Голландская болезнь Испании? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Голландская болезнь Испании?

Ладно, в сто десятый раз запишу. Инвесторам и обывателям кризис в еврозоне уже давно стал более или менее понятен. Кто вовремя смекнул, тот заработал денег или хотя бы перестал пугаться страшных рассказов о развале еврозоны. Граждане юга еврозоны продолжают доверять европейским институтам больше, чем своим. Немцы проголосоваяли за Меркель, чем вызвали раздражение группы экономистов.
29 сентября 2013 Живой журнал | Архив kar_barabas
Никто не хочет купить таунхаус в Испании на Коста-дель-Соль? Продается недорого.

Ладно, в сто десятый раз запишу. Инвесторам и обывателям кризис в еврозоне уже давно стал более или менее понятен. Кто вовремя смекнул, тот заработал денег или хотя бы перестал пугаться страшных рассказов о развале еврозоны. Граждане юга еврозоны продолжают доверять европейским институтам больше, чем своим. Немцы проголосоваяли за Меркель, чем вызвали раздражение группы экономистов.

Поучающие заметки Мартина Вулфа похожи друг на друга. Совсем недавно нам рассказывали о сумасшедшей Латвии (Mad Latvia defies its own people to join the euro) и о ее сумасшедших уроках. На днях Мартин Вулф в ФТ похвалил ту же атаку на Шойбле, которая так понравилась Полу Кругману. В этой заметке Вулф постарался добавить иллюстрации к общему хору. На первом его рисунке мы увидели, каким, по его мнению, должен был быть рост ВВП в еврозоне (тренд) и какой он на самом деле. Вчера с точно такой же историей Вулф приговорил Осборна и британское правительство. Мы видели уже сотни таких картинок по разным странам, включая Великобританиюздесь), США, Россию...

Тезис везде одинаковый: росла экономика до кризиса в соответствии с трендом. Были у нее проблемки, но в целом все было нормально. Вот к этой норме экономика должна довольно быстро вернуться при правильной бюджетной и денежно-кредитной политике. Ну не верят эти комментаторы в докризисный перегрев и в системный финансовый шок в экономике, который ведет "новой норме", структурной безработице и падению занятости.

Как мы уже знаем, в битве против Латвии лидер уже оставил позади своих товарищей по оружию. Прочитав признания Кругмана, для пущей уверенности критикам надо постараться вспомнить, чем сопровождались перегревы: притоками капитала и дефицитом по счету текущих операций; кредитным бумом и пузырем на рынке недвижимости; раздутым от веры в сытое будущее бюджетом. Когда инвесторы вдруг над этим задумались, они испугались, и процесс закрутился в обратном направлении. Случился банковский кризис, как с Парексом, в некоторых странах возникли страхи девальвации и дефолтов, в том числе по госдолгу. Надо вспомнить и подумать, не могло ли все это привести к резкому повышению процентных ставок и тяжелому финансовому шоку. Почитать о том, как и почему восстанавливалось доверие инвесторов.

Показателен пример Испании. Луис Гарикано - oдин из создателей испанского блога "Нет ничего бесплатного" (Nada es gratis), работает в Лондонской школе экономики. В прошлом году он делал презентацию о признаках голландской болезни в Испании. В Испании не нашли нефть. Но всемирный экономический бум, океаны денег и низкие процентные ставки разбудили любовь к солнцу и недвижимости. Каждый третий Вася Пупкин из Лондона, Берлина или Москвы считал своим долгом смотаться на пляж в Испанию или даже купить себе квартирку в приятном месте. Множились рестораны и другие туристические услуги, и Испания стала быстро превращаться в стройку. Банки (чужие и свои) с удовольствием выдавали кредиты всем желающим построить или приобрести комнатку или домик в Испании, тем самым подогревая спрос. Быстро рос ВВП, инфляция тоже была выше, чем в других странах. Из-за этого после поправки на инфляцию процентные ставки были даже негативными. Но все это казалось естественным, ожидалось навсегда или очень надолго. Людей в кафе и на стройках не хватало, поэтому в либеральную Испанию приехали испаноязычные работники из бывших колоний. Целых 5 миллионов или около 10% населения Испании. Им легко давали гражданство. Чтобы мыть посуду, вытирать столы, замешивать цемент и укладывать кирпичи не нужно изучать физику с математикой и даже уметь писать. Это был рост малопроизводительной экономики. Неудивительно поэтому, что средние цифры показывали, что экономика Испании теряла конкурентоспособность.

Когда финансовый мир скрутила великая судорога, праздник закончился. Стройки замерли. Рестораны стали пустыми. Цены на жилье стали постепенно падать, безработица расти, банки перестали выдавать кредиты, озаботившись собственным выживанием. Из-за резкого повышения рисков процентные ставки в экономике резко взлетели. В сытые годы правительство привыкло к большим доходам бюджета, которые вдруг резко упали. Появился дефицит бюджета. Не на время он появился, а навсегда. Это был структурный дефицит, который во время бума не был виден. Его пришлось сокращать, проводя проциклическую политику, и вопрос был только о скорости сокращения, ни о каком бюджетном стимулировании не могло быть и речи. Банки оказались под угрозой банкротства и инвесторы подумали, что их спасение за счет налогоплательщиков обойдется бюджету в копеечку, как они испугались в Ирландии или в Латвии. В Испании появилась огромная армия безграмотных безработных. Ну не могут эти боливийцы, перуанцы, аргентинцы и испанские молодые недоучки вдруг начать производить что-то серьезное. К тому же проявились структурные проблемы рынка труда Испании, его дуализм. Работникам с постоянными контрактами уже во время кризиса повышали, вслед за инфляцией, зарплаты. С временных выгоняли толпами. Это глубоко структурные проблемы, как давно и подробно пишут экономисты Испании в своем блоге и как еще раз заметил Луис Гарикано в своей презентации и слайдах. На решение этих структурных проблем требуется время, и на лечение нет лишних денег.

Вопрос о потере конкурентоспособности за годы бума не такой простой, каким его пытались представить знайки. Доли экспортных рынков в годы бума не снижались. Бурный рост экспорта из Испании, как и из Латвии, всех их удивил. Поэтому заголовок о голландской болезни Испании (и проблемах в экспортно-торгуемом секторе) обязательно требует большого вопросительного знак. Не случайно гадают теперь ученые, почему это у Великобритании валюта ослабла, а экспорт почему-то не вырос.

Факты теперь уже просятся в историю испанского кризиса со всех сторон. Только ленивый или слепой может их не замечать. Вот картинка с богатством испанцев из свежей заметки Пикетти, выросшим за счет роста цен на недвижимость. В пике бума испанцы стали японцев 1990 года :)

Голландская болезнь Испании?


Как Мартин Вулф и иже с ним могут всего этого не видеть в Латвии, Ирландии или Испании, невозможно понять. По Латвии Кругман уже работает над своими ошибками, как и подобает лидеру критиков, столкнувшихся с неумолимыми фактами. Оливье Бланшара с коллегами он не смог обозвать идиотами, а решил, скрепя сердце, похвалить и согласиться с их рассказом о перегреве и структурной безработице в Латвии. Интересно, что теперь Кругман задумался о США, где занятость упала и не может подняться, где ВВП сорвался с тренда и не может к нему никак вернуться. Понятно, что в этом у Кругмана все еще виноваты идиоты-правители и их недалекие экономические советники... Но в свежих записях у Кругмана, похоже, закралась мысль о том, что рост кредита приводил все-таки к избыточному дополнительному спросу в экономике США, и боится он теперь, что без наращивания новых займов не получится у Америки вернуться к своему достигнутому ранее "потенциалу". Эти страхи про потенциал экономист рисует своим читателям на картинках. Вот как его Латвия задела :) Читатели Кругмана пока воспринимают его крамолу в недоумении.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter