Анна Королева Новости | Эксперт Online

Фото: АР

Автоваз кратно нарастил убытки

Автоконцерн отчитался по итогам первого полугодия, показав снижение почти всех ключевых показателей
Автоваз опубликовал отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) по итогам первого полугодия. Согласно озвученным данным, убыток российской компании в отчетный период вырос в восемь раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 3 млрд 726 млн рублей. В то же время выручка АвтоВАЗа снизилась на 3,8% по сравнению с первым полугодием 2012 года и составила 81 млрд 416 млн рублей, валовая прибыль – 4 млрд 760 млн рублей, что на 42% ниже показателя первого полугодия 2012 года. Убыток от продаж достиг 1 млрд 928 млн рублей по сравнению с прибылью в размере 1 млрд 212 млн рублей, зафиксированных в первом квартале 2012 года. Убыток до налогообложения - 4 млрд 648 млн рублей, что в 16,2 раза больше показателя прошлого года.

Такие слабые результаты были ожидаемы, указывает управляющий директор отдела фондовых операций инвестиционной компании Concern General Invest Ацамаз Басиев. АвтоВаз обновляет модельный ряд (часть мощностей в связи с этим недозагружена, корректируется производственный план. Единственное, что оказалось хуже прогнозов, – это рост себестоимости производства (на 0,2% до 76,7 млрд руб.). К тому же слабые результаты АвтоВАЗа вызваны отраслевым спадом, добавляет заместитель начальника отдела анализа макроэкономики и конъюнктуры финансовых рынков инвестиционного департамента Промсвязьбанка Олег Шагов. Автопроизводители ограничивают выпуск машин, чтобы избежать кризиса перепроизводства в условиях сжимающегося спроса. Действительно, по данным Ассоциации европейского бизнеса в январе-июне текущего года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6%, и ситуация в отрасли до конца года вряд ли выправится. Спад производства легковых автомобилей в РФ не одномоментное явление, а формирующаяся тенденция.

Для подобных результатов на самом деле было несколько основных причин, объясняет начальник управления инвестиционных операций Ланта-Банка Олег Поддымников. Во-первых, падение продаж на 6.7% вследствие общего снижения рынка. Во-вторых, рост затрат на производство новых моделей. Lada Samara и Lada Priora продаются уже давно и пользуются меньшим спросом у покупателей, и поэтому компания действительно вынуждена ускорять обновление модельного ряда, запустив Lada Kalina второго поколения, а осенью ожидается начало продаж обновленной Priora, флагманской модели АвтоВАЗа. Замедлить падение продаж, полагает эксперт, может помочь, в том числе, рост автокредитования. В последнее время продажи автомобилей все больше зависят от развития этого сегмента. С начала года доля автомобилей, купленных в кредит выросла до 44% против 34.2% в 2012 году. Впрочем, и тут есть риски: в случае ухудшения ситуации на мировых рынках и роста ставок падение продаж автомобилей может продолжиться.

АвтоВаз в настоящее время проходит через сложный период реструктуризации и модернизации производства, ключевой задачей которого является повышение производительности труда, отмечает директор департамента управления активами и исследований рынков МФЦ Илья Сизов. К 2020 году году планируется увеличить выпуск автомобилей в 1.5 раза, до 1,1 млн. Текущие показатели убытков не стоит переоценивать - они во многом связаны с падением продаж из-за общей ситуации складывающейся в российской экономике и существенными затратами на подготовку производства новых моделей.

Противостоять негативному тренду в экономике у АвтоВаза нет возможностей, однако правительство на самом деле сейчас прикладывает достаточно усилий для улучшения макроэкономической ситуации, в том числе и возобновлением государственной программы льготного автокредитования. А вот затраты на обновление линейки выпускаемых автомобилей можно признать позитивным событием, и к концу года финансовые показатели с большой долей вероятности будут улучшаться, считает Илья Сизов.

Но когда государство спасало АвтоВАЗ в 2009 году с помощью бюджетных ресурсов, оно являлось контролирующим собственником завода, напоминает управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая. Сейчас ситуация изменилась - контроль перешел к альянсу Renault-Nissan, хотя госкомпания Ростехнологии по-прежнему владеет блокпакетом. Изменения в капитале произошли в конце 2012 года, и согласно условиям сделки альянс Renault-Nissan инвестирует в завод 23 млрд рублей до 2014 года. То есть государство частично переложило заботу о системообразующем предприятии на плечи иностранных инвесторов, что эффективно с точки зрения управления бюджетными ресурсами. Как полагает эксперт, убыток АвтоВАЗа не является критичным, как это было в 2008-2009 годах. Тогда только долг поставщикам составлял 14 млрд рублей, а производство продукции "сложилось" вдвое. Сейчас ситуация хотя и непростая, но вопроса о банкротстве завода не стоит, прогноз по продажам на 2013 год понижен "всего" на 10% г/г, что представляется объективным с учетом слабого роста экономики. Не стоит также забывать, что на продукцию завода по-прежнему распространяются льготные программы кредитования в банках, субсидируемые из бюджета.

И все же перспективы АвтоВаза, считает Ацамаз Басиев, не радужные: еще в начале года автоконцерн прогнозировал рост продаж на уровне 2%, рост производства на 14%, и закладывал обновление модельного ряда с переходом в более дорогую ценовую категорию. Эти решения сейчас существенно ухудшают финпоказатели компании, и маловероятно, что ситуация сильно улучшится к концу года.
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=184393. Об использовании информации.