 15-летней эпохе дефляции. Напомним, что нынешний глава ЦБ Масааки Сиракава покидает свой пост 19 марта 2013 г.
Нет сомнений в том, что баланс Банка Японии ожидает значительное расширение в обозримой перспективе. Г-н Курода отметил, что неограниченная покупка активов может начаться раньше следующего года. Напомним, что на январском заседании регулятора было принято решение о ежемесячном выкупе с января 2014 гособлигации на сумму в ¥13 трлн ($145 млрд) без ограничения сроков и увеличении инфляционного ориентира в два раза до 2%. Это значительно больше программы “open-ended” QE3 от ФРС (выкуп по $85 млрд в месяц), т.к. ВВП Японии составляет 39% от ВВП США.
Харухико Курода заявил, что готов к быстрому наращиванию стимулирующих мер и планирует рассмотреть даже возможность покупки деривативов, сообщает агентство Bloomberg. Имеется ввиду покупка таких деривативов, как свопы. Мировые центробанки редко покупают деривативы, т.к. их действия должны быть очень прозрачными с учетом рисков, связанных с покупкой структурированных продуктов.
В настоящее время японский ЦБ покупает государственные облигации со сроком обращения до трех лет, а также вкладывает средства в индексные торгуемые фонды и инвестиционные трасты в сфере недвижимости за счет средств фонда, объем которого к концу 2013 г., как ожидается, составит 76 трлн иен ($791 млрд).
Согласно ожиданиям экономистов, опрошенных Bloomberg, Банк Японии сможет достигнуть инфляционного таргета в 2% уже ко второму кварталу 2014 г., что на 200 базисных пунктов выше текущих значений
Почему Абе решился на проведение агрессивной монетарной политики?
Во-первых, вспомним, что именно Япония стала первооткрывателем нетрадиционной монетарной политики через выкуп долгосрочных гособолигаций, именуемой quantitative easing (QE).
К началу 2000-х г. уровень процентных ставок в Японии приблизился вплотную к нулевому рубежу, но страна никак не могла побороть дефляцию, попав в “ловушку ликвидности”. Главный идеолог монетаризма Милтон Фридман выразил сомнение в возможности дальнейшего монетарного расширения через понижение процентных ставок, предложив регулятору начать скупку долгосрочных государственных облигаций и предоставлять системе деньги повышенной мощности (служащие для кредитной экспансии) до тех пор, пока закачка этими деньгами не приведет к расширению экономики.
Таким образом, понятие “quantitative easing” было введено Банком Японии для описания перехода к новой политике, согласно которой регулятор смещал операционный ориентир c таргетирования уровня ставки овернайт (call rate) на установление количественных параметров размера банковских резервов, т.е. произвел переход к нетрадиционной политике
По прошествии нескольких лет действия японского QE эффект не был очевиден, так как регулятор не смог реализовывать потенциал количественного смягчения в полном объеме, за что подвергся жесткой критике.
Положительно оценивая успехи многочисленных программ стимулирования от ФРС в борьбе с дефляцией во времена масштабного делевериджа, Банк Японии наконец решился действовать наверняка.
Во-вторых, значительное удорожание иены привело к тому, что экспортно-ориентированная страна по итогам 2011 г. впервые за последние 30 лет зафиксировала дефицит торгового баланса. Агрессивная сверхмягкая политика должна поспособствовать существенному ослаблению курса национальный валюты и восстановлению экспортного потенциала
(2) Гибкая фискальная политика
По линии фискальной политики власти Японии уже сделали первые важные шаги. В первый месяц после выборов, кабинет Абе утвердил дополнительный бюджет на текущий финансовый год в размере ¥13,1 трлн иен ($140 млрд). В феврале обе палаты японского Парламента одобрили принятие дополнительного бюджета, ставшего вторым по размеру в истории страны после 2008 г. (в феврале 2009 г. приняли дополнительный бюджет в размере ¥14,7 трлн). Изначальный бюджет на 2012 финансовый год до поправок составлял ¥90,33 трлн ($1,02 трлн).
В проекте бюджета на 2013 финансовый год заложено 15,6% увеличение расходов на общественные работы. В июне текущего года ожидается принятие важнейших документов и актов, которые будут лежать в основе реформирования фискальной политики на долгосрочную перспективу.
Тем не менее, история показывает, что государственные расходы далеко не всегда бывают эффективными. Дои и Ихори (2009) посчитали, что 89% от всего объема государственных расходов с 1992 по 2003 гг. (¥213 трлн) пришлось на проекты с минимальной инвестиционной эффективностью
(3) Стратегия роста
Активность Правительства Абэ в реализации стратегии роста для стимулирования инвестиций частного сектора пока не значительная. Тем не менее, налоговые каникулы для инвестиции в research and development (R&D) и capex, предусмотренные в проекте налоговых реформ на 2013 финансовый год могут рассматриваться в качестве первых важных шагов в этом направлении. Согласно ожиданиям, полная версия проекта стратегии роста будет объявлена к июню 2013 г.
В рамках Абеномики монетарная политика является ключевым проводником в проактивной рефляционной политике. В надежде победить дефляцию через рост инфляционных ожиданий, правительство хочет скорректировать чрезмерное укрепление иены, поднять корпоративные прибыли, увеличить уровень занятости и заработной платы. Правительство Абэ разительно отличается от предыдущих администраций тем, что борьба с дефляцией для них является необходимым условием для начала экономического восстановления
Посредством фискальной политики правительство планирует напрямую создавать эффективный спрос в экономике. Через государственные расходы на общественные работы планируется перераспределить национальное благосостояние в пользу домохозяйств.
Общие черты и различия Абеномики и финансовой политики Такахаши
(1) Сходства: девальвация иены и расширение госрасходов
Первое – ослабление йены. Во время проведения финансовой политики Такахаши, государство отказалось от попыток возвращения к золотому стандарту, осуществив переход к управляемой валютной системе, и, на ожиданиях монетарного ослабления и инфляции, йена подешевела на 40% с 1931 по 1933 гг. Экспорт начал расти в 1932 г., и в 1935 г. впервые с 1918 г. был зафиксирован профицит торгового баланса. С октября 2012 г. йена ослабла против доллара США на 20%. Абеномика нацелена на восстановление экспортно-ориентированного потенциала Японии.
Второе – расширение государственных расходов в рамках фискальной политики. Несмотря на то, что во времена финансовой политики Тахакаши большую часть госрасходов составляли военные расходы, конечной целью все же было расширение эффективного спроса. В течение 1932-1934 гг. на военных пришлось порядка 10% всех бюджетных расходов. Прослеживается четкая историческая аналогия с расходами на общественные работы (инфраструктурные проекты), решения о которых недавно принял кабинет Абэ.
(2) Различия: уровень госдолга, методы фондирования госрасходов, уровень процентных ставок
Первое - уровень госдолга. Во времена экономических реформ Такахаши, государственный долг составлял около 56% ВНП, а по итогам 2012 г. фискального года долг/ВВП оценивается в 226%. Это максимальное значение среди развитых стран. В подобных условиях от Правительства не стоит ожидать значительного расширения фискальных стимулирующих программ.
Второе - методы фондирования госрасходов. Во времена Такахаши, избыточное фискальное стимулирование базировалось на прямой покупке государственных облигаций (JGB) Банком Японии у Правительства. В 1931 г. произошел отказ от золотого стандарта, депозитные счета банков были истощены, что создавало сложности в размещении новых выпусков JGB. Таким образом, прямой выкуп был необходим на период стабилизации банковского сектора и временном замещении выпадающего спроса на JBG.После периода прямого выкупа, Банк Японии продал более 90% гособлигаций частному сектору посредством операции на открытом рынке.
Сегодня проблем с ликвидностью у японских банков нет, а прямой выкуп JGB регулятором рассматривается как метод монетизации госдолга и порождает массу споров по поводу дальнейшей кредитоспособности государства.
Третье отличие - уровень процентных ставок. С конца 1990-х уровень процентных ставок в Японии прижат к нулю, однако спрос на фондирование до сих пор остается подавленным. Это ситуация классической “ловушки ликвидности”, когда эластичность спроса на деньги приближается к бесконечности, и любые попытки государства стимулировать инвестиции с помощью мер денежно-кредитной политики обречены на провал. Поэтому и был осуществлен переход к нетрадиционной политике (QE) через дополнительный выкуп финансовых активов (акции, облигации и т.п.).
С декабря 1932 г., когда Такахаши начал реализовывать свою финансовую политику, вплоть до 1936 г., когда его убили во время путча (Ни-нироку дзикэн), дисконтная ставка после четырех понижений достигла уровня в 3,65% с начальных 6,57%. Как видно, пространство для маневра еще оставалось. И в этом плане Абеномика находится в куда более сложных условиях и стимулирование экономики через понижение процентных ставок сегодня не представляется возможным.
Динамика реальных заработных плат как индикатор успеха рефляционной политики
В том случае, если монетарная политика Абеномики окажется эффективной, но темпы повышения уровень зарплат не будут опережать инфляцию, домохозяйства окажутся в ощутимом проигрыше. Подобная ситуация имела место быть во времена реализации финансовой политики Такахаши. Цены начали расти в 1932 г., в то время как номинальный средний уровень оплаты труда не менялся до 1936 г., а реальный уровень заработных плат, с поправкой на инфляцию, падал вплоть до 1937 г.
Таким образом, динамика уровня оплаты труда может стать одним из важнейших индикаторов успеха Абеномики и требует самого пристального внимания.
Вывод
Абеномика имеет как схожие черты, так и существенные различия с финансовой политикой Такахаши 1930-х, на которую ориентируются действующие власти, твердо намеренные побороть дефляцию. Риск провала Абеномики достаточно высок в условиях ловушки ликвидности и высокого уровня государственного долга. В том случае, если три ключевых направления Абеномики не смогут повысить инфляционные ожидания, третья экономика мира окажется в крайне затруднительном положении.
И если (1) монетарная политика Банка Японии уже получила обозначенные ориентиры в достижении инфляции на уровне 2% через значительное расширение балансового счета, то решения по (2) фискальной политике и (3) стратегии роста будут приняты ближе к июню 2013 г. Ждать осталось недолго.
Переход к Абеномике и агрессивной монетарной политике вызвал негодование в рядах мирового экономического сообщества, обеспокоенного возможностью резкого ускорения инфляции и повышения уровня процентных ставок, что может привести к неспособности Японии обслуживать раздутый госдолг
Надо понимать, что основной причиной дефляции в Японии, как это ни странно, являются жесткие монетарные условия и, конечно, дорогая йена. Дефляция является структурной проблемой японской экономики, которая ведет к снижению уровня номинальных доходов, корпоративных прибылей и негативно сказывается на деловой активности, подавляя экономический рост. Решение проблемы дефляции и удешевление йены действительно могут стать ключом к разрешению структурных проблем Японии.
Вопрос о возможности суверенного дефолта страны, где долг публичного сектора составляет 140% ВПП (а государственный долг почти 230% ВВП), является неоднозначным. Если представить, что все держатели долга решат избавиться от JGB и получить взамен йены, то Банк Японии просто напечатает необходимое количество денежных знаков для погашения всех обязательств. Это может привести к инфляции и коллапсу валюты, но к суверенному дефолту в прямом смысле слова это не приведет. В перспективе ближайших лет ставка на дефолт Японии практического смысла иметь явно не будет.
При этом особый интерес сегодня представляет возможность спекуляции в паре USD/JPY и кросс-курсах йены
http://www.brokerkf.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter
Новая волна интереса к японской экономике обозначилась в конце 2012 г. с назначением нового старого премьер-министра Синдзо Абэ, который первым со времен Юнихиро Коидзуми (2001-2006) выразил самый решительный настрой в борьбе с дефляцией.
На ожиданиях внедрения активной рефляционной политики фондовый индекс Nikkei Average с октября 2012 г. вырос более чем на 20% до 11000 пунктов, курс национальной валюты (USD/JPY) за этот же период ослаб до 94 йен за доллар (на 20% с 78 иен за доллар).
Обозначенный Синдзо Абе экономический курс Японии получил название Абэномика.
Говоря о потенциальной эффективности Абэномики, полезным может стать рассмотрение финансовой политики Японии 1930-х. В то время японское правительство Корекио Такахаши применило ряд экономических методов, включающих рефляционную политику, с помощью которых страна сумела успешно преодолеть последствия тяжелой депрессии 1930-х годов и встала на путь экономического возрождения.
В планах действующего министра финансов Японии Таро Асо значится адаптация методов Такахаши к современным экономическим условиям. В этом плане представляется необходимым рассмотрение сходных черт и различий между Абеномикой и финансовой политикой Такахаши. Это поможет в оценке потенциала и возможностей действующей власти в борьбе с дефляцией, в основе которой лежит ослабление курса японской йены.
Три направления Абеномики
Премьер-министр Абэ поставил четкую задачу по выводу экономики из дефляции и корректировки чрезмерно высокого курса иены, используя (1) агрессивную монетарную политику, (2) гибкую фискальную политику, (3) стратегию роста, направленную на стимулирование инвестиций частного сектора:
(1) Агрессивная монетарная политика
Харухико Курода, который выдвинут премьер-министром Абе в качестве кандидата на пост главы Банка Японии, успел отметиться заявлением о том, что монетарный регулятор сделает все возможное для того, чтобы положить конец 15-летней эпохе дефляции. Напомним, что нынешний глава ЦБ Масааки Сиракава покидает свой пост 19 марта 2013 г.
Нет сомнений в том, что баланс Банка Японии ожидает значительное расширение в обозримой перспективе. Г-н Курода отметил, что неограниченная покупка активов может начаться раньше следующего года. Напомним, что на январском заседании регулятора было принято решение о ежемесячном выкупе с января 2014 гособлигации на сумму в ¥13 трлн ($145 млрд) без ограничения сроков и увеличении инфляционного ориентира в два раза до 2%. Это значительно больше программы “open-ended” QE3 от ФРС (выкуп по $85 млрд в месяц), т.к. ВВП Японии составляет 39% от ВВП США.
Харухико Курода заявил, что готов к быстрому наращиванию стимулирующих мер и планирует рассмотреть даже возможность покупки деривативов, сообщает агентство Bloomberg. Имеется ввиду покупка таких деривативов, как свопы. Мировые центробанки редко покупают деривативы, т.к. их действия должны быть очень прозрачными с учетом рисков, связанных с покупкой структурированных продуктов.
В настоящее время японский ЦБ покупает государственные облигации со сроком обращения до трех лет, а также вкладывает средства в индексные торгуемые фонды и инвестиционные трасты в сфере недвижимости за счет средств фонда, объем которого к концу 2013 г., как ожидается, составит 76 трлн иен ($791 млрд).
Согласно ожиданиям экономистов, опрошенных Bloomberg, Банк Японии сможет достигнуть инфляционного таргета в 2% уже ко второму кварталу 2014 г., что на 200 базисных пунктов выше текущих значений
Почему Абе решился на проведение агрессивной монетарной политики?
Во-первых, вспомним, что именно Япония стала первооткрывателем нетрадиционной монетарной политики через выкуп долгосрочных гособолигаций, именуемой quantitative easing (QE).
К началу 2000-х г. уровень процентных ставок в Японии приблизился вплотную к нулевому рубежу, но страна никак не могла побороть дефляцию, попав в “ловушку ликвидности”. Главный идеолог монетаризма Милтон Фридман выразил сомнение в возможности дальнейшего монетарного расширения через понижение процентных ставок, предложив регулятору начать скупку долгосрочных государственных облигаций и предоставлять системе деньги повышенной мощности (служащие для кредитной экспансии) до тех пор, пока закачка этими деньгами не приведет к расширению экономики.
Таким образом, понятие “quantitative easing” было введено Банком Японии для описания перехода к новой политике, согласно которой регулятор смещал операционный ориентир c таргетирования уровня ставки овернайт (call rate) на установление количественных параметров размера банковских резервов, т.е. произвел переход к нетрадиционной политике
По прошествии нескольких лет действия японского QE эффект не был очевиден, так как регулятор не смог реализовывать потенциал количественного смягчения в полном объеме, за что подвергся жесткой критике.
Положительно оценивая успехи многочисленных программ стимулирования от ФРС в борьбе с дефляцией во времена масштабного делевериджа, Банк Японии наконец решился действовать наверняка.
Во-вторых, значительное удорожание иены привело к тому, что экспортно-ориентированная страна по итогам 2011 г. впервые за последние 30 лет зафиксировала дефицит торгового баланса. Агрессивная сверхмягкая политика должна поспособствовать существенному ослаблению курса национальный валюты и восстановлению экспортного потенциала
(2) Гибкая фискальная политика
По линии фискальной политики власти Японии уже сделали первые важные шаги. В первый месяц после выборов, кабинет Абе утвердил дополнительный бюджет на текущий финансовый год в размере ¥13,1 трлн иен ($140 млрд). В феврале обе палаты японского Парламента одобрили принятие дополнительного бюджета, ставшего вторым по размеру в истории страны после 2008 г. (в феврале 2009 г. приняли дополнительный бюджет в размере ¥14,7 трлн). Изначальный бюджет на 2012 финансовый год до поправок составлял ¥90,33 трлн ($1,02 трлн).
В проекте бюджета на 2013 финансовый год заложено 15,6% увеличение расходов на общественные работы. В июне текущего года ожидается принятие важнейших документов и актов, которые будут лежать в основе реформирования фискальной политики на долгосрочную перспективу.
Тем не менее, история показывает, что государственные расходы далеко не всегда бывают эффективными. Дои и Ихори (2009) посчитали, что 89% от всего объема государственных расходов с 1992 по 2003 гг. (¥213 трлн) пришлось на проекты с минимальной инвестиционной эффективностью
(3) Стратегия роста
Активность Правительства Абэ в реализации стратегии роста для стимулирования инвестиций частного сектора пока не значительная. Тем не менее, налоговые каникулы для инвестиции в research and development (R&D) и capex, предусмотренные в проекте налоговых реформ на 2013 финансовый год могут рассматриваться в качестве первых важных шагов в этом направлении. Согласно ожиданиям, полная версия проекта стратегии роста будет объявлена к июню 2013 г.
В рамках Абеномики монетарная политика является ключевым проводником в проактивной рефляционной политике. В надежде победить дефляцию через рост инфляционных ожиданий, правительство хочет скорректировать чрезмерное укрепление иены, поднять корпоративные прибыли, увеличить уровень занятости и заработной платы. Правительство Абэ разительно отличается от предыдущих администраций тем, что борьба с дефляцией для них является необходимым условием для начала экономического восстановления
Посредством фискальной политики правительство планирует напрямую создавать эффективный спрос в экономике. Через государственные расходы на общественные работы планируется перераспределить национальное благосостояние в пользу домохозяйств.
Общие черты и различия Абеномики и финансовой политики Такахаши
(1) Сходства: девальвация иены и расширение госрасходов
Первое – ослабление йены. Во время проведения финансовой политики Такахаши, государство отказалось от попыток возвращения к золотому стандарту, осуществив переход к управляемой валютной системе, и, на ожиданиях монетарного ослабления и инфляции, йена подешевела на 40% с 1931 по 1933 гг. Экспорт начал расти в 1932 г., и в 1935 г. впервые с 1918 г. был зафиксирован профицит торгового баланса. С октября 2012 г. йена ослабла против доллара США на 20%. Абеномика нацелена на восстановление экспортно-ориентированного потенциала Японии.
Второе – расширение государственных расходов в рамках фискальной политики. Несмотря на то, что во времена финансовой политики Тахакаши большую часть госрасходов составляли военные расходы, конечной целью все же было расширение эффективного спроса. В течение 1932-1934 гг. на военных пришлось порядка 10% всех бюджетных расходов. Прослеживается четкая историческая аналогия с расходами на общественные работы (инфраструктурные проекты), решения о которых недавно принял кабинет Абэ.
(2) Различия: уровень госдолга, методы фондирования госрасходов, уровень процентных ставок
Первое - уровень госдолга. Во времена экономических реформ Такахаши, государственный долг составлял около 56% ВНП, а по итогам 2012 г. фискального года долг/ВВП оценивается в 226%. Это максимальное значение среди развитых стран. В подобных условиях от Правительства не стоит ожидать значительного расширения фискальных стимулирующих программ.
Второе - методы фондирования госрасходов. Во времена Такахаши, избыточное фискальное стимулирование базировалось на прямой покупке государственных облигаций (JGB) Банком Японии у Правительства. В 1931 г. произошел отказ от золотого стандарта, депозитные счета банков были истощены, что создавало сложности в размещении новых выпусков JGB. Таким образом, прямой выкуп был необходим на период стабилизации банковского сектора и временном замещении выпадающего спроса на JBG.После периода прямого выкупа, Банк Японии продал более 90% гособлигаций частному сектору посредством операции на открытом рынке.
Сегодня проблем с ликвидностью у японских банков нет, а прямой выкуп JGB регулятором рассматривается как метод монетизации госдолга и порождает массу споров по поводу дальнейшей кредитоспособности государства.
Третье отличие - уровень процентных ставок. С конца 1990-х уровень процентных ставок в Японии прижат к нулю, однако спрос на фондирование до сих пор остается подавленным. Это ситуация классической “ловушки ликвидности”, когда эластичность спроса на деньги приближается к бесконечности, и любые попытки государства стимулировать инвестиции с помощью мер денежно-кредитной политики обречены на провал. Поэтому и был осуществлен переход к нетрадиционной политике (QE) через дополнительный выкуп финансовых активов (акции, облигации и т.п.).
С декабря 1932 г., когда Такахаши начал реализовывать свою финансовую политику, вплоть до 1936 г., когда его убили во время путча (Ни-нироку дзикэн), дисконтная ставка после четырех понижений достигла уровня в 3,65% с начальных 6,57%. Как видно, пространство для маневра еще оставалось. И в этом плане Абеномика находится в куда более сложных условиях и стимулирование экономики через понижение процентных ставок сегодня не представляется возможным.
Динамика реальных заработных плат как индикатор успеха рефляционной политики
В том случае, если монетарная политика Абеномики окажется эффективной, но темпы повышения уровень зарплат не будут опережать инфляцию, домохозяйства окажутся в ощутимом проигрыше. Подобная ситуация имела место быть во времена реализации финансовой политики Такахаши. Цены начали расти в 1932 г., в то время как номинальный средний уровень оплаты труда не менялся до 1936 г., а реальный уровень заработных плат, с поправкой на инфляцию, падал вплоть до 1937 г.
Таким образом, динамика уровня оплаты труда может стать одним из важнейших индикаторов успеха Абеномики и требует самого пристального внимания.
Вывод
Абеномика имеет как схожие черты, так и существенные различия с финансовой политикой Такахаши 1930-х, на которую ориентируются действующие власти, твердо намеренные побороть дефляцию. Риск провала Абеномики достаточно высок в условиях ловушки ликвидности и высокого уровня государственного долга. В том случае, если три ключевых направления Абеномики не смогут повысить инфляционные ожидания, третья экономика мира окажется в крайне затруднительном положении.
И если (1) монетарная политика Банка Японии уже получила обозначенные ориентиры в достижении инфляции на уровне 2% через значительное расширение балансового счета, то решения по (2) фискальной политике и (3) стратегии роста будут приняты ближе к июню 2013 г. Ждать осталось недолго.
Переход к Абеномике и агрессивной монетарной политике вызвал негодование в рядах мирового экономического сообщества, обеспокоенного возможностью резкого ускорения инфляции и повышения уровня процентных ставок, что может привести к неспособности Японии обслуживать раздутый госдолг
Надо понимать, что основной причиной дефляции в Японии, как это ни странно, являются жесткие монетарные условия и, конечно, дорогая йена. Дефляция является структурной проблемой японской экономики, которая ведет к снижению уровня номинальных доходов, корпоративных прибылей и негативно сказывается на деловой активности, подавляя экономический рост. Решение проблемы дефляции и удешевление йены действительно могут стать ключом к разрешению структурных проблем Японии.
Вопрос о возможности суверенного дефолта страны, где долг публичного сектора составляет 140% ВПП (а государственный долг почти 230% ВВП), является неоднозначным. Если представить, что все держатели долга решат избавиться от JGB и получить взамен йены, то Банк Японии просто напечатает необходимое количество денежных знаков для погашения всех обязательств. Это может привести к инфляции и коллапсу валюты, но к суверенному дефолту в прямом смысле слова это не приведет. В перспективе ближайших лет ставка на дефолт Японии практического смысла иметь явно не будет.
При этом особый интерес сегодня представляет возможность спекуляции в паре USD/JPY и кросс-курсах йены
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.brokerkf.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter