Наследие Бена Бернанке » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Наследие Бена Бернанке

На роль Бена Шалома Бернанке выпала нелегкая доля стоять у руля крупнейшего Центробанка в мире в самый тяжелый со времен великой депрессии период. Беспрецедентное падение на фондовом рынке, кризис ударил по крупнейшим, системообразующим финансовым институтам, среди которых и оказались инвестиционные банки, страховые компании, ипотечные организации, компании реального сектора экономике и многие другие
22 октября 2013 Gran Capital | Архив
На роль Бена Шалома Бернанке выпала нелегкая доля стоять у руля крупнейшего Центробанка в мире в самый тяжелый со времен великой депрессии период. Беспрецедентное падение на фондовом рынке, кризис ударил по крупнейшим, системообразующим финансовым институтам, среди которых и оказались инвестиционные банки, страховые компании, ипотечные организации, компании реального сектора экономике и многие другие .Именно в это время, в самый разгар кризиса, глава ФРС получил свое прозвище «Бенни-вертолет», после своего знаменитого высказывания о том, что если потребуется, ФРС будут разбрасывать деньги с вертолета. До такой крайности, разумеется не дошло, но под управлением мистера Бернанке регулятор взял курс на сверхмягкую денежную политику, поступательно снижая базовую ставку да текущих 0,25%. Именно с управлением Бена Бернанке связано появление незаменимого теперь термина «количественное смягчение», означающего ни что иное как процесс накачки финансовых рынков ничем не обеспеченной ликвидностью. Так каким история запомнит Бернанке на посту главы ФРС?

Так уж сложилось, что со времен обучения в университете будущий глава ФРС всегда интересовался кризисами и прослыл экспертом в этой области еще до того, как глобальный финансовый кризис собственно случился. Поэтому, когда Lehman Brothers объявил о своем банкротстве, а именно это событие считается катализатором разрушительных событий, неизбежность наступления которых стала ясна рынку еще зимой 2008-ого, у ФРС уже было выработано определенное представление о том, что должно быть сделано. Одним из самых спорных решений, направленных на поддержку экономики многие эксперты считаю выделение многомиллиардной помощи крупнейшим банкам и страховым компаниям, относящимся к категории “Too big to fail”. Среди таких организаций оказались Bank of America и AIG, а так же ипотечные агентства Freddie Mac и Fannie May.

Когда первая волна напряженности спала, главным для ФРС стало восстановление потребительского спроса любой ценой в целом, и стимулирование рынка труда в частности. Именно эта цель легла в основу проведения сверхмягкой монетарной политики и дала начало нескончаемым раундам программы количественного смягчения. Итогом стало оживление экономики, существенное улучшение ситуации на рынке труда, рост основных американских индексов до рекордных значений.

Но это лишь лицевая сторона медали, нельзя забывать и об оборотной. Ведь все проблемы, а их, как мы увидим скоро, накопилось немало, достанутся уже следующему председателю. Во-первых, мировая экономика стала зависимой от вливаний ФРС. И вроде бы все понимают, что аттракцион дешевых денег не может продолжаться вечно, и что раздутый до неприличных размеров баланс ФРС, полный плохих активов и безнадежных долгов нужно будет куда-то девать, но инвесторы до того привыкли к тому, что печатный станок не выключается, что переход к нормальной монетарной политики обещает быть весьма болезненным.

Из этого напрямую следует вторая проблема, проблема государственного долга. В 2007 году, когда Бен Бернанке только пришел к управлению ФРС, отношение Долг/ВВП находилось на уровне 64%. Сейчас же этот коэффициент приближается к 102%. И неубедительные действия американских политиков, которые не могут с первой попытки договориться хотя бы о переносе верхней границы этого немаловажного показателя, лишь усиливают опасения инвесторов. У современных финансистов в руках целый арсенал инструментов управления государственным долгом, среди которых и возможность реструктуризации и рефинансирования и многое другое, но все способно лишь отсрочить неизбежное.

Такое наследие при неправильном обращении может принести к весьма плачевным последствиям. И Джаннет Йеллен, преемница Бена Бернанке на его посту, сторонница еще более мягкой монетарной политики, едва ли сможет решить хотя бы одну из существующих проблем. А пока, подводя итоги главенства Бернанке на посту председателя ФРС, можно сказать, что несмотря ни на что, стараниями именно этого человека миру удалось восстановиться после кризиса максимально быстро, и едва ли, глядя на сегодняшние успехи американского фондового рынка, кто-то может усомниться в том, что на данном этапе именно такая политика нужна была миру.

http://grancapital.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter