Артем Ейсков Аналитика | Периодика

В чём реальные причины успеха Tesla?

3 июня 2013  Источник / http://superinvestor.ru
В последние месяцы акции производителя электромобилей Tesla Motors – среди главных “звёзд” на американском рынке. За 100 дней они подорожали втрое до $114, принеся инвесторам гигантскую прибыль и выведя капитализацию компании на уровень $12 млрд – это, для сравнения, пятая часть от стоимости Ford Motor Company. Несмотря на падение котировок на 5,7% в среду, их предыдущий рост впечатляет: цена компании почти удвоилась с начала мая. Поводом для роста цены акций стали успехи Tesla в продаже машин и ведении бизнеса (позже мы увидим, что это несколько разные вещи): в первом квартале было продано 4900 электрокаров, а компания впервые в истории получила прибыль, которая составила $11,2 млн. Кроме того, Tesla пообещала досрочно вернуть правительству кредит на $451,8 млн, полученный в 2010 году на строительство завода и разработку новой модели, а также привлекла примерно миллиард долларов свежих инвестиций.

Казалось бы, мечта относительно разумной части “зелёных” (то есть тех, кто хочет, чтобы природосберегающие технологии себя окупали) наконец-то начинает сбываться. Однако, всё далеко не так просто и хорошо. При ближайшем рассмотрении отчётность компании оказывается “дутой”, убытки скоро вернутся, а за успех миллиардера Элона Маска (владеющего четвертью акций) и его друзей из Goldman Sachs в существенной степени платят американский бюджет и прямые конкуренты. Случай Tesla показателен для сегодняшней “передовой” экономики и может стать хорошим уроком для непрофессиональных инвесторов, желающих получить доход на модных экономических трендах.


Машины Tesla – это не просто средство передвижения, это что-то вроде объекта с выставки достижений народного хозяйства США под управлением Демократической партии. Нечто высокотехнологичное, модное, зелёное и успешное. Соответственно, без государственной поддержки в таком важном деле обойтись нельзя. Каждый покупатель Tesla (а это не бедные люди – машины стоят порядка $80-100 тыс.) получает от правительства подарок в размере $7500 налогового вычета. Кроме того, отдельные штаты предоставляют субсидии таким покупателям на сумму от $2500 в Калифорнии до $4000 в Иллинойсе. Естественно, это положительно сказывается на объёмах продаж, то есть влияет не только на покупателей, но и на саму компанию. А налогоплательщикам эти вычеты и субсидии обходятся за год в сумму порядка четверти миллиарда долларов.

Впрочем, это приятные, но всё же мелочи. Намного более весомой частью дохода непосредственно для Tesla стало право на продажу эмиссионных “кредитов”, придуманных калифорнийскими властями. Схема работает так: если автопроизводитель не поставляет в штат определённое количество “экологически чистых” машин, то за каждую проданную “грязную” ему начисляется некий штраф. Каждая компания получает некоторое количество эмиссионных “кредитов” от штата, в пределах которых штраф платить не надо. Но превышение этого уровня приводит к необходимости платить реальные деньги. Tesla не производит “грязные” автомобили, поэтому не тратит “кредит”, а значит, может его продать тем компаниям, кто выходит за рамки допустимого. Только за первый квартал выручка от этих платежей составила $68 млн. Если бы этих денег не было, Tesla получила бы за этот период не прибыль, а убыток в $57 млн. Напомним, речь идёт не о гиганте машиностроения, а, по сути, о мастерской, производящей 50-60 машин в день.

Помимо доходов от продажи эмиссионных кредитов, по данным отчётности, Tesla получает ещё довольно много денег от разовых, случайных и прочих источников. Если исключить из выручки эти деньги, оставив только доходы от основной деятельности, то получится, что первый квартал принёс “успешной” компании убытки на $91 млн или примерно $18,5 тыс. на каждую проданную машину ценой в среднем около $80 тыс.

Можно предположить, что оптимизм инвесторов основан на понимании того, что “побочные” доходы компании останутся высокими ещё долгое время. Однако, даже по словам самого Элона Маска – основного владельца и лидера Tesla, эмиссионная прибыль упадёт до нуля уже в четвёртом квартале нынешнего года, а объём производства останется прежним. То есть почти наверняка 2013 год станет очередным убыточным годом для производителя модных электромашин.

Инвесторы не любят, когда бумажная прибыль превращается в реальные убытки, поэтому рассчитывать на рост цены акций Tesla до $200 (такие оценки встречаются в прессе) было бы несколько странно. Пожалуй, самую оптимистичную оценку справедливой стоимости акций Tesla на сегодня даёт Morgan Stanley – $109 за акцию, её любят приводить фанаты компании. Но стоит заметить, что сам MS определяет эту оценку как “оптимистичную”, а “пессимистичный” ценник ставит на уровне $20 за акцию. Другие инвестбанки оценивают акции Tesla в $50-90.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=180182. Об использовании информации.