РБК | Компании | Аэрофлот

Лоукостер "Аэрофлота" далеко не улетит без изменений в законах

10 октября 2013  Источник http://top.rbc.ru/ http://quote.rbc.ru/
В четверг, 10 октября, "Аэрофлот" представил новую бюджетную авиакомпанию - "Добролет", которая является 100-процентным дочерним обществом ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и будет базироваться в московском аэропорту Домодедово В четверг, 10 октября, "Аэрофлот" представил новую бюджетную авиакомпанию - "Добролет", которая является 100-процентным дочерним обществом ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и будет базироваться в московском аэропорту Домодедово. Предполагается, что первые рейсы лоукостер выполнит весной 2014г. На начальном этапе авиакомпания будет выполнять полеты по наиболее востребованным маршрутам европейской части России. Ориентировочные инвестиции в проект составят 100 млн долл. в течение первых двух лет. Как отмечают аналитики, проникновение в новый, еще неразвитый в России, пассажирский сегмент поможет "Аэрофлоту" увеличить свою долю на рынке авиаперевозок. А в такой огромной стране, как Россия, спрос на более дешевые перелеты, пусть и при условии дополнительной оплаты ряда сопутствующих услуг, обеспечен. Однако окупаемость проекта за заявленный срок, по мнению экспертов, сомнительна.

Артем Аветисян, директор направления "Новый бизнес" Агентства стратегических инициатив, отмечает, что создание лоукостера - это логичный шаг для "Аэрофлота", который хочет занять новую перспективную нишу, пока на российском рынке практически пустующую. Авиакомпании сейчас на равных конкурируют с железными дорогами, а появление новой компании с ценами, которые будут в 1,5-2 раза ниже, чем у материнской, только усилит позиции в конкурентной борьбе с РЖД. "В России сейчас развивается внутренний туризм, который становится популярен у самой гибкой и подвижной части населения - молодежи в возрасте 18-27 лет. Для большинства из них билеты на регулярные рейсы дороги, но привычка быстро менять место пребывания уже есть. К тому же лоукостер выработает у них привычку к определенной авиакомпании, и по мере роста доходов они будут пользоваться более комфортными судами", - добавил А.Аветисян.

Старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин отмечает, что, запуская лоукостерский проект, "Аэрофлот" в своей стратегии преследует две цели. Во-первых, это усиление рыночной позиции - увеличение доли на рынке авиаперевозок за счет проникновения в новый пассажирский сегмент, чувствительный к ценам. Во-вторых, это защитная позиция против проникновения на российский рынок иностранных лоукостеров (Rainair, Easyjet и т.д.). "Если сейчас авиапарк "Аэрофлота" составляет 135 самолетов, то в парке "Добролета" предполагается через три года 40 самолетов Boeing 737-800, что увеличит общую выручку компании по меньшей мере на 20-25%. Соответственно, вырастет и капитализация компании. Правда, называемый срок окупаемости проекта в два года вызывает сомнения", - говорит эксперт.

Создание лоукостера сопряжено с изменениями в российском законодательстве в конце этого года, на что рассчитывает "Аэрофлот", констатирует О.Душин. Это, по его словам, касается в первую очередь невозвратности билетов на лоукостерские рейсы, что давно лоббирует "Аэрофлот". Также речь идет о возможности питания на борту за отдельную плату, платный провоз багажа, возможность нанимать пилотов - резидентов иностранных государств, словом, обо всем том, что могут делать иностранные компании. Предлагаются также прямые меры увеличения производительности: превращение самолетов в своеобразные "рейсовые автобусы", что подразумевает большее количество мест в салоне за счет уменьшения шага между креслами и неоткидывающихся спинок, что расширяет потенциальную клиентуру в стране огромных расстояний.

О.Душин не исключает, что очень сильной препоной на пути лоукоста являются именно законодательные ограничения, препятствующие снижению уровня комфортности полета, а также возможности играть ценами и услугами на борту. "Последнее обстоятельство (платность услуг), кстати, повышает действительную цену полета для многих пассажиров, несмотря на снижение табельной цены. По большому счету лоукост просто более гибко (за счет элемента дешевизны) отвечает расширению потребности в авиаперелетах со стороны населения", - резюмировал О.Душин.

Развитию лоукостеров в России мешает отсутствие инфраструктуры

Начальник аналитического отдела ООО "Управляющая компания КапиталЪ" Андрей Верхоланцев не считает, что влияние лоукостера на ключевой бизнес "Аэрофлота" будет сколько-нибудь значительным. На уровне выручки вклад новой компании, по его словам, может составить порядка 1%, если сравнивать с показателями другого лоукостера - "Авиановы". Стоит отметить, что выручка последней по итогам 2010г. составила порядка 73 млн долл., увеличившись почти в 15 раз, и залогом столь бурного роста был сравнительно низкий уровень цен. В целом эксперт считает, что "Добролет" - это в большей степени имиджевый проект, призванный заполнить пустующую нишу отечественных лоукостеров.

При этом А.Верхоланцев отмечает, что развитие лоукостеров в России сдерживается больше инфраструктурными ограничениями, нежели другими факторами. В мире успех данной модели бизнеса во многом определятся низкими затратами, связанными с обслуживанием в аэропортах. Как правило, это более удаленные от основных городских аэропортов объекты. Именно отсутствие дублирующих аэропортов в российских городах со сравнительно низкими сборами сдерживает развитие бизнеса лоукостеров.

Рост рынка авиаперевозок позитивно отразится на отчетности

Кроме того, в четверг группа "Аэрофлот" планирует представить финансовые результаты за шесть месяцев 2013г. по МСФО. По мнению аналитиков, они должны быть оптимистичными. В частности, эксперты ФГ БКС ожидают сильных результатов авиаперевозчика за первое полугодие 2013г., что, по их мнению, обусловлено продолжением роста российского рынка авиаперевозок.

А первый в истории компании conference call, по словам экспертов, привлечет внимание более широкого круга инвесторов. "Хотя личный контакт важен, conference call расширит IR-возможности "Аэрофлота" и приведет к росту интереса к компании со стороны более широкого круга инвесторов, особенно зарубежных, в преддверии планируемого листинга на NYSE", - отмечают аналитики.

Ожидается, что рост выручки компании может составить 13,5% в годовом выражении, а EBITDA - приблизительно 50%. Увеличение выручки связано с повышением пассажирооборота в отчетный период на 20% в годовом выражении, однако сокращение доходности пассажиропотока (из-за ужесточения конкуренции и запуска новых маршрутов), а также снижение доходов от прочих видов деятельности (из-за продажи duty-free бизнеса) охладит темпы роста выручки, отмечают аналитики ФГ БКС. Между тем рентабельность компании, по их мнению, должна повыситься на фоне снижения цен на авиационное топливо (на 5% в годовом выражении), а также ввиду отсутствия крупных единоразовых расходов от интеграции активов Росавиа (имели место в прошлом году). Прогнозирование чистой прибыли "Аэрофлота", как отмечают эксперты, затруднено по целому ряду причин, однако рынок ожидает роста показателя в два раза в годовом выражении - до 69 млн долл.

Эксперты ФГ БКС также отмечают, что акции "Аэрофлота" по-прежнему торгуются с дисконтом в 15-20% к ближайшему аналогу - Turkish Airlines, поскольку риски навеса предложения пока не устранены. "Мы считаем, что доступ на NYSE и к новому классу инвесторов может привести к сокращению дисконта акций "Аэрофлота" в долгосрочной перспективе. При этом в краткосрочном плане мы все еще видим ряд разовых факторов, которые могут помешать росту финансовых показателей компании", - заключили аналитики.
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=190474. Об использовании информации.