Статьи | УК «Арсагера»

Место и роль компаний, управляющих капиталом, в экономике

18 сентября 2013  Источник / http://www.arsagera.ru/
В статье «Зачем нам фондовый рынок» мы рассказали о трех основных функциях фондового рынка:

возможность для людей владеть бизнесом с помощью акций,
возможность для бизнеса получать средства на развитие,
фондовый рынок - это механизм конкуренции и естественного отбора лучших компаний. Взаимодействие людей и бизнеса в рамках экономики представлены на схеме ниже. Тут же выделена та часть взаимодействия, где присутствуют компании, управляющие капиталом.

Место и роль компаний, управляющих капиталом, в экономике


К компаниям, управляющим капиталом (УК), в терминах данной статьи, мы будем относить организации, предоставляющие услуги по осуществлению сбережений и инвестиций в бизнес для физических лиц. Сюда можно отнести компании, управляющие ПИФами и индивидуальными портфелями, а также пенсионные фонды. Следует уточнить, что НПФы непосредственно управлением активами не занимаются. К их функциям относится:

операционный сервис по привлечению денег от людей,
выбор управляющих, непосредственно осуществляющих операции с активами,
операционный сервис по выплате доходов по аннуитетной схеме при достижении пенсионного возраста.

Основные варианты инвестиций в бизнес:

приобретение акций (совладение бизнесом),
приобретение облигаций (прямое кредитование бизнеса).

Основные варианты получение инвестиционного дохода:

проценты по облигациям и номинал (при погашении),
рост курсовой стоимости ценных бумаг,
дивиденды по акциям.

Мы в рамках данной статьи не рассматриваем все варианты сбережений, оставляя за схемой те, что не связаны напрямую с вложением в бизнес: приобретение государственных облигаций, золота, а также банковские депозиты (депозиты можно рассматривать как способ вложения в бизнес лишь в части пропорциональной кредитованию компаний). Тем более что роль УК при осуществлении таких сбережений обычно сведена к минимуму.
Основные функции УК при взаимодействии с людьми

1. Организационно-операционные: предоставление максимально удобных сервисов для осуществления инвестиций и получения дохода от них (широкая дистрибъюторская сеть, дистанционное оформление документов, четкость и скорость обслуживания, надежность инфраструктуры и т.д.).

2. Выбор активов и управление капиталом, направленное на повышение благосостояния клиентов. В развитых странах очень большой объем услуг УК (и, соответственно, вложений людей) приходится на индексные ПИФы, которые обеспечивают среднерыночный результат. Если же УК предлагает активное управление (портфель отличается от индексного), то основной критерий оценки такой услуги - сравнение результата с индексом. Людям имеет смысл выбирать только те УК, которые при активном управлении способны обеспечивать результат, стабильно превышающий среднерыночный в долгосрочной перспективе.

3. Информационные. В первую очередь это общеобразовательная информация об инвестициях и правилах управления личным капиталом. В развитых странах данную функцию выполняет государство посредством системы образования. На текущий момент в России государственные органы делают крайне мало в данном направлении, поэтому основное бремя по повышению финансовой грамотности ложится на УК.

Однако существует проблема понимания финансовой грамотности даже среди УК. Очень часто в качестве финансовой грамотности выдается умение играть на колебаниях финансовых рынков, включая операции на срочном рынке или рынке forex, знание технического анализа и мани-менеджмента, использование «шортов» и «плечей» и пр. Мы считаем, что основные задачи в части повышения финансовой грамотности это:

объяснение значения инвестиций в жизни отдельного человека и общества в целом;
объяснение разницы между производительными (акции, облигации) и непроизводительными (игровыми) активами - срочный рынок и forex;
объяснение взаимосвязи экономики и фондового рынка;
объяснение основных правил управления личным капиталом (в зависимости от возраста, стабильности доходов и структуры активов), в том числе самостоятельного управления (например, преимущества индексного инвестирования и диверсификации для частного инвестора);
предупреждение об опасностях, ошибках и подводных камнях, таких как финансовые пирамиды, попытки играть на рынке forex и на колебаниях котировок, использование «шортов», «плечей», «стоп-лоссов» и т.д.

Когда система образования в государстве справляется с этой функцией, информационные функции УК сводятся к следующим двум:

информация о своих подходах и конкурентных преимуществах,
обязательная и необязательная (расширенная) отчетность об операциях с активами под управлением.


Основные функции УК при взаимодействии с бизнесом

В развитых странах публичным компаниям и их советам директоров понятно, что основная задача любого бизнеса - это создание стоимости для ВСЕХ акционеров. При этом права и интересы миноритарных акционеров регулирующие органы защищают особенно щепетильно, понимая, что это залог доверия к системе в целом. В противном случае, национальный фондовый рынок может просто исчезнуть.

В России многие публичные компании, их крупные акционеры, советы директоров и даже регулирующие органы и суды зачастую этого не понимают.

Основные требования к публичной компании при выстраивании отношений с инвесторами (IR) это:

максимально добросовестное поведение по отношению ко ВСЕМ акционерам,
соблюдение высоких стандартов корпоративного управления,
грамотное управление акционерным капиталом.

Задача УК как профессиональных инвесторов - оказывать влияние на публичные компании для соблюдения этих требований. Для этого УК могут:

добиваться полноты и качества обязательной отчетности и раскрытия информации (в том числе с помощью регулирующих органов и судов);
предлагать компаниям дополнительные формы раскрытия информации и информирования о своей деятельности;
давать оценку качеству корпоративного управления, а также указывать на пути его повышения;
давать оценку экономической обоснованности проведения корпоративных действий и их параметров, например, таких как выплата дивидендов, проведение бай-бэков, допэмиссий, слияний, поглощений, выделений и пр., а также предлагать пути повышения эффективности таких действий;
организовывать вывод на биржу ценных бумаг эмитентов;
осуществлять защиту прав миноритарных акционеров, в том числе и в суде.

Как минимум УК могут предоставить публичным компаниям информацию о том, как можно улучшить качество взаимоотношений с инвесторами (для этого даже не обязательно быль владельцем их ценных бумаг). Приобретая ценные бумаги, УК уже могут требовать (в том числе через суд или с помощью регулирующих органов) соблюдения минимальных стандартов установленных законодательством.

Если доля инвестиций УК в бизнес публичных компаний становится достаточно существенной (как, например, в развитых странах), то появляется возможность участия в органах управления (в советах директоров). В этом случае у УК появляется управленческий рычаг и возможность непосредственно инициировать вышеперечисленные действия, направленные на повышение качества взаимоотношений с инвесторами.

В пределе УК может даже влиять на операционную эффективность и назначение исполнительного менеджмента публичных компаний.

Действия, направленные на повышение качества взаимоотношений с инвесторами, ведут к росту инвестиционной привлекательности публичных компаний и, как следствие, к развитию экономики и повышению уровня жизни в стране.

Место и роль компаний, управляющих капиталом, в экономике


Выводы:

Основные функции УК в части взаимодействия с людьми: предоставление качественного операционного сервиса, управление капиталом, обеспечивающее рост благосостояния, предоставление информации о своей деятельности и повышение финансовой грамотности.
Основная функция УК как профессиональных инвесторов и эффективных собственников при взаимодействии с бизнесом – оказание максимально возможного влияния на публичные компании для повышения качества их взаимоотношений с инвесторами.

При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=188178. Присылайте свои материалы для публикации на сайте. Об использовании информации. Реклама на сайте