Неравенство и высшее образование в США » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Неравенство и высшее образование в США

Brookings Institution опубликовал доклад, посвященный проблемам социальной мобильности и неравенства в контексте получения высшего образования. Публикую у себя некоторые интересные выводы из этого отчета.
15 июля 2013 giovanni1313
График показывает, насколько изменились реальные доходы, получаемые американскими семьями с детьми, с 1975 по 2011 год
Для 35% детей доходы семьи упали за прошедшие тридцать шесть лет. Причем для 15% это падение было весьма внушительным. В качестве причин падения доходов эксперты Brookings отмечают, помимо общего усиления неравенства в доходах, еще и увеличение числа неполных семей (с одним родителем). По каким-то непонятным причинам не упоминается фактор значительного увеличения доли детей, родившихся в семьях с латиноамериканским происхождением (и, в меньшей степени, других «цветных» меньшинств). А ведь уровень доходов латиноамериканского населения значительно ниже среднего по стране. Вообще тему расовой дифференциации данный доклад игнорирует, что выглядит немного странно.
Распределение детей, живущих за чертой бедности, по расово-этнонациональным признакам в 2011 выглядело следующим образом:

Неравенство и высшее образование в США


Исследователи считают, что получение высшего образования является очень эффективным инструментом социальной мобильности. Однако этот социальный лифт работает далеко от своего потенциала. Следующий график показывает долю лиц, получивших высшее образование, в зависимости от доходов семьи, в которой они росли.

Неравенство и высшее образование в США


На графике видно очень большое расхождение в уровне образования для разных слоев населения. Более того, в абсолютном выражении это расхождение увеличилось за последние 30 лет. Но дело не только в наличии высшего образования, но и в его качестве. Это иллюстрирует следующий график, где отмечено распределение студентов 1-го (наиболее бедные) и 4-го (наиболее богатые) квартиля по доходам в зависимости от престижности ВУЗа:

Неравенство и высшее образование в США


Слева направо – образовательные учреждения в порядке роста престижности: не превышающие среднего образования; «общественные колледжи» (аналог среднего специального образования); ВУЗы с низким конкурсом или с отсутствием такового; ВУЗы со средним конкурсом (до 3-ёх человек на место); элитные ВУЗы. Элитные учебные заведения посещают в подавляющем большинстве студенты из наиболее обеспеченных семей.
При этом исследователи не считают, что стоимость обучения является серьезным барьером для студентов из семей с низкими доходами. По крайней мере, если речь не идет об элитных частных ВУЗах. Так, средняя стоимость обучения с учетом государственных субсидий в 2012/2013 году составляет лишь 3 000 долларов для государственного колледжа. Для частных ВУЗов затраты будут уже неподъемны для семей с низкими доходами: в среднем они составляют ок. 13,5 тыс. долларов. Но к цифрам непосредственно за обучение часто нужно прибавлять стоимость питания, проживания и других услуг, предоставляемых колледжом. Я не знаю, субсидируются ли государством эти расходы, но их величина является весьма значительной в сравнении с субсидированной стоимостью обучения. Так, для государственных ВУЗов в 2011/2012 величина расходов по этим двум статьям составляла 9,1 тыс. долл., для частных – 10,2 тыс. долл. Такие суммы вряд ли будут по силам семьям с низкими доходами. По состоянию на 2011 год 27% семей имели годовой доход менее 35 тыс. долл.
Brookings уповает на образовательное кредитование. Действительно, если государство не в состоянии сдерживать социальное расслоение, оно должно всеми возможными способами облегчить доступ к социальным лифтам перспективным и амбициозным молодым людям. Но пока и на этом пути не все гладко. С 1 июля удвоилась процентная ставка по студенческим займам программы "Стаффорд". Политики в очередной раз не смогли договориться по важной для общества проблеме. По уже выданным ссудам растет доля проблемных, что во многом связано с депрессивным состоянием рынка труда. Очевидно, что проблемы в нынешней модели функционирования системы высшего образования в США не имеют простых решений. Но для обеспечения долгосрочной социальной стабильности и устойчивого развития совершенствование высшего образование является ключевым элементом.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter