Анастасия ЯКОВЛЕВА, Людмила КАВЕРЗНЕВА Аналитика | Периодика

Исповедальня для трейдера

21 сентября 2013  Источник / http://fomag.ru/
Основатель LiveInternet
Герман Клименко

Соцсети — это сообщество по профессиональным и социальным интересам. Все попытки перегрузить их опциями терпели крах. Для проекта Smart-lab был взят бесплатный движок Livestreet и один хороший программист, который под руководством Тимофея Мартынова ломал и корежил код. Моя роль заключалась в том, чтобы не дать сделать слишком много умных и хороших вещей, которые хотел Тимофей. К счастью, он в то время очень мало знал про программистов, про их лень, про неспособность телепатически понять, что надо заказчику. Мне удалось продинамить почти все идеи Тимофея, хотя я говорил ему «да», «конечно». И это из‑за того, что я был абсолютно уверен, что проекту нужен только сам Тимофей и работающий сайт. Мы обозначили своим соперником Comon.

Для начала надо было получить сто постов в день, вот тогда наступит счастье. Тимофей говорил: «Легко!» и шел писать очередные пять постов в день. На первых порах он писал 90% контента, а каждый новый зарегистрировавшийся трейдер вызывал у него сначала бурю надежды, а затем разочарование. Трейдеры не хотели писать сразу много, а Тимофей фрустрировал. Я его успокаивал и убеждал, что все будет хорошо, что пользователи вот-вот начнут писать. Это был самый трудный момент в процессе создания ресурса. В трехмесячных дискуссиях о том, какие прекрасные и полезные плагины мы прикрутим к Smart-lab, мы дожили до начала естественного роста. Адекватные участники сети прибывали уже ежедневно и тут же бросались в бой, строча комментарии. Начались нагрузки на сайт, и вместо создания прекрасных новых опций мы занялись борьбой с ними. В результате начал расти поисковый трафик и число постов, то есть проект состоялся.
Поскольку трейдинг очень индивидуальное занятие, участникам рынка важно выговориться после и во время торгов. Прекрасную возможность общения дают социальные сети и блоги, которые позволяют расслабиться и узнать, как торгуют другие. Из России в Азию

Сообщество Whotrades было создано в 2006 году и принадлежит холдингу «Финам». Первоначально оно называлось Comon. Как утверждают в компании, проект в итоге стал международным и сменил название на WhoTrades. Идея его создания появилась сама собой на фоне повышения интереса к интернет-трейдингу и начавшегося бума соцсетей, вспоминает руководитель отдела развития интернет-проектов холдинга «Финам» Дмитрий Трость. В этой соцсети трейдеры и управляющие хвастаются своей доходностью, пытаются набрать популярность, создают стратегии и зарабатывают на подписчиках. Ежедневная посещаемость сайта, по утверждению владельцев, доходит до 40 тысяч человек, а количество пользователей в месяц составляет около одного миллиона.

Трафик посещений сайта зависит от того, как работает биржа и рынки, поэтому в выходные дни активность падает, а в будни вновь возрастает. По словам г-на Тростя, пик посещаемости обычно приходится на вторник и среду, а летом и в новогодние каникулы жизнь в соцсети замирает. Такая закономерность наблюдается во всех странах. В марте 2011 года была проведена первая обширная рекламная кампания, благодаря которой, по утверждению создателей соцсети, аудитория сайта за один месяц увеличилась с 50 до 200 тысяч человек. Однако примерно через год стало понятно, что развитие без поддержки других стран невозможно. «Существовавший проект было бы очень трудно локализовывать под каждую страну, поэтому было принято решение о переезде на другую платформу и смене названия», — объясняет Дмитрий Трость. Так Comon стал WhoTrades. В 2012 году начался выход на международный рынок: сайт перешел на доменное имя в зоне com, провел рекламные кампании по всему миру, после чего в сети начали регистрироваться люди с других стран (сейчас лидирующие позиции занимает Индия). Постепенно растет активность тайцев, китайцев и арабов. В планах у WhoTrades — развитие международных рынков с акцентом на азиатском сегменте — Китае, Индии и Таиланде. «На российском рынке сейчас нет тех, кому мы могли бы завидовать. Следовательно, и конкурентов мы пока не видим. На зарубежных рынках конкуренты есть только по отдельным сервисам, например повторение сделок управляющего. Но полноценных соцсетей для трейдеров, кроме нашей, мы пока не обнаружили», — говорит представитель «Финама».

Из ЖЖ в Smart-lab

Smart-lab частично вырос из ЖЖ экс-ведущего РБК-ТВ Тимофея Мартынова, который сумел перенести аудиторию в том числе за счет известности, полученной им в телеэфире. Также в ЖЖ было сообщество гомотрейдеров, которое объединяло трейдеров и околорыночных участников за счет достаточно специфичного юмора. К примеру, чего только стоит главный символ сообщества — Черный властелин, афроамериканец и актер гей-порно. С другой стороны, Тимофей Мартынов сумел привлечь внимание этой аудитории и отнял ее у Черного властелина, предложив им взамен свой Smart-lab.ru.

Сам Тимофей Мартынов не считает свой ресурс соцсетью; скорее, профсообществом. Идея его рождения выросла из желания создать клуб трейдеров для того, чтобы торговать вместе в офисе, а не сидя дома в одиночестве.
Запуск и развитие сайта, начавшиеся три года назад, шли легко, доставляя, по словам Тимофея Мартынова, истинное удовольствие. Изначально ресурсом занимался исключительно сам г-н Мартынов, но затем безвозмездную помощь оказали ребята из Тулы. Хотя позже все‑таки пришлось прибегнуть к помощи профессиональных программистов. По словам Мартынова, самое важное при создании сайта — найти правильного партнера, который возьмет на себя решение тех вопросов, в которых ты сам не компетентен.

Тогда заниматься проектом — одно удовольствие. Одним из таких партнеров стал для него основатель LiveInternet Герман Клименко. Сейчас в день сайт посещают более двадцати тысяч человек, в месяц — около двухсот тысяч уникальных пользователей. Как рассказывает Мартынов, наибольший наплыв посетителей наблюдается в момент открытия торгов, а также когда происходит какое‑то важное для рынка событие, когда выступает глава ФРС Бен Бернанке. Когда рынки рушатся, то профучастники также бегут на Smart-lab, чтобы понять причины происходящего. Таким образом, ежедневно на сайте появляется около 200 новых записей. Аудиторию сайта составляют те, кто так или иначе интересуется инвестициями, трейдингом и сбережениями. Большая часть посетителей — внутридневные участники срочного рынка и Форекса. Есть и инвесторы, но их в сравнении с трейдерами поменьше. Среди проблем создатель Smart-lab называет претензии тех, кто недоволен размещением негативной информации о себе на сайте. К примеру, сотрудники компании Royalmaxbrokers (завершила свое существование после рейда полиции. — Прим. Financial One), угрожая судами, требовали удаления материалов об их мошенничестве. Кроме того, головную боль вызывают нецензурно выражающиеся участники Smart-lab, которые портят профессиональную атмосферу на сайте. «Мне кажется, у нас уникальное сообщество. Таких массовых и профессиональных я не встречал даже на Западе, где, по моим ощущениям, участников на каждом шагу пытаются развести на деньги», — говорит Мартынов. Своими конкурентами он считает только те сайты, которые превосходят Smart-lab по посещаемости. «В России это сайт компании «Финам». Других буду считать конкурентами, когда они дорастут до нашего уровня», — отмечает создатель сайта. По его мнению, плюс «Финама» прежде всего в наличии больших денег на развитие. «Нам всего три года, и мы не можем позволить себе тратить на сайт столько же средств», — отмечает Мартынов. Что касается минусов конкурента, то к ним Мартынов относит наполнение сайта наемными сотрудниками. «Плюс Smart-lab в том, что я трейдер, который любит писать. Я делаю Smart-lab максимально удобным для меня самого, а если будет удобно мне — будет удобно всем», — говорит г-н Мартынов. В ближайшем будущем Мартынов хочет создать единый каталог всех финансовых услуг на сайте — сначала бесплатный, а затем монетизировать его.

Инвестор.ру и Blogberg

Социальная сеть Инвестор.ру в отличие от Smartlab была рассчитана, скорее, на профессиональных участников. «Трейдеров у нас не очень много, так как мы с самого начала позиционировали сайт как сеть широкого профиля, не ограничиваясь обсуждением ценовых трендов», — отмечает президент медиа-группы «РЦБ» Александр Коланьков. Идея создания соцсети появилась в 2007 году, однако кризис нарушил планы, и запустить сеть получилось только весной 2009 года. Сначала действительно удалось переманить большую часть аудитории, и даже экс-глава ФСФР Владимир Миловидов лично полемизировал на сайте с людьми, у которых еще вчера отнял лицензию, но после того как регулятор остыл к соцсети и переехал в ЖЖ, ресурс стал гаснуть. Все это доказывает, что сети очень зависят от наличия звездных и интересных пользователей.

Александр Коланьков говорит, что создание сети шло непросто, так как опыта управления IT-командой, способной произвести продукт, не было. Ошибались во многом — начиная от подбора программистов и заканчивая формулировками техзадания. Многие вещи пришлось переделывать или доделывать уже после запуска сети, а на кое‑что, по признанию Коланькова, не хватает сил и до сих пор. Сегодня за сутки сайт посещает около тысячи уникальных пользователей, в месяц — около 30 тысяч. Если изначально группа приглашала в сеть исключительно профессионалов, то со временем на сайт стало заходить все больше простых людей, интересующихся состоянием дел в экономике. Ежедневно на сайте публикуется порядка 20 новых постов, четверть из которых бурно обсуждается. «Как и везде, людей волнует то, что на слуху в данный момент. Хотя и такие вечные темы, как строительство в России МФЦ или изменение инфраструктуры, могут за несколько часов собрать десятки комментариев», — отмечает Коланьков. О своих планах создатели сети не распространяются; отмечают лишь, что у сайта еще непаханое поле по развитию сервисов. Еще один сайт для трейдеров — Blogberg — стартовал в 2009 году. Его владельцы не раскрывают посещаемость ресурса, но ранее она составляла 3000 уникальных посетителей в день. Идейный вдохновитель сайта — Олег Богданов, который в свое время работал над проектами в РБК-ТВ, Business FM, а потом стал замгендиректора «Коммерсантъ FM». Если Тимофей Мартынов в прямом эфире не позволял себе рекламировать свои ресурсы, то Blogberg активно использовал для продвижения радио «Коммерсанта», хотя и не был аффилирован с ним. Представители Blogberg отказались раскрыть последнюю статистику посещаемости и вообще рассказывать о себе, что удивительно, так как Богданов сам когда‑то был журналистом.

По словам Мартынова, раньше Blogberg был пионером индустрии трейдерской блогосферы в России, своего рода монополистом. Изначально создателю Smart-lab не нравился дизайн и юзабилити этой соцсети, поэтому он ею и не пользовался. Но когда Мартынов запустил Smart-lab, долгое время ориентиром для него был именно Blogberg. «Я пытался обогнать и перегнать его по посещаемости. Но потом «спылесосил» аудиторию со всех подобных ресурсов. Со временем сработал эффект масштаба: логично, что люди будут сидеть в одном самом передовом сообществе, а не во множестве мелких и разрозненных», — сказал Мартынов. В «Финаме» одной из основных проблем Blogberg видят в большом количестве репостов, из‑за чего пользователю долго приходится отыскивать действительно оригинальную информацию. «Blogberg сочетает в себе информационную наполненность с небольшим количеством минусов, которые могут быть субъективными», — подытожил представитель холдинга.

Исповедальня для трейдера


Живой или мертвый

Ресурс «Живой журнал», входящий в «Рамблер-Афиша-Суп», также остается пристанищем для многих трейдеров, хотя количество мертвых журналов увеличивается, часть трейдеров переходит на другие ресурсы или вовсе исчезает. Конечно, эту сеть нельзя назвать трейдерской, так как наиболее популярные блогеры (например, адвокат Алексей Навальный или фотограф-путешественник Илья Варламов) освещают скорее политические темы. Но существенная доля трейдерского контента в ЖЖ присутствует, хотя и сочетается с общежитейскими постами. По мнению Мартынова, трейдерская лента в ЖЖ потускнела и там остались только самые большие индивидуалисты. «В LiveJournal можно писать все что хочешь — любой бред, в какой угодно форме. В этом плане мы многократно превосходим ЖЖ», — уверен Мартынов. ЖЖ довольно неповоротливый, а также технически и морально износившийся ресурс, считают в «Финаме». «Если взглянуть на топ популярных юзеров, то трудно найти там хоть одного трейдера», — говорят в компании.
С этим согласился и Александр Коланьков, назвав ЖЖ абсолютно всеядным. «Трейдерская тема там — в общем потоке обсуждаемых тем, на уровне статистической погрешности. Хотя количество участников соответствующих групп там действительно немаленькое», — отметил Коланьков.
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=188563. Присылайте свои материалы для публикации на сайте. Об использовании информации.