Война между севером и югом » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Война между севером и югом

Лапландия и Кипр находятся по разные стороны Европы. Но весеннее солнышко, отражаясь от бескрайних снежных просторов бывает таким же ярким, как и на средиземноморском пляже. Русские туристы и бизнесмены бывают в обеих странах. И все же с экономической точки зрения это два совершенно разных мира. На прошлой неделе Кипр стал пятой страной Еврозоны, договорившейся о программе помощи; Финляндия, страна с наивысшим кредитным рейтингом ААА, пожалуй, один из самых немногословных и жестких кредиторов.
1 апреля 2013 InoPressa

Поразительно, но экономии стран ЕС, обосновавшихся на Балтийском море - от Скандинавии до Германии, Польши и стран Балтии, ранее входивших в состав СССР - показывают самые быстрые темпы роста, тогда как их соседи на Средиземноморском побережье - от Греции до Испании - столь же быстро сокращаются. Причин много, и все они сложные. Сейчас Север и Юг в полной мере оправдывают устоявшиеся стереотипы: Кипр, как родина прекрасной, но ветреной Афродиты, ступившей из волн морских на берег Пафоса; Финляндия, как отчий дом для Вяйнямёйнена, холостого старца и рунопевца, который, по преданиям Калевалы, финского эпоса, который вышел из моря и принес жизнь на пустынную землю. Усиливается взаимное недовольство между Севером и Югом. На Кипре протестующие вышли на улицы в попытке отстоять свои банковские вклады, они кричали о том, что их хотят пустить по миру, и осуждали Европу, в первую очередь Германию. В то же время премьер министр Финляндии Юрки Катайнен собрал несколько европейских лидеров на одном из своих заснеженных курортов, чтобы обсудить, как привнести "справедливость" в управление еврокризисом. Те, кто "выполняют правила" (то есть, северные страны) не должны всегда расплачиваться за тех, кто их нарушает (то есть, за южные государства), заявил он.

Условия спасения для Кипра отражают степень озлобленности стран-кредиторов. Эпоха безграничной помощи для всех и каждого подходит к концу. Теперь программы спасения должны сопровождаться защитой для первичных инвесторов. Кипру сказали, что его банки не получат ни гроша из денег европейских налогоплательщиков. Кому же придется расплачиваться за раздутый финансовый сектор, который жил за счет русских офшоров и скопил слишком много греческих активов? Ясное дело, вкладчикам. Северяне не хотят повторять ошибки, допущенные с Грецией: Афины получили от Еврозоны больше денег, чем когда-либо смогут выплатить (в том числе и на рекапитализацию банков). Страны-кредиторы вынудили частных держателей облигаций взять на себя часть убытков по греческому долгу и теперь под шумок списывают официальные долги. Финны, голландцы и немцы стремятся увести Еврозону от идеи еще более масштабного пула обязательств, продвигаемой евро-федералами. Вместо этого они хотят укрепить основы валютного союза, прописанные в Маастрихском договоре: каждая страна должна самостоятельно отвечать за последствия своей экономической политики, отвечающей установленным правилам. Жесткая позиция Финляндии, отчасти, связана с национальными представлениями о том, что полагаться можно только на себя: маленький народ на обширной территории, покрытой лесами и озерами в одиночку боролся с советской армией в русско-финской войне 1939-1940 годов, затем вместе с Германией в 1941-1944, и, наконец, против Германии в Лапландской войне 1944 года. Во время холодной войны Финляндия была практически отрезанным от внешнего мира буфером между Западом и Востоком.

После развала Советского Союза и пузыря, лопнувшего на рынке недвижимости, Финляндию накрыла жесточайшая рецессия и банковский кризис: за период между 1990 и 1993 годами ВВП упал на 10%, цены на жилье рухнули на 40%, а финская марка потеряла 30% от своей стоимости. Но страна не искала ни у кого помощи, а реформы, предпринятые в период кризиса, заложили основу для уверенного восстановления, символом которого служит восхождение Nokia на рынке производителей мобильных устройств. Финны присоединились к Еврозоне, однако, их отношение к Средиземноморскому клубу однозначно: перестаньте ныть и проведите реформы. Просто посмотрите на страны по ту сторону моря, на Балтике: все они пережили агонию рецессии, внутреннюю девальвацию в условиях фиксированного валютного курса, но теперь растут быстрее всех остальных в Европе. Многие южные страны поговаривают о выходе из Еврозоны. Но члены "Балтийского клуба" все еще хотят держаться вместе. Эстония перешла на евро в 2011 году. Несмотря на сомнения избирателей, Латвия планирует сделать это в следующем году. Польша и Литва тоже не отстают. Для лидеров этих стран жесткие фискальные правила - не наказание, а гарантия стабильности в будущем. Тот факт, что Кипр стал местом развлечений и копилкой для русских денег, для финнов не служит оправданием. Внутренняя политика быстро приближается к точке кипения. Рост популярности партии евроскептиков "Истинные финны", занявшей третье место на выборах в 2011 году, ставит под угрозу неудобную, шестипартийную коалицию Катайнена.

Финляндия либерализовала свои рынки, вложилась в образование и развитие технологий, сохранив при этом щедрое социальное обеспечение и стабильную финансовую систему - пример достойный не только подражания, но и восхищения. Однако финны рискуют стать жертвой собственной гордыни. Неожиданные беды могут свалиться на любую страну, и Финляндия не исключение. Некогда могущественная Nokia пребывает в упадке. Выполнять корректировки в условиях валютного союза, где страны не могут провести девальвацию или ослабить монетарную политику, гораздо сложнее, особенно, когда соседние экономики тоже замедляют темпы роста. Если бы Финляндии довелось пережить рецессию уже будучи в Еврозоне, она бы поняла, что это такое. Много ли поклонников тогда было бы у "Истинных финнов"? И как скоро Европа начала бы обсуждать "Финляндский выход"? Сейчас евро угрожает прежде всего опасная и вредная политика финансового спасения, отравляющая отношения между севером и югом. У северян, без сомнения, есть моральное право требовать ответственности от тех, кому они помогают. Но у них есть и свои собственные обязательства: предлагая условия помощи, они должны реально смотреть на вещи, и не заставлять соседей страдать понапрасну; не спешить с фискальной консолидацией, ждать, пока восстановятся другие экономики; и, конечно же, отстраивать шаткую финансовую структуру Еврозоны. Прежде всего, чтобы не допустить еще одно южного кризиса, нужно не грозить суровой расправой из своих заснеженных лесов, а работать над созданием настоящего банковского союза.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter