Эта бесконечная, бесконечная, бесконечная пенсионная реформа... » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Эта бесконечная, бесконечная, бесконечная пенсионная реформа...

Страна готовится к очередным пенсионным нововведениям, бурно обсуждая их. На текущей неделе Госдума в первом чтении продлила срок выбора варианта пенсионного обеспечения до 31 декабря 2015 года. Таким образом, работающим россиянам дали еще два года на раздумья направлять ли им 6% индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии или направить эти 6% в страховую часть пенсии. Тем временем, уже на следующей неделе нижняя палата российского парламента планирует рассмотреть очередной пакет поправок, затрагивающих пенсионную систему. Ожидается даже, что к обсуждению этих законопроектов будут приглашены представители непарламентских партий, что само по себе говорит о важности темы. Пенсионная реформа, казалось бы, давно "на слуху" и разговоров о "новой формуле" не счесть, причем в текущем году их интенсивность в разы возросла. Но вопросов у населения не убавляется. И главные из них: чем плоха была реформа 2002 года, зачем именно сейчас понадобилось менять правила игры в распределительной, страховой части пенсии, придумывать новую формулу, что теперь будет с уже накопленными средствами, не лишимся ли мы их?
16 ноября 2013 Гайнутдинова Лиана
Что было?

Итак, в относительно благополучном 2002 году Россия реформировала свою пенсионную систему, перейдя от распределительного подхода к распределительно-накопительному. Подразумевалось, что для модернизации экономики страны необходимы инвестиции и пенсионные накопления работающих граждан могут стать их хорошим источником. В основу новой пенсионной системы был положен принцип обязательного пенсионного страхования. Согласно которому, все работающие граждане автоматически становились застрахованными. На финансирование страховых взносов работодатель обязан уплачивать до 22% от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы делятся на три составляющие трудовой пенсии: базовую, страховую и накопительную. Для людей 1967 года рождения и моложе (то есть именно того поколения, для которого "сеялась" реформа и которое должно было "пожать" ее плоды) пропорции отчислений в последние годы (с 2008-го) были следующие: 6% шло в базовую часть (идет на выплату действующим пенсионерам), 10% - в страховую (зависит от размера зарплаты застрахованного) и 6% - в накопительную. Причем судьбу накопительной части каждый мог решить сам - передать в негосударственный пенсионный фонд, в одну из частных управляющих компаний или же в государственную управляющую компанию, функцию которой выполняет госкорпорация ВЭБ. Если гражданин пренебрег выбором, его накопления автоматически попадали под управление ВЭБа.

Более того, с 2009 года в стране действовала программа государственного софинансирования пенсии - для тех, кто думает о будущем, хочет и имеет возможность вносить уже самостоятельно дополнительные взносы в накопительную часть пенсии. Таких к моменту завершения вступления в программу 30 сентября 2013 года в России набралось, по словам министра труда и соцразвития Максима Топилина, 15,8 млн человек. Всего в настоящий момент, по подсчетам экспертов, в стране насчитывается около 45 млн работающих граждан 1967 года рождения и моложе. Их пенсионные накопления, созданные за счет перечислений работодателей, составляют 2,6 трл рублей или 5% ВВП РФ.

Почему понадобилось менять правила игры?

Пенсионная реформа - это мероприятие с довольно длительным сроком действия - 25-30 лет. Ее разработчики изначально говорили о том, что позитивный эффект станет заметен лишь тогда, когда начнут выходить на пенсию люди 1967 года рождения и моложе, которые смогут использовать накопленные сбережения. Пока же реформа увеличила нагрузку на бюджет - ведь часть текущих доходов распределительной системы была перенаправлена на формирование индивидуальных пенсионных накоплений. В относительно благополучные докризисные годы эти издержки были приемлемы. Более того, российское правительство в это время приняло несколько социально-ориентированных решений, агрессивно индексировало пенсии, чтобы повысить уровень жизни российских пенсионеров - за десятилетие пенсии выросли в реальном выражении в три раза, подсчитали эксперты экономической экспертной группы при правительстве РФ. После 2008-2009 годов нагрузка на госбюджет значительно возросла, а ПФР встал перед проблемой серьезного дефицита - в текущем году согласно официальным данным из более чем 6 трлн поступлений в ПФР почти 2 трлн рублей - трансферт из федерального бюджета и Фонда национального благосостояния.

В последние годы правительство пытается закрыть дыру в пенсионном фонде за счет дополнительных налоговых поступлений и снижения темпов роста пенсий. По подсчетам аналитиков "Альфа-Банка" эти меры позволили снизить дефицит ПФР с 6% ВВП в 2010 году до текущих 3%. И все же их прогноз негативен. Эксперты считают, что давление на бюджет в ближайшие годы будет усиливаться из-за неблагоприятной демографической ситуации в стране. "Рождаемость в России заметно снизилась в 1990-е годы после распада СССР. В 1989 г. в стране проживало 44 млн граждан младше 20 лет; к 2012 г. эта цифра сократилась до 30 млн. Даже официальный прогноз правительства предполагает сокращение экономически активного населения в ближайшие годы, в том числе на 2 млн человек к 2017 г. В то же время количество пенсионеров по-прежнему будет увеличиваться на 1 млн каждые три года. В случае отсутствия пенсионной реформы дефицит ПФР, по нашим прогнозам, расширится с 3,2% ВВП в 2013 г. до 3,5% в 2016 г.", - констатируют эксперты "Альфа-Банка".

Что предлагается?

Большинство стран, столкнувшихся с аналогичной проблемой, пошли по пути увеличения пенсионного возраста. Некоторые пересмотрели свое отношение к накопительной части пенсионных отчислений, сделав ее не обязательной, а добровольной. Есть и такие, например, Венгрия, кто вовсе отказался от накопительной пенсии, национализировав уже наколенное и вернувшись к распределительной системе. Наша страна не решается пока прибегнуть к непопулярной мере повышения пенсионного возраста. Несмотря на то, что многие специалисты, в числе которых бывший глава российского Минфина Алексей Кудрин, настойчиво рекомендуют России поднять возрастную планку на получение пенсии. Именно такую рекомендацию содержал и доклад рабочей группы МВФ по итогам последнего визита в РФ. Кроме того, эксперты фонда рекомендовали увеличить минимальную продолжительность стажа, необходимого для получения прав на пенсию. По мнению МВФ, без этих изменений можно ожидать повышения ежегодных расходов на пенсии к 2030 году примерно на 3% ВВП.

Тем не менее, последние высказывания президента и членов российского правительства говорят о том, что планка в ближайшее время повышена не будет. И объяснения их просты: средняя продолжительность жизни в России составляет в настоящее время 69 лет, что значительно ниже, чем, например, в странах Центральной и Восточной Европы - 75 лет. По мнению министра труда и соцразвития Максима Топилина, вопрос о повышении пенсионного возраста в стране можно будет поднимать в том случае, если ожидаемая продолжительность жизни в стране достигнет 80 лет. Но наше правительство, хоть и не в приказном порядке, все-таки решило стимулировать россиян на более поздний срок выхода на пенсию.

Пакет законопроектов о новой пенсионной формуле уже озвучен, опубликован, одобрен в конце октября правительством и на днях будет рассмотрен в Госдуме. Однозначно можно сказать, что его нельзя назвать простым и доступным для понимания широкой общественности. И если реформу 2002 году пришлось разъяснять населению в течение нескольких лет, то уж на предлагаемую формулу уйдет еще больше. Предлагается страховую пенсию измерять не в абсолютных цифрах, а в абстрактных баллах или как их называют "в пенсионных коэффициентах", которые будут рассчитываться исходя из стажа, заработка и возраста выхода на пенсию. Таким образом, годовой пенсионный коэффициент - это параметр, которым будет оцениваться каждый год трудовой деятельности гражданина. При его расчете будет учитываться только официальная зарплата до вычета подоходного налога. Стоимость пенсионного коэффициента, порядок расчета и размер будет устанавливать правительство. Согласно новому порядку формирования пенсионных прав россиян, постепенно будет повышен минимальный стаж, необходимый для получения трудовой пенсии - с 5 до 15 лет. Для тех, кто выйдет на пенсию в 2017 году, он должен быть не менее 7 лет; если выход на пенсию предполагается в 2020 году - 10 лет минимального стажа, и к 2025 году он составит 15 лет. Если не отработать требуемое количество лет, то рассчитывать можно будет только на социальную пенсию. Таким образом, чтобы получить право на трудовую страховую пенсию, надо будет выполнить три условия: возраст - не менее 55 или 60 лет (соответственно для женщин и мужчин), трудовой стаж не менее 15 лет и "проходной балл", который определяется зарплатой, не менее 30. Если эти условия не выполнены, то человек получит право только на социальную пенсию. Подробно суть пенсионной формулы опубликована на сайте ПФР. В случае ее благополучного прохождения в Госдуме, Федсобрании и у президента, она начнет применяться с 1 января 2015 года.

Кроме законопроектов "О накопительной пенсии", "О страховых пенсиях" Госдума в ближайшие дни должна принять закон об акционировании негосударственных пенсионных фондов. На преобразование выделено два года: предполагается, что до 1 января 2016-го все НПФ, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), то есть работающие с пенсионными накоплениями, будут обязаны превратиться в акционерные негосударственные пенсионные фонды. Для остальных фондов, в том числе занимающихся лишь негосударственным пенсионным обеспечением, сроки продлены до 1 января 2017-го. Закон предположительно вступит в силу 1 января 2014 года. В то же время технология акционирования капитала будет разрабатываться еще в течение трех месяцев после вступления документа в силу. По сути, о необходимости акционирования НПФ дискуссии ведутся уже несколько лет, и большинство экспертов считает этот процесс необходимым, чтобы сделать роботу фондов более прозрачной для их клиентов. Но вот двухлетний срок многие эксперты считают недостаточным. В частности НАПФ выступает за то, чтобы на акционирование дали не два года, а хотя бы пять лет, потому что фонды вряд ли смогут быстро провести процедуру.

Что касается пенсионных накоплений граждан на тот период, пока будет проходить процесс акционирования НПФ, то правительство решило с 2014 года на год заморозить прием новых накоплений в НПФ. Накопительная часть пенсии клиентов НПФ будет переведена в Пенсионный фонд России. Эти средства позволят уменьшить бюджетный дефицит ПФР в 2014 году, по словам главы ПФР Антона Дроздова, на 240 млрд рублей. Изначально называлось, что бюджетный дефицит ПФР в 2014 году должен был составить 580 млрд рублей.

Что думают эксперты?

Пока официальные лица от Минтруда и соцразвития, Минфина, Пенсионного Фонда России выступают в СМИ с разъяснениями по поводу скорых нововведений и уверяют общественность, что пенсионная реформа необходима в нынешних условиях, что временная заморозка накопительной части пенсионных отчислений в НПФ - не говорит о том, что правительство планирует в будущем вовсе отказаться от накопительной части в пользу страховой. В частности, недавно замминистра финансов РФ Алексей Моисеев заверил, что у экономического блока принципиальная позиция, что накопительная часть, так же как и накопительное страхование жизни, это единственный возможный ресурс "длинных" денег в экономике, поэтому отказываться от них не будут.

Тем не менее, большая часть экспертного сообщества негативно отнеслась к пенсионным предложениям правительства, считая их сырыми, непроработанными, слишком сложными. К примеру, президент НП "Национальная ассоциация пенсионных фондов" (НАПФ) Константин Угрюмов считает нынешние пенсионные инициативы российского правительства дезавуированием всей пенсионной политики и реформы, которая была проведена в 2002 году, и первым шагом для полной ликвидации накопительного компонента. "В нынешнем виде она ломает созданную структуру пенсионного обеспечения и серьезно подрывает доверие граждан. Отметим, что только сейчас, по прошествии десяти лет, россияне начали доверять накопительной системе, разбираться в ней и выбирать способы формирования своей будущей пенсии. И в этот момент государство решает снова изменить правила, сделав это в жестком одностороннем порядке, аннулируя принятые миллионами людей решения", - говорит эксперт.

В то же время ассоциация полностью поддерживает создание системы гарантирования накоплений. "Систему создавать необходимо, нужно решать вопрос о повышении прозрачности пенсионных фондов с точки зрения акционирования. При этом мы считаем, что акционировать стоит только те фонды, которые будут заниматься обязательным пенсионным страхованием. Фонды, которые являются исключительно корпоративными и решают задачи кэптивного пенсионного обеспечения бизнеса, могут оставаться в форме некоммерческих организаций. То есть речь идет о разделении лицензий. Требования к НПФ для вхождения в систему гарантирования пока не готовы, но мы совместно с мегарегулятором и ЦБ работаем над этим, готовим наши предложения. По акционированию мы также готовим свои предложения в виде поправок в закон, как и по целому ряду других нормативных документов, связанных с деятельностью НПФ".

С критикой пенсионной реформы выступил и бывший министр финансов, ныне глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. В ходе прошедшего в Москве заседания Столыпинского клуба, он сказал, что считает неправильным решение правительства о временной заморозке перечисления накопительной части пенсий в НПФ и направление их в ПФР. По его мнению, государство не должно менять установленные правила в угоду сиюминутным потребностям. Кроме того, он считает, что накопительную часть пенсии нужно сохранить как обязательный компонент и предлагать гражданам выбирать между накопительной и распределительной частью - ошибка. "Гражданин не может сегодня сказать, какая из этих систем более перспективна, - считает Кудрин. - Государство говорит, что в рамках нашей пенсионной системы мы обеспечим более высокий уровень индексации пенсий через распределительную систему. А я считаю, что у страны не будет таких финансовых возможностей, чтобы позволить распределительную систему обеспечить в полном виде", - констатирует экс-министр. Кудрин считает, что новая пенсионная формула и общая концепция пенсионной реформы нуждаются в существенной доработке, иначе через 3 года придется думать над новой реформой.

Аналитики "Альфа-Банка" полагают, что заморозив новые отчисления в накопительную часть, Россия уже сделала первый шаг в сторону возврата к распределительной пенсионной системе. По их подсчетам, эта мера даст ПФР примерно 0,7% ВВП дополнительных ресурсов в год, а этого недостаточно для покрытия его дефицита, который составляет 3,0-3,5% ВВП. Эксперты констатируют, что предпочтение правительства сохранять госдолг РФ на низком уровне повышает вероятность национализации обязательных пенсионных сбережений. "Наконец, одна из главных целей создания накопительной пенсионной системы в 2002 году - создание внутренних источников "длинных" денег для развития финансового рынка - видимо не входит в список приоритетов правительства, так как бюджетная политика явно демонстрирует нежелание увеличивать госдолг", - считают аналитики, отмечая, что в перспективе возврат к распределительной системе повлечет за собой возникновение двух ключевых рисков. Во-первых, заметно возрастут социальные обязательства государства перед населением. Рекордно низкая безработица окажет повышательное давление на зарплаты и, следовательно, пенсии в ближайшие годы и может дорого обойтись бюджету. Позитивный эффект на бюджет за счет мобилизации дополнительных доходов будет заметен только в краткосрочной перспективе, в долгосрочной нагрузка на расходную часть значительно вырастет. "Снижение значимости накопительной пенсионной системы или полный отказ от нее ее в пользу распределительных пенсий окажет повышательное давление на инфляцию в кратко- и долгосрочной перспективе", - резюмируют эксперты "Альфа-Банка".

Члены Российского союза промышленников и предпринимателей, а также члены Совета финансового рынка считают, что решение, касающееся изъятия средств пенсионных накоплений до вступления НПФ в систему гарантирования, принималось без обсуждения с социальными партнерами. Более того, бюджет ПФР был рассмотрен на заседании Российской трехсторонней комиссии без учета последовавших в дальнейшем предложений правительства России. Свои позиции эти организации на днях сформулировали, опубликовали и направили в правительство. По мнению экспертов этих организаций, механизм временного использования средств пенсионных накоплений в предстоящие два года повышает риски как отечественной пенсионной реформы, так и российского финансового рынка, а значит будет иметь негативные последствия в целом для российской экономики.

Роман Горюнов, президент НП РТС и член Совета финансового рынка считает, что планируемый шаг может лишить российский финансовый рынок дополнительной "подушки безопасности", роль которой на всех рынках играют именно пенсионные накопления. "В первую очередь, в зоне риска окажутся рынок государственного внутреннего долга и сектор корпоративных облигаций. Это также может привести к росту ставок на депозиты в российских банках и, как следствие, к увеличению процентных ставок по кредитам банков промышленному сектору. В свою очередь, это не поможет российским компаниям удешевить заимствования и рефинансировать свои обязательства на более подходящих рыночных условиях. Все это может усилить негативный эффект от перераспределения пенсионных накоплений для страны и привести к экономической стагнации",- констатирует эксперт.

В совете финансового рынка убеждены, что создание подобного прецедента по переводу средств пенсионных накоплений в распределительную пенсионную систему подрывает доверие россиян к отечественной пенсионной системе. "Пенсионная система - это долгосрочный институт с временными ориентирами 30-50 лет, правила работы которого не должны меняться в угоду исполнения краткосрочных обязательств государства. Для оптимизации последних у государства существуют различные рыночные механизмы управления госдолгом", - считают в совете.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter