Январь оказался слабым для фондового рынка. Февраль пока не лучше » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Январь оказался слабым для фондового рынка. Февраль пока не лучше

Тем временем мой друг Джефф Клейнтоп, главный стратег компании LPL Financial, отмечает, что в результатах января нет ничего удивительного — треть всех месяцев с начала 2009 года закончилась снижением индекса SnP 500, и в среднем оно составило минус 3% - примерно столько же, сколько мы потеряли в январе
5 февраля 2014 Архив

Сегодня, 5 февраля, утром были обнародованы показатели безработицы Новой Зеландии, индекс активности в сфере услуг Австралии, индекс розничных цен Великобритании и средний денежный доход Японии. Далее последуют индексы PMI в сфере услуг Испании (12:13), Италии (12:43), Франции (12:48), Германии (12:53), ЕС (12:58), Великобритании (13:28). В 14 часов выйдут розничные продажи в Еврозоне. Об уровне безработицы в Португалии мы узнаем в 15:00. В 16:00 в США будет обнародовано число заявок на ипотечные кредиты. В 17:15 статистика из США продолжится публикацией отчета об изменении занятости в несельскохозяйственном секторе, подготовленным компанией ADP. Об активности в сфере услуг мы узнаем из отчета в 17:58. В 19:00 будет опубликован индекс активности в непроизводственном секторе ISM.

Джошуа Браун пишет о связи объемов и волатильности рынка:

"Январь оказался слабым для фондового рынка. Февраль пока не лучше. Тем временем мой друг Джефф Клейнтоп, главный стратег компании LPL Financial, отмечает, что в результатах января нет ничего удивительного — треть всех месяцев с начала 2009 года закончилась снижением индекса SnP 500, и в среднем оно составило минус 3% - примерно столько же, сколько мы потеряли в январе.

В дополнение к этому, в текущем году было множество дней с высоким объемом, что обычно нехорошо сказывалось на результатах фондового рынка. Вот что пишет Джефф:

"Нет ничего удивительного в падении рынка на 3% в месяц, особенно после столь сильного роста в прошлом году. С начала бычьего рынка в марте 2009, 18 месяцев из 59 закончились убытками — примерно треть. Среднее снижение составило 3,1%. Поэтому результат нынешнего января не кажется необычным или тревожным.

Что действительно было необычным в январе — так это большой объем. Важно, что фондовый рынок и торговый объем не были друзьями в последние годы. За предыдущие пять лет в дни с низким объемом (когда объем ниже 50-дневной скользящей средней) рынок обычно рос, как вы можете видеть это на рисунке 1-1. И наоборот, дни с объемом выше среднего заканчивались либо падением, либо оставались без изменений".

Январь оказался слабым для фондового рынка. Февраль пока не лучше


Рис. 1-1

Джефф отмечает, что торговый объем в январе достиг уровня, невиданного с мая 2010, месяца, когда произошел печально известный Молниеносный обвал. Поэтому не стоит удивляться волатильности, которая сопровождает рост объемов."

Вольф Рихтер размышляет о ситуации в Японии:

"Поблагодарим Банк Японии. Его героическая кампания по смягчению йены принесла плоды. Японцы, возможно, пока не заметили этого, потому что подобные вещи не пишутся красным цветом на выписках с банковских счетов, и, вероятно, они пока не знают о том, что благодарить за все надо Банк Японии. Однако примерно 20% их накоплений исчезли в 2013 году. А в 2014 исчезнет еще большая часть их богатства — в полном соответствии с планом Абэномики.

Что люди отмечают, так это то, что товары и услуги с каждым днем все дороже. Инфляция стала реальностью. Бедствие, которое так успешно довлело над американским средним классом, прибыло в Японию. Индекс потребительских цен в декабре вырос на 1,6% по сравнению с годом ранее. Цены на услуги увеличились на 0,6%, стоимость товаров подскочила на 2,6%.

Это ударило по домохозяйствам. В декабре их средний доход в номинальном выражении вырос на 0,3%. Но, с учетом инфляции — вот когда вступают в строй все преимущества Абэномики — средний доход упал на 1,7%. Реальный располагаемый доход сократился на 2,1%.

Абэномика затягивает их пояса. Но подождите, они ведь голосовали за эту славную программу! Поэтому пока не восстали. Только теперь им приходится дважды подумать, прежде чем достать с бесконечной осторожностью из кошелька столь любимые десятитысячные купюры. Потребительские расходы с поправкой на инфляцию — за исключением жилья, транспортных средств и денежных переводов — сократились на 2,3%

Зато покупки товаров длительного пользования растут. Все стремятся купить дорогостоящие вещи до 1 апреля, когда потребительский налог будет увеличен с 5% до 8%. Перенос расходов в текущий момент, таким образом, эквивалентен безрисковой гарантированной инвестиции с доходностью 3%. Это огромная цифра в стране, где процентные ставки по депозитам практически неотличимы от нуля, и где даже дрянные 10-летние правительственные облигации имеют доходность в 0,62%. Это весомый мотив.

И это превратилось в лихорадку. В декабре домашние хозяйства купили на 32,2% больше товаров длительного пользования, чем в аналогичном периоде годом ранее, в ноябре — на 25,2% больше, в октябре — на 40,4%. Эти покупки "на опережение" подстегнули экономику в конце 2013. Но перед 1 апреля они прекратятся.

Япония проходила через подобное и раньше. В 1996 году, после того, как решение о повышении налога с 3% до 5% было принято (вступить в силу оно должно было 1 апреля 1997), потребители и предприятия стали активно покупать, чтобы избежать уплаты дополнительных 2%. Наступил экономический бум. Который также резко и завершился: весной 1997, после того, как решение о повышении налогов вступило в силу, потребительские и корпоративные расходы упали до нуля, а экономика соскользнула в неприятную рецессию, которая длилась полтора года!

Первые признаки подобного уже видны. Ассоциация автопроизводителей на прошлой неделе выпустила прогноз, согласно которому продажи автомобилей в этом году сократятся на 9,8% до 4,85 млн. штук, минимального значения с 2011 года.

В ответ на это автопроизводители сократят производство для продажи на внутреннем рынке.

Другие производители — те, у которых по-прежнему производственные мощности в Японии — отреагируют на это сходным образом. Жилищное строительство затормозится. Ритейлеры пострадают. Во время прошлого повышения налога на 2% многие из них постарались защитить покупателей, переложив затраты на поставщиков. В этот раз, выучив прошлый урок, правительство настаивает на увеличении цен, законодательно закрепив повышение цен на 3%.

Рецессия 2014 будет гораздо тяжелее, чем в 1997 году. Компании и потребители уклоняются от повышения цен на 3%, а не 2%. Поэтому мотивация, стоящая за "опережающими покупками" куда сильнее, как и последующее снижение спроса. И все это произойдет на фоне стагнирующих зарплат и растущих цен. Да, и необходимо вспомнить о бедственном положении пенсионеров, чью сбережения и доходы постепенно съедаются инфляцией. Слава Абэномике!

Но есть и те, кто выиграет. Япония выиграет от более низкой стоимости рабочей силы. Правительству будет легче удержать свой бесконтрольный дефицит и госдолг от дефолта. Кроме того, есть Банк Японии, который покупает такое количество облигаций, что его хватило бы для монетизации всего дефицита и части существующего долга. Кроме того, он стремится полностью контролировать рынок правительственных облигаций — или, точнее сказать, то что от него осталось — даже если ему придется для этого купить последнюю облигацию. Однако для реальной экономики праздник заканчивается, и к весне все вернется к жесткой и удручающей реальности.

Согласно Абэномике, обесценивание йены должно стимулировать экспорт и сокращать импорт. Результатом этого станет положительное сальдо торгового баланса, которое придаст импульс экономике и привлечет инвестиции. Это спасет Японию. Однако происходит обратное..."

Alexsword обращает внимание на резкое падение ставок по краткосрочным казначейским облигациям. Это могло стать реакцией на недавнее заявления министра финансов Джейкоба Лью о немедленной необходимости повысить потолок государственного долга.

Январь оказался слабым для фондового рынка. Февраль пока не лучше


Также за последние несколько дней значительно выросли американские кредитные дефолтные свопы (CDS).

Январь оказался слабым для фондового рынка. Февраль пока не лучше


Станислав Елисеев приводит рейтинг бизнесменов США, чьи вложения, по версии Wall Street Journal, показали за 2013 год наибольшую доходность. Блогер отмечает, что «совокупный рост активов первых 20 инвесторов составил почти $81 млрд. В целом держатели крупных пакетов акций компаний, которые входят в индекс SnP 500, получили в прошлом году плюс почти на 30%».

В тройку лидеров попали Уоррен Баффет, Джеффри Безос, владелец Amazon, Марк Цукерберг.

Алексей Лукьяненко рассматривает динамику в различных классах активов по итогам января 2014 года.

Январь оказался слабым для фондового рынка. Февраль пока не лучше


Для сравнения приводятся результаты за ноябрь 2013 года.

Январь оказался слабым для фондового рынка. Февраль пока не лучше


Среди существенных изменений можно наблюдать слом тенденции в индексе Nikkei, результаты которого за несколько месяцев сменились на противоположные. Золото, напротив, становится лидером роста, так как, возможно, «рассматривается как защитный актив на фоне распродаж на фондовых площадках».

«Медь между тем усилила падение. Это прямое отражение факта снижения производства в мировой экономики. Той же логике снижения производства и экономики в целом следует нефть».

Российский рынок стабильно находится в негативной зоне, причем темпы снижения растут. «Частично это можно объяснить и продажами в целом развивающихся рынков».

«Налицо явная коррекция на фондовых площадках, и ясно одно - сейчас режим risk off».

Dartstrade, в свою очередь, указывает на рекордный недельный отток с фондовых рынков развивающихся стран к концу января 2014 года.

Январь оказался слабым для фондового рынка. Февраль пока не лучше


Екатерина Алябьева приводит точку зрения Центра макроэкономических исследований «Сбербанка» о том, что «действия Центрального банка и высказывания российских финансовых чиновников могли заранее сигнализировать рынку, что от рублей пора избавляться. В результате закономерное ослабление рубля обернулось обвалом».

В ЦМИ считают, что обвал рубля стал результатом плохой коммуникации между Банком России, правительством и основными игроками. Приводятся основные высказывания чиновников о рубле с его курсом к доллару в последние недели.

Январь оказался слабым для фондового рынка. Февраль пока не лучше


15 января 2014; первый зампред ЦБ Ксения Юдаева на Гайдаровском форуме: «В России можно говорить о такой проблеме, как стагфляция, то есть об экономическом росте и его замедлении, который сопровождается всплеском инфляции»; «Отказ от интервенций может немного увеличить волатильность рубля. Мы движемся в направлении более гибкого курса, в направлении нашего невмешательства в то, что происходит на валютном рынке».
20 января 2014; Ксения Юдаева в интервью Wall Street Journal: «С точки зрения финансовой стабильности мы смотрим на балансы банков и финансовых институтов, на масштаб волатильности рубля, которую они могут пережить без затруднений. Мы провели стресс-тесты, которые показали, что эта девиация может составить 25–30%».
22 января 2014; президент России Владимир Путин на встрече со студентами МИФИ: «Я вчера встречался с председателем Центрального банка Эльвирой Сахипзадовной Набиуллиной, она мне ничего подобного не рассказывала» (на вопрос о решении девальвации рубля).
27 января 2014; министр экономического развития Алексей Улюкаев в интервью «Интерфаксу»: «Баланс по году скорее в пользу некоторого ослабления рубля, чем в пользу усиления».
27 января 2014; глава Центробанка Эльвира Набиуллина в программе «Познер» на «Первом канале»: «Есть ряд рыночных факторов, которые означают, что рубль может начать укрепляться. Мы – один из немногих развивающихся рынков, у которого положительный торговый баланс. Мы экспортируем больше, чем импортируем, и это во многом поддерживает наш курс».

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter