ФРС решила: финансовые ливни осенью не ослабеют » Элитный трейдер
Элитный трейдер


ФРС решила: финансовые ливни осенью не ослабеют

На завершившемся заседании Комитета по открытому рынку ФРС США принято решение сохранить базовую процентную ставку на рекордно низком уровне в 0-0,25% и подтверждены планы продолжить выкуп гособлигаций и ипотечных бумаг на общую сумму $85 млрд ежемесячно. На рынках праздник…
23 сентября 2013 Архив Подлевских Николай
На завершившемся заседании Комитета по открытому рынку ФРС США принято решение сохранить базовую процентную ставку на рекордно низком уровне в 0-0,25% и подтверждены планы продолжить выкуп гособлигаций и ипотечных бумаг на общую сумму $85 млрд ежемесячно. На рынках праздник…

В далеких предгорьях идут обильные дожди. У населения, живущего вблизи реки, сообщения об аномальных осадках вызывают естественное беспокойство. В их генетической памяти заложена информация о предыдущих наводнениях. Однако на реке имеется система гидротехнических сооружений, которая предохраняет их от вызванного дождями подъема воды.

Постепенно беспокойство даже уменьшается, поскольку река пока течет в штатном режиме. Однако дожди льют, не переставая, и выпадает уже многолетняя норма осадков. Демпфирующие водохранилища заполняются до своих пределов, и далее воду приходится сбрасывать в авральном порядке, для того чтобы не было еще больших проблем от их переполнения. Уровень воды в реке ниже по течению катастрофически растет. Россиянам в текущем году такая картина очень знакома, а у жителей Приамурья до сих пор вызывает озноб и массу проблем.

Денежные потоки в мировой финансовой системе можно ассоциировать с потоками воды. Их позитивное воздействие подобно орошению засушливых земель, но последствия избыточных денежных потоков могут быть не менее катастрофичными. (Недаром с таким пристальным вниманием следят за притоком и оттоком капитала из страны и вздрагивают, получив новые известия об оттоке.)

В последние годы центральные банки очень обильно орошают деньгами финансовую систему, и это становится основным фактором воздействия на рыночные поля. Особенно старается ФРС США. Финансовые ливни идут непрерывными волнами. В последний год ФРС впрыскивает деньги в систему со скоростью $85 млрд в месяц. Банковская система абсорбирует поступающую ликвидность и пока не отпускает слишком много денег в потребительский сектор. Происходит это за счет механизма делевериджа - уменьшения денежного мультипликатора банковской системы.

Понятно растущее беспокойство по поводу переполняющей финансовую систему избыточной ликвидности. Но при всей мощности и "оглушительности" проводимых программ финансового стимулирования пока ФРС удается удержать у основной массы рыночных игроков представление о том, что все находится под контролем. Анализ текстов заявлений представителей ФРС призван создать впечатление тонкого регулирования и полной управляемости.

И действительно, можно вспомнить множество нюансов изменяющихся смыслов, которые доносит до рынков руководство ФРС, например, сообщая, что "в ближайшее время при выполнении указанных условий регулятор приступит к сворачиванию программы финансового стимулирования". То есть до простых рыночных игроков (какая честь) доносят планы по возможному изменению скорости выкупа активов. К сентябрьскому заседанию ФРС рынки уже были готовы к объявлениям о начале постепенного (на 10-20%) сворачивания программы QE3. Однако этот момент вновь был отодвинут на более поздние сроки. Рынки уже закладывают в свою динамику ожидаемые "очень выверенные" действия ФРС. (Такое впечатление пытаются создать, и, как ни странно, оно действительно создается и, возможно, становится превалирующим на рынке: регулятор знает что делать, у них там все находится под контролем.)

Возможно, что такой феномен сохранения доверия связан просто с длительным существованием и достаточной стабильностью западной системы. В качестве сопоставительной иллюстрации можно описать потрясение в девяностые годы моего приятеля Сергея К., который, живя в Англии, описывал совершенно не согласующийся с нашим образом жизни случай. После иммиграции из бурлящей России, живя в небольшом городе Англии, он участвовал в опросе на тему "Требуется ли, по вашему мнению, проведение в городе референдума о небольшом изменении условий проведения ежегодного городского праздника?" Для жителей России, когда вчера - социализм, сегодня – капитализм, когда цены изменяются каждый день, а ставки Центробанка увеличиваются в разы, этот опрос был просто шокирующим. В связи с его рассказом тогда подумалось, что на Западе действуют механизмы очень тонкой настройки работающего социального механизма.

Так и последовательность действий ФРС тоже создает у инвесторов иллюзию тонкой настройки работы финансовой системы. И надо отдать должное - пока они неплохо справлялись со стоящими задачами сохранения доверия. Однако такие механизмы работают в пределах зоны регулирования. А сейчас для финансовой системы происходит приближение к пределам прочности. Но невозможно как определение их точных границ, так и то, что будет происходить после.

Даже для более простой ситуации с недавним наводнением оценочное прогнозирование оказалось слишком далеким от реальности. Казалось бы, что в указанном случае можно применить школьную задачу о бассейнах: в резервуар емкостью Q через трубу А поступает, а из трубы В вытекает определенное количество воды. За какое время резервуар наполнится водой? Но только в тестах ЕГЭ существуют простые и однозначные решения. В жизни все гораздо сложнее. Для случая водохранилища главную неопределенность составляет динамика q(t) поступающей жидкости. И гидрологам приходится решать некорректно поставленную задачу о статистически наиболее достоверной динамике притоков, допустимом уровне бассейна и оптимальном объеме дополнительных сбросов. Иногда (как показал текущий год) такая задача не получает удовлетворительного решения.

Интуитивно ясно, что и финансовая система современного мира приближается к своим пределам прочности. Но в постановке вопроса о возможности расчета таких пределов нет уверенности даже в выполнении условий корректности поставленной задачи:

1) среди исходных данных нет противоречащих друг другу условий, и задача имеет решение при любых их допустимых значениях (существование решения);

2) каждым исходным данным соответствует только одно решение (однозначность задачи);

3) решение устойчиво.


Но реально в складывающейся обстановке нельзя быть уверенным в выполнении ни одного из этих условий. А когда подступиться к решению проблемы не удается, ее обычно предпочитают не замечать и продолжают действовать так, как будто проблемы вовсе нет.

На прошедшем заседании Комитета по открытому рынку ФРС США понизил прогноз по темпам роста ВВП США на 2013 г. с 2,3% до 2%. Разочаровывающим для ФРС был рост процентных ставок долгосрочных облигаций и связанное с этим снижение ипотечного кредитования и торможение строительного сектора. Бернанке также отметил, что фискальные препятствия замедляют экономику и оказывают давление на рынок труда. По его мнению, ожидаемые в ближайшее время налоговые и бюджетные дебаты создают дополнительные риски для экономики. ФРС ожидает, что трудности в экономике будут превалировать по 2016 г. включительно, но полагает, что до конца 2016 г. инфляция будет оставаться ниже 2%.

Уровень безработицы, по мнению ФРС, опустится ниже 6% к 2016 г. ФРС ожидает повышения процентной ставки в 2015 г. и полагает, что краткосрочные ставки достигнут 2,25% к 2016 г. Исходя из оценки ситуации, ФРС приняло решение сохранить программу стимулирования в неизменном виде: по мнению ФРС, начало осени оказалось неподходящим временем для ослабевания льющихся финансовых ливней. По словам Бернанке, для будущего сокращения покупок нет никакого фиксированного календаря, но ФРС может начать сокращать покупки активов в этом году. (Посыл рынкам прост: регулятор все знает и будет реагировать должным образом.)

Рынки привычным образом (по Павлову: стимул – реакция) отреагировали на новости, а ФРС вновь способствовала закреплению условных рефлексов: больше ликвидности - выше цены (сколько пива – столько песен). Сохранение в прежнем объеме программы QE3 отодвигает ожидание ее сворачивания. Значит, потоки новой ликвидности будут по-прежнему наводнять рынки, поддерживая дальнейший рост цен. Но тем масштабнее и жестче будет последующий когнитивный диссонанс и глубже наводнение. Но это будет потом. А пока наводнения еще нет, игроки спешат использовать выпавшую возможность прокатиться на волне нового роста цен.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter