Акции российского автопрома: покупать или подождать? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Акции российского автопрома: покупать или подождать?

То, что отрасль переживает не лучшие времена, видно невооруженным глазом. По данным АЕБ, продажи легковых автомобилей и легких коммерческих грузовиков выросли в январе-феврале только на 3%. Столь скромная динамика совсем не характерна для этого традиционно очень динамичного сегмента
5 апреля 2013 КАМАЗ | ГАЗ | АВТОВАЗ | Архив Мальцев Олег
То, что отрасль переживает не лучшие времена, видно невооруженным глазом. По данным АЕБ, продажи легковых автомобилей и легких коммерческих грузовиков выросли в январе-феврале только на 3%. Столь скромная динамика совсем не характерна для этого традиционно очень динамичного сегмента. Не лучше обстоят дела и у производителей средних и тяжелых грузовиков, которым вступление страны в ВТО добавило головной боли и жесткой конкуренции с иностранцами. Падению спроса способствует и плохая макроэкономическая ситуация: по мере того, как показатели ухудшаются, и население, и бизнес чувствуют себя все менее уверенно, а деньги тратят все более экономно.

На слабую динамику продаж компании реагируют по-разному: переписывают долгосрочную стратегию, чтобы повысить эффективность, добавляют рабочим выходных, чтобы избежать перепроизводства и затоваривания складов. При этом все стоически продолжают монтировать новое оборудование, чтобы обновить модельные ряды в надежде на восстановление рынка. Рассмотрим каждую компанию подробнее.

«Автоваз»
Капитализация: 24,8 млрд рублей
Средний объем торгов обыкновенными акциями: 3,7 млн рублей в день
Средний объем торгов префами: 3,7 млн рублей в день

Опубликованные на днях мартовские данные по продажам «Лад» в России выглядят неутешительно: по сравнению с мартом 2012-го падение достигло 7%. Не очень-то это соотносится с намерением увеличить показатель в этом году на 2%. Кстати, ровно на столько же – 7% – снизились продажи завода и по итогам прошлого года. Но если раньше менеджмент связывал плохую динамику, прежде всего, с окончанием госпрограммы по утилизации старых автомобилей и с обновлением модельной линейки, то теперь ссылается на общее состояние авторынка и падение интереса к машинам эконом-класса.

Именно принадлежность к эконом-классу всегда была главным конкурентным преимуществом вазовских «Лад». Менеджмент старается его удержать, но сделать это все сложнее. С одной стороны, «Автоваз» теснят бюджетные иномарки, чьи производители умудряются держать цены. В то время как заводу приходится их поднимать из-за роста себестоимости. В этом году повышение в среднем уже составило 3%. И стоило главе компании Игорю Комарову пообещать, что за весь год «Лады» подорожают не сильнее, чем потребительская корзина, как стало известно о планах правительства заставить отечественных производителей платить утилизационный сбор, который «Автовазу» встанет золотом. Из-за одного только этого фактора придется повысить цены на 5,5-10%. Есть, правда, надежда на компенсацию от государства из-за изменения правил игры. Айрат Халиков из «Велес Капитала» думает, что это будут кредиты по льготным ставкам.

Несмотря на плохую динамику продаж, завод по-прежнему планирует гигантские инвестиции до 2020 года – почти в 180 млрд рублей. И это при чистой прибыли по МСФО в 6,7 млрд по итогам 2011-го (данных за минувший год пока нет). Уже в мае в Тольятти начнется сборка обновленной «Лады Калина», затем с конвейера начнет сходить одна из моделей Renault. На той же самой производственной линии идет сборка двух других моделей на чужой платформе – Lada Largus и Nissan Almera. А в 2014-м завод планирует начать выпуск машин под брендом Datsun, принадлежащим Nissan Motor.

Медленно, но верно из российской во всех смыслах компании «Автоваз» превращается в мультибрендовое автосборочное производство. В конце концов он должен перейти под контроль иностранцев: по соглашению между «Ростехнологиями» и альянсом Renault-Nissan, произойдет это к середине 2014-го. Сможет ли «Автоваз» после этого рассчитывать на господдержку, к которой так привык за последние годы, – большой вопрос. А пока на него продолжают течь денежные ручьи. Очередной родник забил в декабре, когда ВЭБ огласился выдать долгосрочный кредит в 60 млрд рублей.

Вывод: есть надежды на то, что с помощью иностранцев автозавод поменяет лицо и начнет отвоевывать сжимающуюся долю на рынке. Теоретически это делает интересными его акции в долгосрочной перспективе. Если только договоренности с альянсом будут выполнены. Но пока что, учитывая неблагоприятную конъюнктуру, высокую вероятность корректировки производственных планов и гигантскую долговую нагрузку, покупка акций «Автоваза» вряд ли оправданна.

«Камаз»
Капитализация: 26,9 млрд рублей
Средний объем торгов акциями: 2 млн рублей в день

Проблемы с реализацией начались у компании еще в прошлом году. Если в целом по сектору объем продаж средних и тяжелых грузовиков возрос более чем на 13%, то «Камаз» продемонстрировал символический прирост в 1,3%. Основные проблемы – усиление конкуренции с иностранцами после вступления в ВТО и серый импорт дешевой продукции китайских производителей. А в этом году головной болью стал вынужденный перевод выпускаемых предприятием грузовиков на более высокий экологический стандарт «Евро-4», из-за чего возникла необходимость поднять цены на 10-15%.

«Камаз» одним из первых в отрасли предпринял решительные меры: продлил новогодние каникулы, а затем сократил рабочую неделю, пересмотрел стратегию до 2020 года, решив сосредоточиться не на расширении производства, а на повышении эффективности за счет выпуска более маржинальной продукции (хоть в меньших объемах). И одним из первых дал пессимистичный прогноз по продажам на 2013-й, согласно которому они должны продемонстрировать нулевую динамику. Впрочем, даже достижение столь скромной цели уже находится под вопросом – об этом свидетельствуют данные за январь-март. Из-за низкого спроса производство машинокомплектов пришлось сократить сразу на 20,7%.

При этом, как и «Автоваз», «Камаз» планирует в ближайшие годы вложиться в модернизацию мощностей, пустив на это свыше 60 млрд рублей (почти треть – в этом и следующем годах). Но если основные вазовские проекты начнут приносить первую отдачу уже в ближайшие месяцы, то в данном случае переход на новое поколение продукции ожидается лишь в 2014-2016 годах. Компании придется наращивать уровень долга, нынешняя нагрузка это ему позволяет, считает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала».

На реализацию долгосрочной стратегии должны повлиять два важных события. Во-первых, укрепление партнерства с Daimler, который давно уже планирует довести свой пакет в «Камазе» до блокирующего (сейчас немцам принадлежит 11% и еще 4% акций находится в совместном управлении с ЕБРР), а в отдаленной перспективе – и до контрольного. И в своей стратегии «Камаз» отводит важную роль интеграции с Daimler, надеясь с его помощью довести эффективность производства до уровня передовых компаний отрасли. Только вот определенности со сделкой до сих пор нет. По последним данным, переговоры временно приостановлены – стороны никак не сойдутся в цене.

Второе ожидаемое важное событие – это создание альянса «Камаза» с МАЗом, вторым по объемам продаж в России производителем крупнотоннажных грузовиков. «Росбелавто» будет контролировать 49% российского рынка тяжелых и 35% - среднетоннажных грузовиков. «Камаз» надеется снизить издержки за счет унификации технологий и единой маркетинговой политики, но у сделки будут и минусы. Сейчас говорится о создании СП на паритетных началах. Получится, что «Ростехнологии» потеряют контроль над «Камазом», а это может усложнить задачу по интеграции с Daimler. Кроме того, из-за сложной акционерной структуры возможны проблемы с координацией работы, предупреждает Артем Егоренков из «Уралсиб Кэпитал».

Вывод: в обеих сделках – и с Daimler, и с МАЗом – акции «Камаза» будут оценены гораздо выше рыночной цены, уверены аналитики. Это поддержит их котировки. Таким образом, в ближайшем будущем у этих бумаг могут появиться драйверы, связанные не с производственными результатами, а с корпоративными событиями. Акции можно включить в спекулятивный портфель.

«Соллерс»
Капитализация: 25,9 млрд рублей
Средний объем торгов акциями: 7,7 млн рублей в день

«Соллерс» контрастирует с остальными российскими автопроизводителями. Его прошлогодние продажи не снизились, а заметно выросли – в на 14,5%, а данные за январь и февраль показывают дальнейший прирост на 8% и 7% соответственно. Компания в отличие от некоторых не несет гигантского долгового бремени. По последним данным чистый долг составляет 11,8 млрд рублей – не так уж много на фоне чистой прибыли в 2,6 млрд рублей только за первое полугодие 2012-го. Да еще и качество корпоративного управления на высоте. Одна беда: дешевыми акции «Соллерса» уже не назовешь: на фоне его успехов котировки подскочили с начала прошлого года в 2,5 раза. Эксперты вынуждены менять рекомендации: например, UBS снизил оценку до «нейтральной».

Но Ирина Ступаченко из «Открытия» надеется, что уже в ближайшие дни у акций появится важный драйвер. Компания на следующей неделе отчитается за год по МСФО и может продемонстрировать рост скорректированной чистой прибыли более чем вдвое до 4,9 млрд рублей. И «Соллерс» может направить акционерам высокие дивиденды. Компания не платила их с 2009 года, но всегда заявляла, что готова возобновить выплаты при соблюдении двух условий: 1) наличия чистой прибыли; 2) коэффициента чистая прибыль / EBITDA ниже 1,5. Компания вышла на прибыльный уровень еще в 2011-м, а коэффициент на этот раз, как ожидается, составит 1,25. Исторически «Соллерс» распределял между владельцами акций 30-40% чистой прибыли по МСФО. В данном случае это будет означать, что на акцию придется 42,5-56,7 рубля, подсчитала Ирина Ступаченко. Это соответствует неплохой дивидендной доходности - в 5,6-7,5%.

Ключевым для группы был и остается Ульяновский автозавод, выпускающий полноприводные автомобили, а также автобусы под маркой UAZ. За последнее десятилетие он обрел второе дыхание благодаря разработке новых моделей «Патриот». Но дальнейший потенциал развития бизнеса ограничен из-за узости ниши, которую продукция предприятия на рынке, а также общей технологической отсталости производства. Понимая это, менеджмент «Соллерса» ищет иностранного партнера для создания СП на базе завода, говорится в обзоре «Рай, Ман энд Гор Секьюритиз». Аналитики ожидают положительного исхода переговоров в течение этого года.

Меж тем, главными драйверами для роста продаж «Соллерса» выступают другие его активы. Продукции УАЗа было продано в феврале на 3% больше, чем годом ранее, а продажи автомобилей SsangYong увеличились на 14%. Это, кстати, не так уж и много, если помнить о прошлогоднем скачке на 37%. Сказывается и общее охлаждение рынка, и тот факт, что запущенный в 2009 году завод «Соллерс – Дальний Восток», где организована сборка этих машин, уже приблизился к выходу на проектную мощность.

Хотя в прошлом году «Соллерс» продавал машины лучше многих конкурентов, общее охлаждение покупательского спроса тоже должно отразиться на его результатах. А вот решение властей ввести утилизационный сбор для отечественных автомобилей повлияет на компанию двояко. С одной стороны, УАЗу придется повышать цены, с другой – работающие в России совместные предприятия «Соллерса» получат компенсацию от государства, что поставит их в привилегированное положение по сравнению с конкурентами – импортерами машин.

Всего у «Соллерса» создано четыре совместных предприятия. Самый существенный вклад в финансовые результаты вносит СП с «Фордом», которое в начале года показало снижение продаж на 3%. Оно занимается производством, реализацией и обслуживанием автомобилей Ford в России. С октября прошлого года заработало СП с Mazda. В годовой отчетности по МСФО, которая выйдет в апреле, будут отражены первые финансовые результаты его работы, что может послужить драйвером для котировок, считают в БКС. Также в феврале началась сборка автомобилей Toyota на совместном предприятии с Mitsui, правда пока небольшими партиями. Наконец, у «Соллерса» есть сравнительно небольшое СП с Isuzu по выпуску шасси для коммерческих автомобилей.

Что же касается Заволжского моторного завода (ЗМЗ), который тоже принадлежит «Соллерсу», то его можно считать своеобразным запасным аэродром. Больше половины мощностей этого предприятия простаивает уже несколько лет, после того как ГАЗ, которому раньше поставлялась основная часть продукции, прекратил закупки. Учитывая, что законодательство предписывает иностранным производителям довести локализацию производства до 60% и многим из них предстоит создать в России дополнительные мощности, ЗМЗ вполне может кого-то из них заинтересовать как хороший кандидат на участие в СП по сборке двигателей, считают аналитики. В этом случае он сгенерировал бы для материнской компании дополнительную акционерную стоимость.

Вывод: акции «Соллерса» являются самыми привлекательными в секторе. Еще большей привлекательности им добавит решерие о выплате дивидендов по итогам прошлого года, если оно будет принято (реестр закроется 8 апреля, но рекомендацию по дивидендам совет директоров компании обычно дает после этой даты). В ожидании новостей покупка бумаг может быть интересной как спекулянтам, так и инвесторам.

ГАЗ
Капитализация: 26,6 млрд рублей
Средний объем торгов обыкновенными акциями: 0,7 млн рублей в день
Средний объем торгов префами: 0,1 млн рублей в день

«Коньком» ГАЗа считается коммерческий транспорт – «Газели» в их различных модификациях. Но группа выпускает не только их. В отличие от конкурентов она представлена практически во всех сегментах автомобильного рынка – от легковых машин до автобусов и тяжелых грузовиков. Помимо хорошей диверсификации в плюс можно записать и опытный менеджмент: ГАЗом рулит бывший глобальный менеджер по закупкам GM Бу Андерссон, которого Олег Дерипаска в 2009 году позвал вытаскивать предприятие из кризиса. С тех пор продуктовая линейка заводов, входящих в группу, постоянно пополняется моделями западных брендов. В конце прошлого года ГАЗ приступил к полному циклу сборки ŠKODA Yeti, в феврале с конвейера сошел первый Chevrolet Aveo, а вскоре начнется выпуск Škoda Octavia и Volkswagen Jetta.

ГАЗ развивает контрактное производство на мощностях в Нижнем Новгороде, часть из которых освободилась в 2010-м после прекращения выпуска собственной легковушки Volga Siber. В дальнейшем объемы автомобилей, собираемых по контрактам с иностранцами, вырастут в разы. Предполагается, что уже в следующем году на них будет приходиться половина от общего объема выпуска ГАЗа. В денежном выражении это может добавить к чистой прибыли до 1 млрд рублей. А группе как раз нужны будут деньги, чтобы начать расплачиваться с ВТБ по крупному кредиту в 38 млрд рублей.

В начале этого года поступили обнадеживающие сигналы и из основного подразделения ГАЗа по производству грузовиков – автомобильного завода «Урал». После слабого 2012 года, когда объемы выпуска рухнули на 43% из-за отсутствия новых заказов от Минобороны, завод вернулся к пятидневной рабочей неделе, видя повышение спроса на свою продукцию. Старший аналитик БКС Игорь Краевский считает, что наряду с растущими объемами выпуска легковушек этот фактор поможет ГАЗу улучшить финпоказатели уже в этом году. Кроме того, большие надежды связаны с новой модификацией «Газели» с забавным названием «Газель Next», выпуск которой вот-вот начнется. По итогам прошлого года продажи этой продукции у ГАЗа изменились незначительно, как и объем всего сегмента легких и среднетоннажных машин в России.

А вот на фондовом рынке у ГАЗа имеется пара серьезных проблем. Это крайне низкая ликвидность акций, соседствующая с невысоким уровнем корпоративного управления. Информации раскрывается мало (ГАЗ неожиданно отказался проводить телефонную конференцию с аналитиками по итогам первого полугодия), а структура собственности до недавнего времени была частично закольцована: крупными пакетами ОАО «ГАЗ» владели его «дочки». В прошлом году компания провела закулисные сделки с квазиказначейскими акциями, продав их офшорной структуре, и, скорее всего, по цене ниже рыночной, говорится в обзоре «ВТБ Капитала». С точки зрения корпоративного управления это значительный шаг назад. К тому же, инвесторов беспокоит неопределенность вокруг возможного IPO – то ли на бирже будут проданы акции самого ГАЗа, что было бы крайне благоприятным событием, то ли материнских «Русских машин», что гораздо хуже.

Вывод: пока компания не улучшит качество корпоративного управления, с акциями ГАЗа вряд ли стоит связываться - слишком велики риски.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter